Публикации
Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции познавательной и игровой деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции познавательной и игровой деятельности.
Автор: Бессонная Марина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции познавательной и игровой деятельности.
Автор: Бессонная Марина Ивановна
ПРОЕКТ
ТЕМА: Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции познавательной и игровой деятельности.
Выполнила:Бессонная М.И.
Содержание:
1.Пояснительная записка.
Паспорт проекта3
Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны3
Цель и задачи проекта5
2.Теоретическое обоснование проекта.
Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта6
Характеристика возрастных, психологических особенностей
учащихся, на обучение, которых направлен данный проект8
3.Содержательный модуль.
Разделы, темы, содержание тем с указанием времени,
необходимого для их изучения10
Перечень основных изучаемых (формируемых понятий)15
Интеграция различных видов деятельности, которые используются
при реализации проекта15
Дифференциация, индивидуализация обучения16
Межпредметные связи17
Список литературы, рекомендуемой для педагогов19
Список литературы, рекомендуемой для родителей20
4.Методический модуль.
Описание методики (технологии) преподавания
(методы, приемы, средства, формы обучения)21
Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их
оценки. Требования к уровню знаний и умений23
Мониторинг, система обратной связи, отслеживание результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля, методы оценки ЗУН, творческих способностей24
Результаты работы32
1. Пояснительная записка.
1.1Паспорт проекта.
Данный образовательный проект разработан и внедрен как обучающее-закрепляющий цикл мероприятий по формированию у детей элементарных математических представлений и адаптирован для детей младшего дошкольного возраста.
По возрастным особенностям проект ориентирован на запросы и интересы детей 3-4 лет. Реализация проекта рассчитана на один год. Длительность цикла составляет 5 дней два раза в год:
I полугодие (декабрь) - 5 дней
II полугодие (май) - 5 дней
Каждый цикл состоит из следующих блоков:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
демонстрационные опыты;
коллективные интегрированные занятия (15 мин.);
занятия с дидактическими играми и игрушками;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
1.2Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Согласно Федеральным государственным требованиям задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области Познание, а также интегрировано в ходе освоения детьми других образовательных областей.
Необходимость систематического целенаправленного математического развития ребенка дошкольного возраста сегодня не подвергается сомнению ни одной из существующих школ, направлений, авторских команд, занимающихся разработкой теории и практики дошкольного воспитания и образования ребенка.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. И связано это, прежде всего с бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. В связи с этим школы постоянно повышают требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Опыт обучения свидетельствует о том, что успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы. Педагог-классик К.Д. Ушинский отмечал, что систематическому обучению в школе должно предшествовать подготовительное обучение в дошкольном возрасте. В 20-40-е годы в работах Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст, З.Н. Пигулевской, А.М. Леушиной, в 60-70-е годы в экспериментальных исследованиях Н.А. Поповой, Т.В. Тарунтаевой, П.А. Сагымбековой есть много ценного и полезного в этом плане. Создание единой системы образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой системы, в данном случае в детском саду и школе. Обеспечение более высокого уровня математического развития детей поступивших в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Именно поэтому одним из приоритетных направлений детского сада является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Систематическая пред-математическая подготовка ребенка младшего дошкольного возраста в детском саду имеет большое значение, так как эта подготовка создает предпосылки для формирования правильность миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, что в свою очередь позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Реализуемый проект позволит:
- сформировать начальные математические представления у детей:
сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при этом соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), обозначать результат сравнения;
закрепить знания детей геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), научить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание;
определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), временах года (осень, зима, весна, лето);
• различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади, справа - слева; предлоги: за, перед, под, от, к, около;
развивать у детей наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом);
получить положительные эмоции, приобрести уверенность в себе.
1.3 Цель и задачи проекта.
Цель: формирование основ элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через реализацию интегрированных циклов математической направленности в процессе познавательной и игровой деятельности.
Задачи проекта:
Формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства);
Способствовать развитию умения сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству (различать контрастные качества размера, цветовой насыщенности, тяжести и т.п.);
Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображений, понимать и правильно использовать в соей речи слова такой же, другой, одинаковые, похожие, разные);
Осуществлять классификацию предметов по одному признаку;
Осуществлять сериацию (выстраивать упорядочные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака - размера, цвета и др.);
Воспроизводить и строить упорядоченные последовательности;
Формировать навыки счета и выражения количества через число (в пределах 5);
Развивать представления о временных последовательностях (сначала -потом), о прошедшем, настоящем, будущем (было - есть - будет), (вчера - сегодня - завтра);
Развивать представления о пространстве, учить определять положения предметов относительно себя с помощью слов (впереди - сзади, справа - слева, вверху - внизу, близко - далеко, за, перед, между, около, над, под и т.д.).
2. Теоретическое обоснование проекта.
2.1 Основные подходы, идеи принципы, лежащие в основе проекта. Основные подходы:
Комплексный подход - способствует всемерному развитию навыков коммуникации, когнитивности и креативности в разных видах деятельности активизируя сопереживание, коллективизм, взаимовыручку.
Личностный подход, поддерживающий и развивающий индивидуальные качества, как воспитанника, так и педагога.
Деятельный подход, пробуждающий потенциалы творчества и созидания.
Культурологический подход, который не только вводит детей в мир культуры, но и способствует рождению личного смысла обучения и творчества.
Синергетический подход, стимулирующий как педагогов, так и детей на самостоятельное разрешение всех проблем жизни и деятельности в социумах на различном уровне.
Принципы:
Развивающего обучения. Под влиянием обучения дети не только приобретают знания, формируют умения, но и развивают все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, т.е. развивается личность ребенка в целом.
Воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношения к жизни, к знаниям, к самому себе. Т.е. в процессе обучения нужно дать детям полный объем знаний, но и воспитывать морально-волевые качества личности (организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность), развивать самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к активному использованию их.
Гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа лежит лич-ностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом, главным в обучении является не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения, которые дети используют в жизни. Другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении - это индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
Индивидуального подхода - осуществление организации обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей детей, способствуя созданию условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. Индивидуальный подход осуществляется как в процессе организации коллективных (НОД по математике), так и индивидуальных форм работы.
Дифференцированного подхода. Суть этого принципа заключается в том, что воспитатель может организовать работу с подгруппой детей, если некоторые особенности знаний и умений характерны для определенной подгруппы детей.
Научности обучения и его доступности - формировать у детей элементарные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени дается в таком объеме и на таком уровне конкретности, чтобы это было им доступно. При этом учитывается возраст детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная) особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления. Предусматривается такой материал, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким, исходя из доступного уровня трудностей для детей определенного возраста.
Осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда соединяются активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность.
Осознанное усвоение детьми знаний предполагает непосредственное активное участие в этом процессе воли и чувств. Организуя НОД по математике, продумывается его содержание и методика, чтобы усвоение материала происходило на высоком уровне эмоционально-положительного отношения к нему.
Систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Программный материал распределяется таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим.
Важное значение в обучении детей имеет принцип наглядности. Мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. Для того чтобы знания, приобретаемые детьми, были отображением действительности, а не словесными формулировками, необходимо, чтобы они опирались на ощущения через изобразительные и технические средства.
Принцип ненасилия в воспитании. Обеспечение ребенку субъективную свободу в выборе деятельности, ее содержания, форм, методов. Ребенка окружают атмосферой спокойствия, чтобы он мог преодолеть чувство тревожности, страха, неуверенности.
2.2 Характеристика возрастных, психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен данный проект.
В возрасте 3-4 лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться ил запомнить, т.е. он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается, и эту особенность нужно учитывать, определяя характер используемых в работе с детьми методов и приемов. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка теперь в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Взаимодействие с детьми данной возрастной группы осложняется тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет - кризис становления воли, кризис я сам!. В связи с этим дети нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с детьми.
В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Мышление детей старше трех лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами во внутреннем плане. При этом он познает то, что непосредственно окружает его в данный момент, что видит перед собой сейчас.
В данном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителя других.
Важно помнить, что речь ребенка 3-4 лет находится в стадии становления, поэтому мы еще не можем полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний.
Таким образом самые важные с точки зрения обучения и развития психологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста являются:
мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
речь находится в стадии формирования;
ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
3. Содержательный модуль.
3.1 Разделы, темы, содержание тем с указанием времени, необходимого для их изучения.
Первый недельный (5 дней) интегрированный цикл мероприятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста проводится в декабре - в конце I учебного полугодия.
Задачи первого недельного цикла:
Закрепить знания детей геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), знакомить с понятиями конус, цилиндр, пирамида.
Закреплять умение зрительно различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый и понимать соответствующие прилагательные.
Упражнять в формировании представлений о величине предметов (длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, большой - маленький), обозначать результат сравнения.
Осуществлять сериацию, построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака (формы, величины и т.п.).
Формировать представление о числе: закреплять умение различать количество в пределах 3.
Упражнять в определении количественного соотношения двух групп предметов, понимании конкретного смысла слов больше, меньше, столько же.
Учить устанавливать сходство, тождество или отличие предметов по одному заданному признаку.
Учить ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), временах года (осень, зима, весна, лето).
Упражнять в умении различать пространственные расположения предметов (направления от себя, внутри, удаляемость, предлоги на, над, под, за, около).
Далее рассмотрим темы и подходы к решению каждой из указанных выше задач.
После проведения первого недельного интегрированного цикла и по результатам промежуточной диагностики оценки ЗУН у детей математического характера, был разработан второй недельный интегрированный цикл мероприятий математической направленности.
Задачи:
Продолжать закреплять геометрические представления у детей (знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник; различать конус, цилиндр, пирамиду).
Продолжать закреплять знание основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), знакомить с белым и черным цветом.
Продолжать формировать представления о величине предметов.
Закреплять умение выстраивать упорядочные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака - размера, цвета и др. (осуществлять сериацию).
Формировать навыки счета и выражение количества через число (в пределах 5).
Продолжать упражнять в умении устанавливать отношения сходства, тождества или различия предметов.
Закреплять умение ориентироваться во времени (времена года, части суток, вчера-сегодня-завтра) и пространстве (удаленность, направления от себя, внутри, предлоги на, над, под и т. д.).
Упражнять детей осуществлять классификацию предметов по одному признаку (цвету, форме, величине, назначению, принадлежности и т. п.).
Производить и строить упорядоченные последовательности.
Знакомить со свойствами предметов (плавает - тонет, растворяется в воде)
3.2 Перечень основных изучаемых (формируемых) понятий.
Как и любая наука, математика имеет свои основные понятия, которыми оперирует множество, число, счет, величина, форма и др. основное понятие в математике -понятие множества.
Множество - это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое. Мир, в котором живет человек, представлен разнообразными множествами: множество звезд на небе, растений, животных вокруг него, множество разных звуков, частей собственного тела.
Счет - первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечны множеств. Это есть установление взаимооднозначного соответствия между двумя множествами.
Число - показатель мощности прерывной (множества) или непрерывной величины. Понятие величина в математике рассматривается как основное. Величина - это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д. Величина предмета, т.е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается.
Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе - тем кажется большим. Характеристика величины предмета зависит также от расположения его в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится. Величина предмета определяется только в сравнении с другой величиной - мерой. Мера является эталонно величины.
Измерение - один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. Величина и форма как самостоятельные категории действительности. Понятия о форме служат реальные предметы окружающей действительности. Эталоном формы выступают геометрические фигуры.
3.3 Интеграция видов деятельности, которые используются при реализации проекта.
В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Особенно это характерно для обучения дошкольников математике. Для детей младшего дошкольного более естественно приобретение математических знаний, умений в игровой, изобразительной конструктивной, двигательной деятельности. Поэтому, как нельзя лучше поставленные в проекте задачи математического воспитания можно реализовать, используя игру сюжетно-ролевого характера (В гостях у Зайчихи. Использование дидактических игрушек, одушевление предметов и превращение их в персонажи сюжетной истории, игровая мотивация при закреплении навыка), большую помощь в реализации данного проекта оказывает продуктивная художественная деятельность детей с включением в нее математического содержания. Дети выполняют коллективные и индивидуальные аппликации, рисуют и лепят, строят, выполняя математические задания. Обучение элементам математики имеет особое значение в воспитании познавательной активности детей, т.е. стремлении и умении решать разнообразные познавательные задачи. В связи с этим, использую в своем проекте разнообразные формы организации познавательной деятельности (прогулки по окрестностям, наблюдения в природе, экскурсии), что позволяет сочетать прямые и опосредованные методы, направлять внимание на появление у детей математических представлений и на развитие ребенка в целом.
Большую помощь при реализации проекта оказывают художественные и фольклорные произведения (сказки, потешки, загадки, считалки и др.). Например, дать детям представление об упорядочной последовательности помогают сказки, созданные народом для самых маленьких детей, - кумулятивные сказки (Репка, Рукавичка, Теремок, Колобок), а также песенки типа Где бы, Иванушка?. Использование театрализованной и музыкальной деятельности при подаче математического материала позволяет его большему усвоению, т.к. это связано с конкретными кукольными персонажами, пением
песен, которые малышам особенно нравятся. Для закрепления математических знаний у детей использую подвижную игровую деятельность (подвижные игры: Воробушки и автомобиль, Медведь и пчела, Найди свой домик, В лес за елочками, Самолеты и др., физкультминутки с речетативом и счетом)
Интеграция всех выше перечисленных видов деятельности позволяет в полном объеме решать, поставленные задачи. Поэтому одним из составляющих звеньев недельных циклов это использование интегрированных занятий: математика и рисование, математика и физкультура, математика и аппликация и т.п.
3.4. Дифференциация, индивидуализация обучения.
В ходе реализации проекта, проводится диагностика уровня усвоения детьми знаний и умений (в начале, середине, конце года). Ее результаты являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при разработке проекта и всего педагогического процесса.
Одним из главных факторов индивидуализации учебно-виспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (тип темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Поэтому, при работе с детьми осуществляется индивидуальный подход к детям как в процессе организации коллективных занятий по математике, так и индивидуальных форм работы. Т.е. при организации работы учитываются такие показатели: характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума); уровень знаний и умений; работоспособность; уровень самостоятельности и активности; отношение к обучению; характер познавательных интересов; уровень волевого развития. И в зависимости от этого меняются методические приемы и дидактические пособия (предлагаются детям задания и ситуации, дозированные по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам). При организации учебно-воспитательного процесса используется и дифференцированное обучение (деление на подгруппы). Дети дифференцированы по способностям или неспособностям к математическому обучению, по интересам, по объему материала и степени его сложности, по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении математики. Деление на подгруппы (дифференцированное обучение) позволяет регулировать объем и сложность изучаемого математического материала, корректировать количество занятий, помогает в процессе организации разных режимных моментов: во время приема детей утром, в процессе одевания, раздевания, умывания, при руководстве деятельностью дежурных, игр и др. Цель такого индивидуально-дифференцированного обучения - помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт.
3.5. Межпредметные связи.
Реализация проекта осуществляется по средствам интеграции различных видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, театрализованной, двигательной), что позволяет развивать не только элементарные математические представления у детей, но и их речь, обогащать словарный запас, способствовать формированию познавательной и художественно - эстетической сфер ребенка.
Коммуникация. Уточнению и закреплению правильного произношения звуков, выработке четкого произношения слов, развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют математические игры (настольно - печатные, дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные), предусматривающие заучивание загадок, считалок, стихотворений математического содержания.
Использование кумулятивных сказок (Репка, Колобок, Теремок), чтение и заучивание стихотворений о временах года, частях суток, числительных А. Кондратьевой, М. Мышковской, Е. Благиной, А. Блока, С. Есенина, С. Маршака и многих других при формировании у детей временных представлений и знакомстве с числительным и счетом способствуют приобщению детей к огромному богатству художественной литературы.
Частично для решения проектных задач используется исполнение народных песенок (Где ты был, Иванушка и т. п.), потешек, фрагментное обыгрывание, инсценировка,
драматизация выше перечисленных художественных, фольклорных произведений с использованием различных видов театра (настольного, теневого, пальчикового, кукольного и др.), что способствует приобщению детей к миру театра и музыки и нахождению театральных впечатлений и эстетического вкуса.
Так как основным методическим приемом при реализации проекта является включение математического содержания в продуктивную художественную деятельность детей (математика и рисование, лепка и математика, аппликация и математика при закреплении знаний геометрических фигур, цвета, сериации), а также использование элементов народного декоративно - прикладного искусства (матрешки, пирамидки, игрушки из папье-маше) в играх математического содержания; репродукций произведений живописи Ю. Васнецова в дидактических играх Когда это бывает (времена года), иллюстраций Е. Чарушина к авторским сказкам Теремок и др., Е. Рачеева к русским народным сказкам Маша и медведь, Волк и козлята и др. для закрепления у детей пространственных представлений (определение расположения предметов справа - слева, вверху - внизу, за, перед, между, около и т. п.) способствуют развитию эстетического восприятия и приобщению детей к изобразительному искусству. Познание. Содержание проекта предусматривает получение и обобщение знаний в повседневных бытовых ситуациях, на прогулках по прилегающим к детскому саду местам, во время наблюдений за окружающими объектами и явлениями в природе, экскурсий по д\саду и его пределами. Это способствует лучшему усвоению не только элементарных математических представлений у детей, но и создает отличные условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей действительности, побуждает к самостоятельной познавательной активности детей. В процессе рассматривания предметов, непосредственного манипулирования с отдельными предметами, дети называют объект, определяют внешние признаки, цвет, форму, величину, при помощи педагога осваивают целевое назначение, свойства, функции предметов, пытаются установить элементарные связи между наблюдаемыми объектами и явлениями, что оказывает прямое воздействие на познавательную активность детей.
3.6 Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика - Синтез, 2006.
2. Белошистая А.В. Понятие величина в дошкольных программах математического образования // Дошкольное воспитание. 2006, № 9 с.74-81.
3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников - РнД.: Феникс, 2005.
4. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников - Ярославль.: Академия развития, 1996.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (для детей 2-7 лет). М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство для воспитателей второй младшей группы - М.: Просвещение, 2011.
Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду.: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе Радуга - М.: Просвещение, 2010.
Ерофеева Т.И. Дошкольники изучают математику - М.: Просвещение, 2006.
9. Калинченко А.В. Формирование представлений о величине// Ребенок в детском саду, 2007, № 2 с. 11-14.
10. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4лет: Методическое пособие к рабочей тетради - М.: ТЦ. Сфера, 2007.
11. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. - М. Мозаика - Синтез, 2006.
12. Помарова И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
1З. Полякова М. Первые шаги в математику//Дошкольное воспитание. 2004. № 12 с. 10-14.
14. Соколова Е.В., Митрохина М.А. Занимательная математика//Ребенок в детском саду. 2005 . № 4 с. 40-45.
15. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников - М.: Просвещение, 2002.
16. Тарабанина Т.И. И учеба, и игра: Математика-Ярославль: Академия развития, 1997.
17. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников – Ярославль.
18. Топлик С.Н. Занятия на прогулке с малышами (для работы с детьми 2-4 лет). М.: Мозаика - Синтез, 2006.
19. Щербакова Е.И. Методика обучения математики в детском саду - М.: Академия, 2000.
3.7 Список литературы рекомендуемой для родителей .
1.Гаврина С.Е. Пространство вокруг нас для детей 3-4 лет - М.: Академия развития, 2005.
2.Гербова В.В., Комарова Т.С. Рабочая тетрадь к Программе воспитания и обучения в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3.Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4.Соловьева Е.В. Моя математика. Развивающая книга для детей младшего возраста - М.: Просвещение, 2006.
5.Соловьева Е.В. Моя математика. Какой он, этот мир? - М.: Просвещение, 1999.
4. Методический модуль.
4.1 Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, средства, формы обучения).
Мы работаем по методике Е.В. Соловьевой Математика и логика для дошкольников, созданная в рамках работы по программе Радуга. Особенностью данной методики является выделение для каждой возрастной группы специфического акцента (одна ведущая, первостепенная задача) в содержании образования, которая тесно связана с психологическими особенностями ребенка. В младшем возрасте (3-4 года) основной задачей работы с детьми является формирование операции выделения различных признаков и свойств предметов, что является основой для становления интеллектуальных операций классификации словестно-логического мышления. Именно, данный аспект учитывается при реализации проекта. Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучаемых, в работе используются следующие формы организации обучения детей математики: индивидуальная, коллективная и групповая (дифференцированная).
Например, индивидуальная работа (оказание непосредственной или косвенной помощи данному ребенку в процессе получения знаний или выполнения различных заданий) используется при изучении нового материала. Так за день или за два до ОД показываем геометрическую фигуру (квадрат) и говорим ребенку Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает как она называется, а тебе я сейчас скажу, только постарайся запомнить - это квадрат. После такой подготовки ребенок легче справится с заданием, и активнее на занятии. В работе используем дифференцированную форму обучения детей т.е. работу осуществляем с подгруппой детей, обладающим одинаковым уровнем способностей, возможностей. Подгруппа детей с более низким уровнем возможностей (низкий уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) занимаются 1-2 раза в неделю, но занятия несколько короче и количество познавательных задач меньше. Большую часть занятий организуем со всей группой детей, но итоговое занятие проводится дифференцированно (с подгруппой детей). Реализация проекта предполагает широкое использование наглядных (демонстрация объектов, иллюстраций, наблюдения, показ, рассматривание таблиц), практических (упражнения, опыты, продуктивная деятельность), словесных (рассказывание, беседа, объяснение, пояснение, словесные дидактические игры), детского моделирования ((дети используют модели заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупают в магазине шапок столько, сколько кукол), так же воспроизводят величину (строят дом такой же высоты, как образец)) и экспериментирования. Используются следующие основные методические приемы в обучении детей математике: накладывание, прикладывание, сравнение, показ, указания, вопросы к детям, обследование и т.д. Известно, что основной формой деятельности детей является игровая деятельность. Поэтому, математические игры и игровые приемы (игры-занятия) используются как основное средство обучения и закрепления материала: сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления (Магазин, Детский сад, Путешествие, Поликлиника и др.), настольно-печатные игры ( Цветные коврики, Времена года, Подбери предмет по цвету и др.), логико-математические игры, дидактические игры (Одежда для куклы, Большой - маленький, Что изменилось, Чего не стало, Узнай по описанию и др.).
С помощью математических игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, геометрических фигурах, временные и пространственные отношения, развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.
На ОД и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания (Цветные автомобили, Найди свой дом, В лесу за елочками и др.). Интеграция двигательной и познавательной деятельности способствует лучшему усвоению элементарных математических представлений у детей.
Следующим средством обогащения математического образования детей является художественное слово (стихотворный материал, загадки, считалки, сказки и т.п.), которое используется как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Лаконичность и меткость образов, рифма облегчают запоминание математического материала.
В работе с детьми используется предметная и иллюстрированная наглядность (демонстрационный и раздаточный материал).
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степи определяет направленность его деятельности, т.к. предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий. Поэтому для полноценной реализации проектных задач, в группе создана необходимая развивающая среда, адекватная возрастным особенностям детей данной группы.
1.Зона отдыха (рассчитана на 1-5 человек)
Мягкий мебельный уголок, несколько подушек;
Детские книги с качественными иллюстрациями;
2.Интеллектуально-познавательная зона:
Оборудование для игр с песком и водой;
Материалы и предметы для исследования: природный материал - шишки разной формы и размера, желуди, ракушки и т.п., образцы разных материалов и др.;
Наборы разрезных картинок;
2-3 вида мозаики, мелкой и крупной геометрическая мозаика;
Дидактические игры Подбери пару, Составь из фигур, Сложи из палочек;
Книги рассказов в картинках;
Дидактические игрушки (пирамиды, матрешки, вкладыши);
Флаг и герб России.
3.Зона самостоятельной изодеятельности:
Чистая бумага, фломастеры разной толщины и цвета, акварельные краски и карандаши, восковые мелки;
Кисти, банки для воды, тряпочки;
Пластилин и глина, стеки для моделирования.
4.Игровая зона:
Крупный и средний строительный материал;
Наборы для профессиональных игр;
Машины большие и средние;
Куклы среднего размера, наборы посуды, одежда, мебель;
Мягкие игрушки.
Реализация проекта, становление логико-математического опыта ребенка осуществляется в следующих основных сферах его деятельности. Во-первых, в повседневных видах детской деятельности. Активизация доступных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных процессов, участия в труде, художественных видах деятельности. Во-вторых, в играх, состязаниях, вечерах досуга детей и родителей, что активизирует творческую деятельность ребенка.
В-третьих, в познавательно-игровой деятельности ребенка, направленный на систематизацию, уточнения представлений и умений, расширение области их применения и преобразования.
4.2 Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний, получаемых в результате обучения.
Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. В связи с этим, работая в рамках проекта, создаются условия для овладения детьми содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность (научить выделять различные признаки и свойства предметов) и содействовать развитию наглядно-действенного мышления.
Для реализации индивидуального подхода к образованию детей и созданию условий для полноценного развития не только самых слабых, но и способных детей, оказалось необходимо дифференцировать программные задачи по уровням:
Первый уровень - образует преимущественно технические навыки в минимальном необходимом объеме и обязателен для усвоения всеми детьми группы к концу года. Это уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребенка к последующему обучению математики.
Второй уровень - включает минимальный необходимый объем знаний с добавлением к нему пропедевтического ознакомления с наиболее трудными вопросами следующего года обучения.
Третий уровень - содержит материал предыдущих уровней, а также ознакомительный материал с целью углубления основных представлений. К концу учебного года планируется получить следующие результаты работы:
дети должны уметь
Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы ит.п.).
При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
Видеть разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом); показывать (называть), какой из двух предметов длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький или они одинаковые.
Различать круг, квадрат, треугольник, конус, цилиндр, пирамиду, предметы, имеющие углы и круглую форму,
Понимать смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска).
Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь; осень, зима, весна, лето; вчера, сегодня, завтра.
4.3 Мониторинг, система обратной связи, отслеживание результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля, методы оценки ЗУН, творческих способностей.
В основу диагностической программы легли методические рекомендации по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
В начале учебного года проводится диагностическое обследование детей с целью определения уровня математических знаний для организации в дальнейшем дифференцированного обучения в рамках проекта. Результаты исследования используются в конце I полугодия как фундамент для закрепления и обобщения математических знаний у детей, полученных за I учебной полугодие.
Затем, проводится обследование с целью подведения итогов за I полугодие (промежуточная диагностика) и по результатам строится план работы на II полугодие.
В мае проводится итоговая диагностика математических знаний, умений и навыков у детей, которая помогает определить положительные стороны проекта и устранить недостатки, определить задачи дальнейшей работы для улучшения ее качества.
Исходя из особенностей организации контроля, определяемой количеством обследуемых, используется индивидуальная, коллективная и групповая (дифференцированная) формы текущего, промежуточного, итогового контроля. Для этого используются следующие методы оценки ЗУН, творческих способностей:
изучение продуктов детской деятельности (коллективно);
игровые тестовые задачи (индивидуальный контроль);
-проведение итоговых (контрольно-оценочных) занятий (дифференцированный контроль);
-собеседование с педагогами, родителями и детьми (индивидуально, с подгруппой).
Для диагностики развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) используются следующие критерии оценки:
1.Величина и цвет
Знать и показывать (называть) предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета.
Уметь группировать предметы по цвету (например, отбирать все крас-ные,... и т. п.).
Показывать (Называть) какой из двух предметов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой - маленький.
Уметь группировать предметы по размеру (например, все большие и т.п.).
Уметь собирать пирамидку на конусной основе из 5 колец.
Уметь собирать трехместную матрешку.
2.Количество и счет
Уметь считать до 3-х (до 5-ти) наизусть.
Уметь находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Уметь определять количественное соотношение двух групп предметов, в пределах 5 (без счета), понимать смысл слов: больше - меньше, столько же.
Показывать (называть) группу, которой 3,1,2 предмета.
3.Геометрические фигуры
Различать (называть) круг, треугольник, квадрат.
Показывать конус, цилиндр, шарик, кубик.
Уметь группировать предметы по форме (все круглые и т. п.).
4.Ориентация в пространстве
Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, далеко - близко.
Понимать смысл слов: справа - слева; различать правую и левую руку.
Понимать смысл предлогов: к, от, в, за, перед, под, на, около.
5.Ориентация во времени
Понимать смысл слов (показать на сюжетной картинке) день - ночь -утро - вечер; лето - осень - зима - весна.
Понимать смысл слов, указывающих на время действия: вчера - сегодня - завтра.
Высокий уровень знаний, умений и навыков по развитию элементарных математических представлений имеют дети, которые:
-знают и различают основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
-знают (называют) геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
-могут показывать самостоятельно цилиндр, конус, шарик, кубик (на предметах);
-умеют считать до трех (пяти) наизусть и выражать количество через число (в пределах трех),
- умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме ( не больше трех);
-видят разницу в размерах двух предметов по длине, ширине, высоте, величине в целом;
-могут самостоятельно собрать пирамидку на конусной основе из 5 колец;
-умеют находить в окружающей обстановке один и много предметов и определяют количественное соотношение двух групп предметов в пределах 5 (больше, меньше, столько же) самостоятельно или при помощи наводящих вопросов и подсказок воспитателя;
-понимают смысл обозначений и показывают положение предметов относительно себя или на сюжетной картинке, находящихся вверху - внизу, впереди - сзади, далеко - близко, справа - слева;
-при поддержке воспитателя правильно используют предлоги: в, на, под, за, от, к, перед и слова, указывающие на время действия: вчера - сегодня - завтра;
-понимают слова, обозначающие части суток, времена года,
Средний уровень знаний, умений и навыков:
-знают и различают основные цвета;
-различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
-могут показать цилиндр, конус, шарик, кубик (на предметах);
-считают наизусть до трех;
-могут показать группу, в которой 3,1,2 предмета;
- самостоятельно или при небольшой подсказке воспитателя находят один и много предметов в окружающей обстановке;
-самостоятельно группируют предметы (не больше трех) по цвету,форме, а по размеру при помощи воспитателя;
- различают большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий;
-не понимают (или путают) какой из двух предметов широкий - узкий;
-затрудняются, но при помощи наводящих вопросов воспитателя могут определить количественное соотношение двух групп предметов в пределах 5 (больше, меньше, столько же);
-могут показать положение предметов относительно себя или на сюжетной картинке, находящиеся вверху - внизу, впереди - сзади, далеко - близко, путают справа - слева;
-не знают или путают значение предлогов за, от, перед, к; слова, указывающие на время действия: вчера - сегодня - завтра;
- понимают смысл и различают день - ночь, зима - лето на сюжетных картинках, путают утро и день, ночь и вечер; лето и весна.
Низкий уровень знаний, умений и навыков:
-знают и могут показать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, не могут показать цилиндр, конус, только различают шарик и кубик;
- не знают или путают основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
-не могут посчитать наизусть до трех самостоятельно;
-могут определить один и много предметов и выделить группу, в которой 3,1,2 предмета только при помощи воспитателя;
-не могут сгруппировать (или путаются) предметы по цвету, форме, размеру;
- могут различить лишь большой и маленький, длинный и короткий (могут путать с высоким и низким)предметы, не могут показать какой предмет широкий, узкий;
-путаются в сборе (не могут собрать) пирамидки на конусной основе из 5 колец;
- не могут определить количественное соотношение двух групп предметов (больше, меньше, столько же);
-не могут определить или путают положение предметов относительно себя или на сюжетной картинке, находящиеся вверху - внизу, впереди - сзади, далеко - близко;
-не знают значение предлогов (в, на, от, за) и не понимают смысл слов, определяющих части суток (могут показать только ночь на сюжетной картинке), времена года (могут показать только зиму на сюжетной картинке).
4.4.Результаты работы
Проведение первого недельного цикла математической направленности в процессе интеграции познавательной и игровой деятельности позволило закрепить элементарные математические представления у детей, полученные в I полугодии, а также вызвать у детей интерес к математике, получить положительные эмоции, приобрести уверенность в себе.
Результаты диагностик начальной и промежуточной показали, что знания по формированию элементарных математических представлений у детей повысились. Все дети знают основные цвета и умеют группировать предметы по цвету.
Дети научились сравнивать два предмета и группировать предметы по размеру (ширине, высоте, длине и величине в целом), понимать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру (длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой - маленький), могут обозначать (называть) размерные отношения данными словами. Повысился уровень знаний по ознакомлению с количеством и счетом. 52% детей умеют считать наизусть до 5 (половина из них научились считать наизусть до 10) и выражать количество через число (в пределах 5). Остальные дети (30%) умеют считать наизусть до трех - четырех и выражать количество через число в пределах трех. Затруднения у детей вызывает сравнение (без счета) двух групп предметов на отношении равенства и неравенства: больше, меньше, столько же. 30% детей справляются с этим только при помощи воспитателя,18% детей - не могут сравнивать предметы по количеству даже в пределах трех.
В проекте большое внимание уделялось формированию пространственных представлений и временных понятий, т.к. дети имели самый низкий уровень знаний (60% и 40% соответственно) на начало года именно по данным темам. В течение учебного полугодия дети знакомились с пространственными направлениями (вверх - вниз, впереди - позади, справа - слева), удаленностью (далеко - близко), предлогами (в, к, от, на, над, под, около и др., указывающими местоположение предметов) и временными понятиями (части суток; времена года; слова, указывающие на время действия вчера - сегодня -завтра), сформированные пространственные и временные представления у детей закреплялись в течение всего первого интегрированного недельного цикла в словесных, дидактических сюжетно-ролевых и подвижных играх, а также в повседневных жизненных ситуациях. Что позволило повысить уровень знаний по данным темам примерно на 23%. Многие дети научились определять местоположение предметов относительно наблюдателя (себя), пространственное расположение предметов, предполагающее использование предлогов в, к, на, под (но многие дети еще не совсем понимают смысл предлогов от, за, перед, около, слова слева - справа). Над этим следует еще работать.
Дети научились различать и называть части суток, времена года, Но многие еще путают слова, указывающие на время действия вчера - сегодня - завтра (иногда путают утро и день, вечер и ночь, лето и весна). Над этим тоже предстоит работать в следующем учебном полугодии.
Анализируя результаты диагностики ЗУН по развитию ЭМП у детей можно сделать выводы, что у многих детей повысился уровень знаний с низкого до среднего, увеличился на 12% высокий уровень.
В дальнейшем планируется усилить индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень ЗУН по развитию ЭМП, и работу с родителями (беседы, консультации).
