Публикации
Технологическая карта мастер-класса по изготовлению лоскутной куклы "Капустка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта мастер-класса по изготовлению лоскутной куклы "Капустка"
Автор: Мамонова Надежда Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта мастер-класса по изготовлению лоскутной куклы "Капустка"
Автор: Мамонова Надежда Владимировна
Технологическая карта мастер-класса
Тема: Изготовление традиционной славянской лоскутной куклы Капустка.
Цель: Познакомить с технологией изготовления традиционной славянской лоскутной куклы на примере куклы Капустка.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представления о разнообразных техниках изготовления лоскутных кукол;
- познакомить с приёмами изготовления нешитьевых кукол;
- дать представление о вариантах использования данной техники в декорировании помещения, одежды; оформлении праздника.
Развивающие:
- вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству, развить творческие способности, воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитание приверженности к народным традициям, художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира, аккуратности, терпения.
Педагог: Мамонова Надежда Владимировна
Место проведения: ГАБОУ СО НТПК № 1
Дата: 05.10.2023
Продолжительность МК – 40 минут
Категория участников: студенты ГАБОУ СО НТПК № 1
Этапы работы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный
(3-4 минуты)
Сообщение темы мастер-класса, раскрытие темы и задач МК – просмотр презентации.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или Пасха.
Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и, сожалея, о потерянных навсегда экземплярах.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём эти куклы в руки —
Оживают истории звуки...
Студенты внимательно слушают, задают вопросы.
Основная часть
(25-30мин.)
Подробный рассказ о технологии изготовления тряпичной куклы Капустка, сопровождаемый презентацией и демонстрацией работ, выполненных педагогом.
Кукла Капустка получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях России и называли по-разному. У народов, живущих на Волге, она называлась Капустка, Кормилка, в Сибири – Рожаница, как кукла, воплощающая образ плодородия. Существуют и другие названия Вепсская - по наименованию народности - вепсы, проживающих и по сей день на территории Ленинградской области, в Карелии и Финляндии. Рванкой её называли по технике изготовления. Возможно, несмотря на то, что все эти куклы внешне очень похожи, но куклы эти разные, со своими особенностями и назначением.
Мы будем с вами рассматривать эту куклу как вариант игровой куклы. Он наиболее прост и логичен в изготовлении в отличие от шитьевых кукол, кукол-столбушек и т.д.
Инструктаж по технике безопасности -
При изготовлении куклы не используются иглы и ножницы, однако необходимо рассказать о правилах работы с катушечной нитью.
Преподаватель демонстрирует – как правильно расположить катушку ниток в руке, как правильно обрывать
нить при создании безузелковой куклы.
Физкультминутка…
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны – вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело…
Для создания Капустки нам понадобятся следующие материалы:
1. Три квадрата красивой натуральной ткани размером 20х20 см. для платья.
2. Один квадрат белой х.б. ткани 20х20 см. для головы и туловища.
3. Два квадрата 7х7 см. для формирования груди куклы.
3. Красивый кусок ткани для фартука (или несколько) 5х12 см.; возможно использование тесьмы.
4. Ткань для косынки 30х30 см.
5. Полоска красного цвета для оформления повойника.
6. Разноцветные х/б нити "ирис" (или мулине)
7. Наполнитель – ткань, вата (лён, крупа, трава, опилки...)
Итак, разбираем материалы для изготовления куклы, воспользуемся схемой-подсказкой - начинаем работать.
1. Из наполнителя формируем шарик и помещаем его в центр белого кусочка ткани, таким образом, мы формируем голову куклы, обращаем внимание на то, чтобы все складки были сзади, а передняя — лицевая сторона осталась гладкой.
2. Перевязываем нитью (мотаем нить по часовой стрелке, т.е. от себя). Завязываем узелок на два-три раза на затылочной части куклы. В дальнейшем следим, чтобы все узелки располагались сзади. Второй вариант – кукла создается как безузелковая, поэтому делаем натяжении нити и обрываем её.
3. Формируем руки - по бокам (горизонталь) расправляем материал и складываем уголки ткани. Края перевязываем нитью, формируя ладошки.
4. Грудь делаем из двух кусочков цветной ткани по тому же принципу, что и голову. Прикладываем их к нашей куколке.
5. Формируем юбку - третий кусочек цветной ткани складываем по диагонали, делаем самолётик. Приматываем груди и юбку крестом. Нитка должна идти с правого нижнего угла от талии вверх на левое плечо, делаем оборот вокруг шеи и с правого плеча вниз влево. Далее вокруг пояса так, чтобы нить оказалась опять справа снизу. Аналогичным способом делаем крест сзади и закрепляем нить по центру спины.
6. Одеваем на голову повойник.
7. Повязываем вокруг головы платок. о
8. Завершает образ – пояс-скрутка из разноцветных нит к.
Кукла готова!
Раздаются готовые комплекты материалов для работы по изготовлению куклы. Проверяется комплектность каждым студентом.
Заготавливается бОльшее количество комплектов для изготовления куклы – студенты могут выбрать наиболее приемлемую цветовую гамму.
Все работы фотографируются (деятельность во время МК фиксируется); делается мини-выставка, участники коллективно обсуждают свои работы, задают вопросы педагогу.
Рефлексия
(3-4 мин.)
Мобилизуем участников на самооценку - педагог предлагает участникам оценить работоспособность как всей группы, так и собственную; результативность работы. Рефлексия – (возможно) приём Дерево настроения
Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются оценкой проделанной работы; дают оценку МК.
Заключительный этап
(оставшееся время)
Педагог подводит итоги работы, благодарит студентов за эффективную работу, показывает преимущества работы в формате МК, указывает на типичные ошибки (если они будут на данном МК)
Участники благодарят педагога за предоставленную возможность.
Перечень источников –
1. Дайн Г. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции. Технологии. М. 2005.
2. Волкова Я. Детские куклы и обереги. М. 2019.3. Нечитайлова Е.В. Технология мастер-класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя// Советы учителю Ростов-на-Дону – 2003, № 11, 39с.
4. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей .Часть 1. Теоретические и организационные аспекты /Сост.:Кленова Н.В., Абдухакимова С.А./Ред.: Постников А.С., Прыгунова А.П.- М.:МГДД(Ю)Т, 2009, - 108 с.
5. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З.И. – М.: Издательство Ладога-100, 2007. – 64 с., ил. (Русская Традиция).
6.
7.
Словарь
1. Повойник -(повой, оповойник, повоец от повивать, шамшура, волосник, сдериха, подубрус-ник;укр.очіпок;белор.каптур)— старинныйголовной уборзамужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшеннымгалуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор - от загрязнения.
Вепсская кукла, Капустка, Рванка…
Тема: Изготовление традиционной славянской лоскутной куклы Капустка.
Цель: Познакомить с технологией изготовления традиционной славянской лоскутной куклы на примере куклы Капустка.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представления о разнообразных техниках изготовления лоскутных кукол;
- познакомить с приёмами изготовления нешитьевых кукол;
- дать представление о вариантах использования данной техники в декорировании помещения, одежды; оформлении праздника.
Развивающие:
- вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству, развить творческие способности, воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитание приверженности к народным традициям, художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира, аккуратности, терпения.
Педагог: Мамонова Надежда Владимировна
Место проведения: ГАБОУ СО НТПК № 1
Дата: 05.10.2023
Продолжительность МК – 40 минут
Категория участников: студенты ГАБОУ СО НТПК № 1
Этапы работы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный
(3-4 минуты)
Сообщение темы мастер-класса, раскрытие темы и задач МК – просмотр презентации.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или Пасха.
Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и, сожалея, о потерянных навсегда экземплярах.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём эти куклы в руки —
Оживают истории звуки...
Студенты внимательно слушают, задают вопросы.
Основная часть
(25-30мин.)
Подробный рассказ о технологии изготовления тряпичной куклы Капустка, сопровождаемый презентацией и демонстрацией работ, выполненных педагогом.
Кукла Капустка получила свое название из-за пышного сарафана, состоящего из пяти и более цветных лоскутов. Куклу делали в разных областях России и называли по-разному. У народов, живущих на Волге, она называлась Капустка, Кормилка, в Сибири – Рожаница, как кукла, воплощающая образ плодородия. Существуют и другие названия Вепсская - по наименованию народности - вепсы, проживающих и по сей день на территории Ленинградской области, в Карелии и Финляндии. Рванкой её называли по технике изготовления. Возможно, несмотря на то, что все эти куклы внешне очень похожи, но куклы эти разные, со своими особенностями и назначением.
Мы будем с вами рассматривать эту куклу как вариант игровой куклы. Он наиболее прост и логичен в изготовлении в отличие от шитьевых кукол, кукол-столбушек и т.д.
Инструктаж по технике безопасности -
При изготовлении куклы не используются иглы и ножницы, однако необходимо рассказать о правилах работы с катушечной нитью.
Преподаватель демонстрирует – как правильно расположить катушку ниток в руке, как правильно обрывать
нить при создании безузелковой куклы.
Физкультминутка…
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны – вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело…
Для создания Капустки нам понадобятся следующие материалы:
1. Три квадрата красивой натуральной ткани размером 20х20 см. для платья.
2. Один квадрат белой х.б. ткани 20х20 см. для головы и туловища.
3. Два квадрата 7х7 см. для формирования груди куклы.
3. Красивый кусок ткани для фартука (или несколько) 5х12 см.; возможно использование тесьмы.
4. Ткань для косынки 30х30 см.
5. Полоска красного цвета для оформления повойника.
6. Разноцветные х/б нити "ирис" (или мулине)
7. Наполнитель – ткань, вата (лён, крупа, трава, опилки...)
Итак, разбираем материалы для изготовления куклы, воспользуемся схемой-подсказкой - начинаем работать.
1. Из наполнителя формируем шарик и помещаем его в центр белого кусочка ткани, таким образом, мы формируем голову куклы, обращаем внимание на то, чтобы все складки были сзади, а передняя — лицевая сторона осталась гладкой.
2. Перевязываем нитью (мотаем нить по часовой стрелке, т.е. от себя). Завязываем узелок на два-три раза на затылочной части куклы. В дальнейшем следим, чтобы все узелки располагались сзади. Второй вариант – кукла создается как безузелковая, поэтому делаем натяжении нити и обрываем её.
3. Формируем руки - по бокам (горизонталь) расправляем материал и складываем уголки ткани. Края перевязываем нитью, формируя ладошки.
4. Грудь делаем из двух кусочков цветной ткани по тому же принципу, что и голову. Прикладываем их к нашей куколке.
5. Формируем юбку - третий кусочек цветной ткани складываем по диагонали, делаем самолётик. Приматываем груди и юбку крестом. Нитка должна идти с правого нижнего угла от талии вверх на левое плечо, делаем оборот вокруг шеи и с правого плеча вниз влево. Далее вокруг пояса так, чтобы нить оказалась опять справа снизу. Аналогичным способом делаем крест сзади и закрепляем нить по центру спины.
6. Одеваем на голову повойник.
7. Повязываем вокруг головы платок. о
8. Завершает образ – пояс-скрутка из разноцветных нит к.
Кукла готова!
Раздаются готовые комплекты материалов для работы по изготовлению куклы. Проверяется комплектность каждым студентом.
Заготавливается бОльшее количество комплектов для изготовления куклы – студенты могут выбрать наиболее приемлемую цветовую гамму.
Все работы фотографируются (деятельность во время МК фиксируется); делается мини-выставка, участники коллективно обсуждают свои работы, задают вопросы педагогу.
Рефлексия
(3-4 мин.)
Мобилизуем участников на самооценку - педагог предлагает участникам оценить работоспособность как всей группы, так и собственную; результативность работы. Рефлексия – (возможно) приём Дерево настроения
Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются оценкой проделанной работы; дают оценку МК.
Заключительный этап
(оставшееся время)
Педагог подводит итоги работы, благодарит студентов за эффективную работу, показывает преимущества работы в формате МК, указывает на типичные ошибки (если они будут на данном МК)
Участники благодарят педагога за предоставленную возможность.
Перечень источников –
1. Дайн Г. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции. Технологии. М. 2005.
2. Волкова Я. Детские куклы и обереги. М. 2019.3. Нечитайлова Е.В. Технология мастер-класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя// Советы учителю Ростов-на-Дону – 2003, № 11, 39с.
4. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей .Часть 1. Теоретические и организационные аспекты /Сост.:Кленова Н.В., Абдухакимова С.А./Ред.: Постников А.С., Прыгунова А.П.- М.:МГДД(Ю)Т, 2009, - 108 с.
5. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З.И. – М.: Издательство Ладога-100, 2007. – 64 с., ил. (Русская Традиция).
6.
7.
Словарь
1. Повойник -(повой, оповойник, повоец от повивать, шамшура, волосник, сдериха, подубрус-ник;укр.очіпок;белор.каптур)— старинныйголовной уборзамужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшеннымгалуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Повойник надевался под другой головной убор, предохраняя волосы от спутывания, а верхний убор - от загрязнения.
Вепсская кукла, Капустка, Рванка…
