Публикации Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2022-2023 год

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2022-2023 год
Автор: Карповникова Елена Хамитовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»на 2022-2023 годПрограмма курса внеурочной деятельности«Разговоры о важном» для 1 классов«Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации.Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.В соответствии с планом внеурочной деятельности школы на 2022-2023 учебный год на изучение данной программы выделено: 33 ч. (1 кл.).Пояснительная запискаРабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286), на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.), с учетом Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. 3/22), Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 15.08.2022 03- 1190, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20, образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природеи великой культуре.Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Задачи:воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;формирование культуры поведения в информационной среде.Форма занятий: эвристическая беседа, беседа. Занятия предполагают использование видеофрагмента, мультимедийной презентации, включают в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игры, интерактивные задания.Центральные темы – патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры. Содержательные блоки занятий:Часть 1. Мотивационная: введение в темуЗанятия начинается с видеоролика. Просмотр видеоматериала помогает ввести в тему, которая будет обсуждаться на занятии. Знакомство с новой для детей информацией возможно закрепить в последующей беседе. Коллективный разговор и подсказки учителя приведут к желаемому результату.Часть 2. Основная часть: беседа, прочтение рекомендуемых произведений. Художественное произведение выдающегося педагога-писателя побуждают чувства детей к размышлениям, морально-этическому анализу поступков героев произведений, а также собственного поведения. Предлагаемые вопросы помогут организовать диалог. В процессе беседы учитель может помогать учащимся дополнительными вопросами, тем самым подводить их к правильному ответу, формируя самостоятельное мышление. Выполнение интерактивных заданий служит развитию навыков чтения, помогают воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, визуальное сопровождениеЧасть 3. Заключение.Заключение занятия направлено на подведение итогов знакомства с новой информацией. Такое задание поможет учащимся укрепить понимание о важности семейных традиций и заботе о старшем поколении, вместе с тем оно направлено на организацию диалога детей с родителями о семейных ценностях, об истории собственной семьи. А также возникновению или продолжению доброй традиции семейного чтения. Результаты занятия.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Формирующиеся ценности: (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, Личностные результаты:
  • становление ценностного отношения к своей Родине – России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • Метапредметные результаты1)базовые логические действия:
  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определятьсущественныйпризнакдляклассификации,
  • классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуациях,
  • поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
  • 2)базовые исследовательские действия:
  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
  • выбирать источник сходных ситуациях;
  • 3)работа с информацией:
  • получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
  • Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:1)общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • 2)совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
  • Предметные результаты:Сформировано представление:
  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.
  • Сформировано ценностноеотношение:
  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.
  • Тематическое планирование 1-е классыПодготовка учителя к работе по программеВнеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия. Учитывая особенности образовательной организации (специфика здания, расположенность актового зала по отношению к классам, наличие этажей и переходов и пр.) учителю следует продумать до мелочей организацию перехода обучающихся от актового зала в свой класс. Чем больше времени будет затрачено на этот переход, тем меньше времени останется на проведение собственно занятия. Сценарий рассчитан на 30 минут общения с учащимися. В методических рекомендациях, которые даны к каждому сценарию, учителю даются советы, как в случае необходимости расширить или сократить содержание занятия.При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его построения. Педагог обратит внимание на три структурные части сценария: 1 часть — мотивационная, 2 часть — основная, 3 часть заключительная. На каждую часть дано приблизительное время проведения. Цель мотивационной части занятия (3-5 минут) — предъявление учащимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с рассматривания видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности учащихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика, создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность).В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание. Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями, которые даются в каждом сценарии, что поможет ему осознанно принять цель занятия, его содержание и структуру.
    -