Публикации проект "Удивительный мир природы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект "Удивительный мир природы"
Автор: Лукьянова Елена Владимировна

Лукьянова Е.В.
Проект
удвительный мир природы
Актуальность
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. В данном педагогическом проекте учтены принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это направление в системе образования способствует формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Любовь к природе своей малой родины, внимание, забота о её животном и растительном мире и уважение к нему является проявлением патриотизма. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Важную роль в привитии любви к Родине и бережному отношению к своему здоровью играет природа.
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. В портрете выпускника начальной школы, заявленном во ФГОС НОО, указывается на необходимость воспитания выпускника, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающего образа жизни. С каждым днем растет необходимость экологического воспитания и обучения учащихся. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле и свое здоровье. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе, здоровому образу жизни. Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания.
Мной были выявлены следующие противоречия, которые позволили сформулировать актуальность проблемы выявления педагогических возможностей в осуществлении экологического воспитания обучающихся начальной школы с использованием социальных партнёров (главными из которых являются родители) и здоровьесберегающих ресурсов:
между современным состоянием экологической культуры России и ее национальными интересами.
между возросшими требованиями к уровню экологического воспитания обучающихся и использованием непродуктивных образовательных методик и технологий для их социализации;
между потребностью в здоровом образе жизни детей, культуре здоровья, физической культуре и спорте и невозможностью педагогического коллектива в традиционных условиях удовлетворить эту потребность.
Постановка проблемы
Каждый день в СМИ освещаются различные события, катастрофы, трагедии. Все чаще и чаще мы слышим об экологическом коллапсе на планете, который может привести к гибели человеческой цивилизации. Существуют различные экологические движения, ученые бьют тревогу - образуются озонные дыры, загрязняется земля. Скапливаются различные отходы, требующие утилизации. И мало обращается внимания на то, из-за чего это происходит.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Проект направлен на формирование экологической культуры учащихся и представляет собой модель целенаправленной систематической работы в данном направлении. Данная работа должна проводиться не только на уроках, но и во внеурочное время.
Противоречие между обществом и природой заключается в том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Проблема взаимоотношения общества и природы — это глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Сущность современной экологической проблемы — это глобальное изменение природной среды существования человечества, быстрое уменьшение ее ресурсов, ослабление восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.
Ведущей педагогической идеей проекта является приобщение учащихся к проблемам экологии, т.к. система ценностей многих людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. Поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также приобщение к здоровому образу жизни.
Цель проекта: формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива.
Задачи проекта:
Воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание школьников, любви к природе родного края и бережного отношения к растениям, животным.
Сформировать у подрастающего поколения активную экологическую потребность.
Привлекать детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов.
Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
Развить инициативу и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории.
Формировать потребность детей младшего школьного возраста в благоустройстве школьной территории.
Формировать потребность проводить информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся.
Воспитывать у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценностей и важности поддержания организма в здоровом состоянии, формирование чувства ответственности за своё здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.
Формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья учащихся, формировать мотивацию на здоровый образ жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Воспитывать у детей экологическую ответственность с целью улучшения экологической обстановки в г.Отрадном и школьном дворе.
Содействовать улучшению экологической обстановки в городе через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка.
Ожидаемые результаты изменения качества воспитательного процесса:
Проект предусматривает приобщение обучающихся к экологической культуре своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами в контексте формирования гражданской идентичности и обеспечивает:
Создание целостной образовательной среды начальной школы, учитывающей экологическую, социокультурную, историко-культурную, этническую и региональную специфику;
Включение обучающегося начальной школы в инициативное сотрудничество и проектирование посредством оптимального использования современных образовательных технологий;
Развитие сотрудничества с социальными партнёрами и социальными агентами;
Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции и навыков рефлексивной саморегуляции;
Возрождение экологических традиций в семейном воспитании.
Достижение обучающимися личностных результатов:
•обучающиеся освоят эколого-культурные ценности и ценности здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
•обучающиеся научатся придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
•обучающиеся будут понимать взаимную связь здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
( у обучающихся произойдёт осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально; репродуктивное их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
•у обучающихся усилится интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
•у обучающихся сформируются представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
•обучающиеся овладеют способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
•будет развиваться экологическая грамотность родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
•у обучающихся сформируется устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
Принципы проекта:
принцип единства образовательной и воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка в поддержании его здоровья и жизнеспособности.
принцип проблемности должен будить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, обогатить себя новыми знаниями;
принцип социальной активности, который создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию;
принцип взаимодействия личности и коллектива, предусматривающий равноправные отношения в классном коллективе, право ребенка на собственное мнение и аргументацию своих поступков и действий;
Содержательные линии проекта:
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, географические и другие особенности экологии родного края.
Ценностная – предполагает формирование экологического мировоззрения, ориентацию на ценности экологической культуры, на её изучение, сохранение.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Средства реализации проекта:
Формы активных воспитательных мероприятий:
Деловые игры; диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность; коллективные творческие дела;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела: акции, операции, тренинги общения
Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты);
Содержание проекта
Основные этапы проекта
Проект реализуется в 5 этапов.
Первый этап: подготовительный .
Цель: диагностика первоначальных знаний детей об экологии родного города, формирование замысла и разработка этапов проекта.
На подготовительном этапе происходил процесс создания структуры ученического самоуправления, разработка системы занятий и маршрута для участников, обсуждение цели и задач с детьми, родителями, первичный сбор и анализ информации, теоретическое осмысление проблемы, создание необходимых условий для реализации проекта, анализ результатов этого этапа.
Второй этап: пропедевтический
Цель: формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению экологии, через реализацию авторской программы Удивительный мир природы в ребятах закладывалась любовь к родному краю, воспитание любви к нему, бережное отношение природе, правильное питание. В рамках программы проводились экскурсии, посещение музея и библиотек. Ребята узнали о важности экологии своего региона, страны, мира. Участие в конкурсах Дары осени, Дядя Ваня и его чудо огород. В школе заложена традиция высаживание елочек на аллее Первоклассников.
Третий этап: основной
Цель: формирование готовности к сотрудничеству, готовность к взаимодействию и взаимопониманию. На этом этапе ребята принимали участие в подготовке и участие в добровольческой акции Отрадный – чистый город и в реализации проекта Удивительный мир природы, Подари радость, Неделя добра и другие. Участие в творческих конкурсах Экология глазами детей, Природа родного края и т.д. Изготовили кормушки для птиц. Принимали участие в интеллектуальных играх и викторинах.
Все мероприятия способствовали развитию у ребят чувства гордости за свою страну и родной край, ответственное отношение к природе. Воспитание активной гражданской позиции происходит непрерывно. На этом этапе ребята приняли участие во Всероссийской олимпиаде по окружающему миру, в окружной конференции В мире природы, в окружном Фестивале исследовательских работ Я знаю мир. Дипломы победителей и лауреатов олимпиад конференций - это результат нашего общего труда.
В школе проходила акция Неделя природы, поднимая экологическую проблему, решили организовать для учащихся 1-2 классов викторину посвященную защите природы, для воспитанников детского сада инсценировали сказку Теремок (на экологический тему).
Четвертый этап: итоговый
Цель: подведение итогов, анализ результатов, защита социально-образовательного проекта и выпуск сборника исследовательских и творческих работ Планета Земля – наш общий дом.
На этом этапе ребята приняли участие во Всероссийских и международных олимпиадах по окружающему миру, в конференциях В мире природы, Правильное питание – залог здоровья и успешного обучения ребенка. Дипломы победителей и лауреатов олимпиад, конференций - это результат нашего общего труда. На этом этапе участвуя в экологических акциях Эта земля твоя и моя, Помоги птицам зимой или операция Кормушка - это осознание важности той работы, в которую они вовлечены.
На классном часе Береги книгу рассказали об истории и о значении книги в жизни человека. Решили создать творческую лабораторию Айболит за книжкой (организовали ремонт книг в классе и библиотеке). Для детского сада создали книжки – самоделки.
В процессе реализации проекта у учащихся развивались универсальные учебные действия:
личностные (формирование позитивной Я-концепция)
регулятивные (умение ставить цель, соотносить поставленную цель и условия её достижения, планировать действия в соответствии с собственными возможностями)
познавательные (постановка, стратегия и решение проблем)
коммуникативные (организация и осуществление сотрудничества).
В кружке изготовили кормушки для птиц. Все участники акции Помоги птицам зимой или операция Кормушка вышли на территорию школы и прилегающую улицу и все вместе развесили кормушки, которые были приготовлены на третьем этапе и заполнили их кормом, определили участки, которые будут закреплены за классами. Ребята подкармливали птиц в течение зимы. Часть кормушек развесили в детском саду, находящемся на территории района, где расположена наша школа. После окончания акции ребята прошли по улицам территории района школы и раздали листовкис призывом подкармливать и помогать птицам. В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим. Акции были направлены на воспитание нравственных качеств личности, формировали чувство гражданственности и ответственности, самостоятельности.
Пятый этап: Контрольно-корректирующий этап.
Цель: проанализировать проделанную работу, произвести систематизацию материала, сформулировать выводы, соответствующие поставленной цели и задачам в работе. Подготовить презентацию проекта и провести защиту.
Будет разработан план для корректировки и дальнейшей работы над проектом в рамках воспитательной работы. Будет создан банк данных творческих разработок, сценариев, исследовательских работ, презентационных материалов всех участников, диагностического инструментария.
-