Публикации Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении»
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна

Русский язык. 9 класс. Урок № 51.
Повторение темы Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Новая тема. 29. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Повторение темы Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Задание № 1 (презентация): распределите (на слух) номера БСП на 3 группы: 1) между частями БСП ставится запятая или точка с запятой; 2) двоеточие, 3) тире.
(1) Всё в таинственном молчанье; холм оделся темнотой; ходит в облачном сиянье полумесяц молодой. (2) Государь прав: мне должно обеспечить будущую судьбу мою. (3) Народ утих, разошелся - двор опустел. (4) Возвратясь, нашел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать… (5) Ночь была темна, небо покрыто тучами - в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть. (6) Воображение ее было поражено: она видела Дефоржа, спокойно стоящего над медведем. (7) Молчит неверный часовой, опущен молча мост подъемный, врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наемной… (8) Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога. (9) За мной гнались - я духом не смутился и дерзостью неволи избежал. (10) На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. (11) Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне. (12) Этот Германн - лицо истинно историческое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. (13) Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. (14) Ветер затих на мгновенье - мерные удары колокола ясно достигли до моего слуха. (15) Сучья поминутно задевали и царапали его, ноги поминутно вязли в болоте.
Ключ:

Запятая или точка с запятой
(1, 7, 10, 13, 15)
Двоеточие
(2, 4, 6, 8, 12)
Тире
(3, 5, 9, 11, 14)
1
(1) Всё в таинственном молчанье; холм оделся темнотой; ходит в облачном сиянье полумесяц молодой.
(2) Государь прав: мне должно обеспечить будущую судьбу мою.
(3) Народ утих, разошелся - двор опустел.
2
(7) Молчит неверный часовой, опущен молча мост подъемный, врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наемной…
(4) Возвратясь, нашел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать…
(5) Ночь была темна, небо покрыто тучами - в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть.
3
(10) На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.
(6) Воображение ее было поражено: она видела Дефоржа, спокойно стоящего над медведем.
(9) За мной гнались - я духом не смутился и дерзостью неволи избежал.
4
(13) Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда.
(8) Вдруг Дубровский вздрогнул: в укреплении сделалась тревога.
(11) Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне.
5
(15) Сучья поминутно задевали и царапали его, ноги поминутно вязли в болоте.
(12) Этот Германн - лицо истинно историческое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.
(14) Ветер затих на мгновенье - мерные удары колокола ясно достигли до моего слуха.
Упражнение № 199: (а) поменяйте местами части БСП и запишите, расставляя знаки препинания; (б) в полученных предложениях подчеркните грамматические основы.
Ключ:

БСП-1

БСП-2
1
Строительство дороги оказалось очень сложным: пришлось пробивать несколько тоннелей в горах.
1
Пришлось пробивать несколько тоннелей в горах1 - строительство дороги оказалось очень сложным2.
* Вторая часть имеет значение следствия.
2
Центральная площадь была заполнена народом: на митинг вышли тысячи людей.
2
На митинг вышли тысячи людей1 - центральная площадь была заполнена народом2.
* Вторая часть имеет значение следствия.
3
Спасатели прибыли вовремя - никто не пострадал.
3
Никто не пострадал1: спасатели прибыли вовремя2.
* Вторая часть имеет значение причины.
4
Полученные на каком-то этапе знания могут быстро устаревать - нужно учиться самостоятельно добывать новую информацию.
4
Нужно учиться самостоятельно добывать новую информацию1: полученные на каком-то этапе знания могут быстро устаревать2.
* Вторая часть имеет значение причины.
Упражнение № 200 (выполняется на карточке): (а) расставьте знаки препинания в БСП; (б) на месте (№ - ...) напишите номер группы, указанной в задании (см. учебник):
(1 - № - ...) Не старость была виною сила одолела силу. (2 - № - ...) Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячую ласку света. (3 - № - ...) Знай я ремесло жил бы в городе. (4 - № - ...) Мир строит война разрушает. (5 - № - ...) Отложишь на день на все десять дело затянется. (6 - № - ...) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной чем наука. (7 - № - ...) А глянет солнце свет во сто крат умножается. (8 - № - ...) Удача подобна тени смелого она неотступно следует за ним.
Ключ:
Задание в учебнике: запишите предложения в следующем порядке:
1) вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части;
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части;
3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части;
4) первая часть указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. Расставьте знаки препинания.
(1 - № - 2) Не старость была виною: сила одолела силу.
(2 - № - 3, 4) Выйдет солнце из облака - чувствуешь на лице горячую ласку света.
(3 - № - 4) Знай я ремесло - жил бы в городе.
(4 - № - 1) Мир строит - война разрушает.
(5 - № - 4) Отложишь на день - на все десять дело затянется.
(6 - № - 2) Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
(7 - № - 3, 4) А глянет солнце - свет во сто крат умножается.
(8 - № - 2) Удача подобна тени смелого: она неотступно следует за ним.
Новая тема. 29. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Порядок синтаксического разбора:
1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и эмоциональной окрашенности (восклицательное или невосклицательное).
2. Предикативные части сложного предложения, их грамматические основы.
3. Характер и средства связи частей бессоюзного сложного предложения.
4. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.
5. Разбор предикативных частей бессоюзного сложного предложения как простых предложений.
Образец устного синтаксического разбора:
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого сожаления.
Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предикативных частей. В первой части грамматическая основа - я выпрыгнул и вижу, во второй - матушка встречает.
Связь между частями сложного предложения бессоюзная, средство связи - интонация.
Предложение относится к типу сложных бессоюзных предложений со значением причины, пояснения, дополнения. Смысловые отношения между предикативными частями - дополнительные (от первой части сложного предложения ко второй можно поставить вопрос что вижу?). Интонация дополнения: 1-я часть произносится с предупредительным понижением голоса, после неё делается значительная пауза; 2-я часть заканчивается обычным понижением голоса.
1-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, осложнённая однородными членами (сказуемыми).
2-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
Образец письменного синтаксического разбора:
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого сожаления.
[ и ]: [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, со значением дополнения.
1-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, осложнённая однородными членами (сказуемыми).
2-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
Упражнение № 202 (предложение № 2): расставляя знаки препинания, перепишите предложение; осуществите его полный синтаксический разбор.
Ключ:
Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край.
Устный синтаксический разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предикативных частей. В первой части грамматическая основа - он не ожидал, во второй - вода застилала.
Связь между частями сложного предложения бессоюзная, средство связи - интонация.
Предложение относится к типу сложных бессоюзных предложений со значением причины, пояснения, дополнения. Смысловые отношения между предикативными частями - пояснительные (от первой части сложного предложения ко второй можно поставить вопрос какого именно зрелища?). Интонация пояснения: 1-я часть произносится с предупредительным понижением голоса, после неё делается значительная пауза; 2-я часть заканчивается обычным понижением голоса.
1-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
2-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
Письменный синтаксический разбор:
Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край.
[ ]: [ ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, со значением пояснения.
1-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
2-ячасть - двусоставная, распространённая, полная, неосложнённая.
Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
План пунктуационного разбора:
1. Знаки завершения.
2. Знаки разделения между частями бессоюзного сложного предложения.
3. Знаки разделения и выделения в частях сложного предложения.
Образец устного пунктуационного разбора:
(Если) Май холодный - год хлебородный.
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения - тире, так как в первой части содержится условие того, о чём говорится во второй части. От второй части к первой можно задать вопрос: При каком условии?
В первую часть можно вставить союз если: Если май холодный, год хлебородный.
Образец письменного пунктуационного разбора:
(Если) Май холодный - год хлебородный.
[ ] - [ ].
Задание № 2: расставляя знаки препинания, перепишите предложение; осуществите его полный пунктуационный разбор:
Давыдов облегченно вздохнул впервые за долгое время он был по-настоящему сыт.
Ключ:
Давыдов облегченно вздохнул: впервые за долгое время он был по-настоящему сыт.
Устный пунктуационный разбор:
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения - двоеточие, так как второе предложение имеет значение причины (указывает причину того, о чем говорится в первом). От первой части ко второй можно задать вопрос почему?
Во вторую часть можно вставить союз потому что: Давыдов облегченно вздохнул, потому что впервые за долгое время он был по-настоящему сыт.
Письменный пунктуационный разбор:
Давыдов облегченно вздохнул: впервые за долгое время он был по-настоящему сыт.
[ ]: [ ].
Домашнее задание:
Упражнение № 202: осуществить полный синтаксический разбор (по плану) предложения № 5.
Урок № 51
Повторение темы Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Задание № 1: распределите (на слух) номера БСП на 3 группы: 1) между частями БСП ставится запятая или точка с запятой; 2) двоеточие, 3) тире.
Упражнение № 199: (а) поменяйте местами части БСП и запишите, расставляя знаки препинания; (б) в полученных предложениях подчеркните грамматические основы.
Упражнение № 200 (выполняется на карточке): (а) расставьте знаки препинания в БСП; (б) на месте (№ - ...) напишите номер группы, указанной в задании (см. учебник):
(1 - № - ...) Не старость была виною сила одолела силу. (2 - № - ...) Выйдет солнце из облака чувствуешь на лице горячую ласку света. (3 - № - ...) Знай я ремесло жил бы в городе. (4 - № - ...) Мир строит война разрушает. (5 - № - ...) Отложишь на день на все десять дело затянется. (6 - № - ...) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной чем наука. (7 - № - ...) А глянет солнце свет во сто крат умножается. (8 - № - ...) Удача подобна тени смелого она неотступно следует за ним.
Новая тема. 29. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Упражнение № 202 (предложение № 2): расставляя знаки препинания, перепишите предложение; осуществите его полный синтаксический разбор.
Задание № 2: расставляя знаки препинания, перепишите предложение; осуществите его полный пунктуационный разбор:
Давыдов облегченно вздохнул впервые за долгое время он был по-настоящему сыт.
-