Публикации
Современные методики обучения чтению
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные методики обучения чтению
Автор: Лысенко Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные методики обучения чтению
Автор: Лысенко Елена Владимировна
Современные методики обучения чтению.Обучение чтению является одним из важнейших аспектов образования, так как умение читать открывает перед учащимися двери в мир знаний и информации. В последние десятилетия в педагогической практике активно внедряются современные методики, позволяющие более эффективно развивать навыки чтения. Рассмотрим несколько таких методик, их особенности, преимущества и примеры применения.Фонетический метод использование фонетических карт, на которых изображены буквы и соответствующие им звуки. Это помогает ассоциировать звук с графической формой буквы; составление звуковых схем: детям показывают, как звук состоит из слогов, например, показывая, как слово "собака" делится на слоги "со-ба-ка"; проведение игр, где учащиеся соотносят звук с изображением предмета (например, звук "м" — изображение "манги"). Фонетический метод обучения чтению основывается на изучении звуковой структуры языка. Этот подход акцентирует внимание на фонемах (звуках) и их сочетаниях, что позволяет детям осознанно воспринимать чтение.Рекомендуется использовать Данная методика помогает детям развить навыки фонематического восприятия и обеспечивает более глубокое понимание правил чтения.Словарный метод использование карточек с изображениями и написанными словами: учащиеся сначала запоминают слово с картинкой, а затем учатся читать его; создание словарей: дети могут вести свой собственный словарь, добавляя туда новые слова, которые они изучают, и иллюстрации к ним; применение метода "мозгового штурма", когда учащиеся вызывают на память слова по заданной теме и затем используют их в контексте. Словарный метод акцентирует внимание на запоминании целых слов, а не звуков. Учащиеся учатся видеть слова как единые лексические конструкции.Преимущества данного подхода в том, что он помогает развить артикуляцию, расширить словарный запас и улучшить восприятие целых текстов.Метод глобального чтения чтение всем классом небольших рассказов с последующим обсуждением. Учитель задает вопросы о содержании, помогая учащимся анализировать текст; чтение с интонацией: учащиеся читают тексты с выделением основных мыслей, стараясь передать их смысл, учитель может задавать вопросы о содержании, чтобы проверить понимание; прочтение и обсуждение книг: классы читают одну книгу на протяжении нескольких недель, после чего проводятся обсуждения, где учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями; использование иллюстраций к текстам, которые помогают учащимся интуитивно понять смысл читаемого. Глобальное чтение фокусируется на понимании текста в целом. Учащиеся не обращают внимания на каждую букву, а стараются осмыслить смысл прочитанного. Глобальное чтение развивает навыки критического мышления, учит анализировать текст и извлекать из него основные идеи и способствует эмоциональному восприятию текстов.Метод диалогического обучения обсуждение прочитанных книг в формате "круглого стола": дети делятся своими впечатлениями и задают вопросы, учителя создают ситуации, которые способствуют обсуждению прочитанного; ролевые игры, основанные на прочитанных текстах, где ученики воспроизводят сюжет, взаимодействуя друг с другом, что способствует лучшему пониманию и усвоению прочитанного. Этот метод основывается на взаимодействии между учителем и учениками. Учитель создаёт ситуации, способствующие обсуждению прочитанного, что поднимает интерес к чтению и помогает лучше усваивать материал.Такой подход обеспечивает развитие социальных навыков, учит работать в команде и критически мыслить.Инновационные технологии и мультимедиа Современные технологии могут значительно упростить и сделать более увлекательным процесс обучения чтению. Интерактивные приложения и образовательные программы предоставляют новые возможности для учащихся.интерактивные доски: учителя могут использовать интерактивные доски для представления текстов и осуществления совместного чтения, включая графику и анимацию; использование планшетов и приложений для интерактивного чтения: программы могут включать в себя аудиофайлы, игры и упражнения, направленные на развитие навыков чтения; видеоуроки и мультипликация, в которых излагаются сюжетные линии и языковые конструкции. Это помогает учащимся наглядно воспринимать информацию и развивать интерес к чтению; образовательные платформы: приложения, такие как Raz-Kids и Epic, позволяют детям читать книги онлайн, взаимодействовать с текстом и проходить тесты на понимание. Современные технологии играют важную роль в обучении чтению. Интерактивные элементы делают процесс обучения более увлекательным и доступным.Технологии повышают вовлеченность учащихся, делают процессы обучения более разнообразными и активными.Метод проектной деятельности создание мини-книг по итогам прочитанного. Учащиеся разрабатывают сюжеты, иллюстрации, а также краткие аннотации своих работ; создание проектов по темам: после чтения нескольких историй на определённую тему (например, окружающей среды или дружбы), учащиеся могут представить свои проекты в виде постеров, презентаций или даже видеороликов. проведение выставок на темы прочитанных книг, где ученики представляют свои творения и делятся впечатлениями. Метод проектной деятельности позволяет объединить чтение с другими видами учебной активности, что способствует более глубокому освоению материалов, делает процесс обучения более интегрированным и многогранным. Проектная деятельность развивает креативность и самостоятельность.Метод обратного чтения Метод обратного чтения предполагает, что учащиеся сначала изучают текст на слух (например, слушают аудиокнигу), а затем просматривают текст в письменной форме.прослушивание аудиоверсий книги или рассказа, а затем прочтение текста; это хорошая практика для улучшения понимания текста, особенно для детей с трудностями в чтении; после прослушивания аудиотекста учащиеся могут выполнять задания на понимание сюжета и персонажей, обсуждать услышанное с одноклассниками. Такой метод помогает развивать навыки восприятия на слух и способствует лучшему пониманию текста, путем сопоставления аудиоверсии с его письменным вариантом.Метод сканирования и беглого чтения Методы сканирования и беглого чтения помогают учащимся развивать навыки быстрого нахождения нужной информации и общего понимания текста.сканирование текста: учащиеся получают задание найти конкретную информацию в тексте (например, дату, имя или ответ на вопрос) за определенное время; это может быть дополнено обсуждением, почему именно эта информация оказалась важной; беглое чтение: ученики читают отрывки текста быстро, не акцентируя внимание на каждом слове. Рекомендуется использовать игры, такие как "Гонки" — лёгкое детское стихотворение читается несколько раз, каждый раз увеличивается скорость и сила голоса."Струп-тест" — слова, написанные разными цветами, — ребёнок должен прочитать и назвать их, не учитывая фактический цвет."Найди слова" — ребёнку предлагается таблица с буквами, среди которых спрятаны слова, он должен искать их. Начинать с простых слов, постепенно усложнять задачу.Методы сканирования и беглого чтения активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.Игровой метод чтение с элементами ролевой игры: учащиеся могут разыгрывать сцены из прочитанных книг, что помогает им не только запомнить текст, но и понять его содержание; настольные игры на тему чтения: например, создание игры типа "Кто первый?" с карточками со словами или вопросами по сюжету. Учащиеся должны правильно ответить на вопросы или составить слова из букв. Игровая методика обучает чтению через игровые элементы, что делает обучение более интересным и увлекательным а также способствует усилению мотивации к чтению, развивает навыки командной работы и улучшает общие социальные навыки.Обучение чтению – это актуальная задача, требующая инновационных подходов и методов с учетом изменений в образовательной среде и потребностей учащихся. В последние годы возникает необходимость адаптации методов обучения чтению к новым условиям и требованиям.
