Публикации урок Кислоты, их классификация и химические свойства

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок Кислоты, их классификация и химические свойства
Автор: Журавель Светлана Александровна

Тема урока:  «Кислоты, их классификация и химические свойства.».Тип урока: Урок открытия новых знаний.Место урока в системе урочной деятельности: данная тема рассматривается в 8 классе в главе 3 «Основные классы неорганических соединений».Цели: сформировать умение:1) определять признаки классификации кислот; 2)проводить эксперимент и определять, химические свойства кислот; 3)совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.Задачи урока: 1. Рассмотреть предложенные формулы кислот, выявить признаки, по которым кислоты можно объединить группы; 2.Экспериментально доказать, какие металлы могут вытеснять водород из растворов кислот 3.Выяснить с какими веществами кислоты вступают в химические превращения и какие вещества образуются в результате реакций.Планируемые результаты обучения:Предметные: классифицировать неорганические кислоты; использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; характеризовать (описывать) общие химические свойства кислот, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций; следовать правилам обращения с  веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытовМетапредметные: умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: умением применять в процессе познания символические (знаковые) модели: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта.Личностные: формирование: коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении химического эксперимента; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии.Оборудование и реактивы: компьютер, проектор мультимедиа, презентация, растворы соляной и серной кислот, цинк, карбонат кальция, гидроксид натрия, держатель, инструктивные карточки.Приложение 1.Задание 1. Ученик восьмого класса узнал от своего прадедушки, что он служил партизаном в годы Великой отечественной войны в Крыму. Известняковые пещеры-лабиринты Крыма были партизанам убежищем. В этих пещерах происходит реакция превращения карбоната в бикарбонат обратима, поэтому на потолке известняковой пещеры из капли воды, насыщенной гидрокарбонатом кальция, выделяется диоксид углерода, и прежде чем капля успеет упасть вниз, часть растворенного гидрокарбоната превращается в твердый карбонат. Так зарождаются свисающие вниз сосульки сталактитов. Из воды, капающей со сталактита, на полу пещеры тоже осаждается карбонат кальция, и с течением времени навстречу свисающей сосульке поднимается такой же столб снизу – сталагмит. Иногда сталактит и сталагмит срастаются и образуется сталагмат. Выберите уравнение реакции, которое соответствует описанному процессу:1) СаСО3 + Н2SO4 CaSO4 + H2O + CO22) СаСО3 + Н2О+ СО2 Са(НСО3)23) СаСО3 СаО + СО2 Задание 2.Из предложенного перечня веществ:H2SO4, CuBr2, Al(OH)3 , CaOHCl,KHCO3, Na2S,  Mg(HSO4 )2 , (CuOH)2CO3, Fe2O3, выберите формулы солей и классифицируйте иПриложение 2Задание 3. Приложение 3.Задание 4Он заинтересовался химическими явлениями и решил провести опыт в домашних условиях, он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучинку. Раздался хлопок.1.Какую гипотезу выдвигал ученик? Задание 5.На этом его интерес к науке не закончился, он прочитал в энциклопедии, что в 1620 г. голландский учёный Ян ван Гельмонт действием кислоты на известняк, мел (карбонат кальция) получил «лесной воздух» («воздухом» в те времена называли газ), который образовывался также и при сжигании древесины. 1.Составьте уравнение реакции получения «лесного воздуха» на соляной кислоте и карбоната кальция.2.Какой газ называли «лесным воздухом». Задание 6.Метод нейтрализации используется в пищевой и химической промышленности. С его помощью определяют количество кислоты или щёлочи в том или ином веществе, продукте или жидкости. Используя предложенные реактивы провести реакцию нейтрализации. Запишите уравнение реакции и объясните полученный результат.Приложение 4.Задание 7.Вариант 11. Формула двухосновной кислоты: 1)H2SO4 2) HCl 3) HNO3 4) H3PO42. Ряд формул в котором все вещества одноосновные кислоты: 1)HCl, CaCl2, H2SO4 3) HI, Н2SO4, H3PO4 2) NaOH, H2S, H2CO3 4) HNO2, HCl, HF3. Формула кислородсодержащей кислоты: 1) HI3) HNO2 2) HCl4) H2S 4. Вещество, с которым реагирует соляная кислота 1)серебро 2) медь 3) оксид углерода (IV) 4) Zn5. Вещество, которое взаимодействуют с раствором серной кислоты 1) медь 2) хлорид бария 3) оксид азота (V) 4) оксид серы (VI) Вариант 21. Формула кислородсодержащей кислоты: 1)H2SО3 2) HCl 3) HNO3 4) H3PO42. Ряд формул в котором все вещества – кислоты 1)HCl, H3PO4, H2SO4 3) HI, P2O5, H3PO4 2) NaOH, H2S, H2CO3 4) HNO2, КCl, HF3. . Формула двухосновной кислоты: 1) HI3) HNO2 2) HCl4) H2S 4. Вещество, с которым взаимодействует раствор серной кислоты 1) ртуть 2) оксид кремния 3) карбонат кальция 4) кремниевая кислота5. Вещество, с которым взаимодействует соляная кислота: 1) магний 2) хлорид бария 3) оксид азота (V) 4) оксид серы (VI)Мы минутку отдыхаем,Но урок не забываем.Если я называю формулу основного оксида –Наклоняем голову вправо, влево;Кислотного руки в сторону,Кислоты – руки поднимаем вверх,Основания – наклоны в сторону,Формулу соли – вращаем головой.Взгляд налево, взгляд направо,Глаза закрыли и присели на свои рабочие места. 1.Опыт №1.В пробирку поместите гранулу цинка (Zn) и прилейте 2 мл соляной кислоты (HCl. )Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.2.Опыт 2. В пробирку налейте 2 мл карбоната кальция (СаСО3), затем прилейте 2 мл соляной кислоты (HCl).Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.3.Опыт 3. В пробирку налейте 2 мл щёлочи (NaOH), затем добавить 3-4 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем добавить 2 мл соляной кислоты (HCl) .Что наблюдаете? Как называется эта реакция? Запишите уравнение реакции между NaOH и HCl.Оценочный лист. Ученика (цы) ____________________________________________________________Задание 1.«2 балла»выбран правильный вариант ответа«0» баллов – ответ выбран неверноЗадание 2.«2 балла» - задание правильно выполнено «1 балл» - допущена 1 ошибка«0 баллов» - допущены 2 и более ошибок.Задание 3.«2 балла» - задание правильно выполнено «1 балл» - допущена 1 ошибка«0 баллов» - допущены 2 и более ошибок.Задание 4,5,6.«2 балла» - правильно записаны уравнения реакции.«1 балл» - допущена ошибка в расставлении коэффициентов.Задание 7.«5 баллов» - ошибок не допущено.«4 балла» - допущена 1 ошибка.«3 балла» - допущено 2 ошибки.«0 баллов» - 3 и более ошибок.Перевод баллов в оценку:13-12 баллов – оценка «5»11 – 9 баллов – оценка «4»8 – 6 баллов – оценка «3»
-