Публикации «Современное воспитание личности школьника с ОВЗ, как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современное воспитание личности школьника с ОВЗ, как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
Автор: Кузькина Кристина Валерьевна


Современное воспитание личности школьника с ОВЗ, как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса.
Мирособогоребенка интересен и пуглив.
Мирособогоребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мирособогоребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мирособогоребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мирособогоребенка допускает лишь своих.
(Н.А. Калиман)
Обучение и воспитание: Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных.
Чаще мы обращаемся к процессу обучению школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников с ОВЗ, в современных условиях жизни и в разных образовательных областях.
Что же такое воспитание ?
Воспитание — процесса целенаправленного формирования личности, а в современном понимании — это именно эффективного взаимодействия, направленный, что он динамичен, подвижен и изменчив.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств учащихся.
С декабря 2020г наша школа работает по программе воспитания, которая разработана с учетом специфики нашего учебного заведения.
Напомню : общая цель программы воспитания — личностное развите школьников, проявляющее:
В усвоении ими социально значимых знаний;
В развитии их социально значимых отношений;
В приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является внеурочная деятельность, она, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер.
Основание для разработки программы воспитания: 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ: О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся. Что нового записано в данном законе:
Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направленийпо формированию у обучающихся:
Чувства патриотизма и гражданственности;
уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
уважения к закону и правопорядку;
уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
бережного отношения к природе и окружающей среде.
Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:
рабочая программа воспитания
календарный план воспитательной работы.
Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
Единые разделы:
Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса.
Цель и задачи воспитания.
Виды, формы и содержание деятельности.
Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Особенные приложения:
Календарные планы воспитательной работы.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания.
Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи:
Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности.
Инвариантные (обязательные) модули:
Классное руководство.
Школьный урок.
Курсы внеурочной деятельности.
Работа с родителями.
Самоуправление.
Профориентация.
Вариативные модули:
Ключевые общешкольные дела.
Волонтерство.
Экскурсии, экспедиции, походы.
Организация предметно-эстетической среды.
Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и, совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.
Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.
Диагностика
В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного в классе процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя и Центра в целом.
Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Если основными задачами организации воспитательного процесса в классе являются развитие личности школьника и формирование классного коллектива, то и основными критериями ее результативности надо считать: динамику развития личности школьника; уровень развития классного коллектива и положение ребенка в этом коллективе как важнейшие условия этого развития.
Воспитание в Центре должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в Центре является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного руководителя.
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные.
Много лет в Центре используются с большим успехом традиционные технологии:
Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
Педагогика сотрудничества.
Гуманно – личностная технология.
Технология коллективного творческого воспитания.
Технология гуманного коллективного воспитания.
В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:
Здоровьесберегающая технология.
Технология проектов.
Технология личностно-развивающего диалога.
Технология педагогического разрешения конфликта.
Информационно-коммуникативная технология.
Социальное проектирование.
Арт-технология.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Внеурочная деятельность, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер. Наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей возможно создать именно во внеурочной работе школы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.
Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас. От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
7
-