Публикации "Речевой этикет у детей младшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Речевой этикет у детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Струк Виктория Викторовна

.Речевой этикет для детей младшего дошкольного возрастаЭтикет — это система принятых норм и правил поведения, которые регулируют взаимодействие между людьми. В нынешнем обществе роль этикета возрастает, так как он способствует созданию комфортных и благоприятных условий для общения. Этикет выражается в том, как мы говорим и что мы говорим. Речевой этикет, в частности, представляет собой словесное проявление уважения и доброжелательности по отношению к другим. Он играет важную роль в разрешении конфликтов и споров, позволяя отстаивать свою точку зрения, не задев при этом чувства оппонента.Речевой этикет включает языковые средства, которые используются в различных жизненных ситуациях. Это слова и выражения для приветствия, прощания, обращения с просьбой, извинения, комплимента и ведения диалога. Для эффективного общения дети должны учитывать, кому и в каком контексте они говорят, и осознавать последствия своих слов. Следование этой простой формуле помогает развивать речевые навыки у детей.Важно начинать формировать основы речевого этикета с раннего возраста. Дети старшего дошкольного возраста способны не только выражать свои мысли связно, но и анализировать и осмысливать свою речь. В этом возрасте они уже понимают, почему важно говорить так, а не иначе, что позволяет им лучше воспринимать правила речевого общения и развивать "языковое чутье".Для того чтобы правильно овладеть речевым этикетом, дети должны:1. Знать основные правила общения, такие как правильные формы приветствия, знакомства, умение выражать благодарность и вести разговор.2. Осознавать важность структуры и порядка слов в предложении, а также подбора слов с учетом ситуации.3. Уметь следить за интонацией, громкостью голоса и выражением эмоций через мимику и жесты.4. Знать, какие слова и выражения недопустимы в общении, включая грубости и слова-паразиты.5. Практиковаться в составлении как простых, так и сложных предложений.6. Уметь вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них.7. Уметь пересказывать истории и создавать собственные рассказы.8. Уметь аргументированно отстаивать свои мнения.Педагогам важно учитывать требования к речевому развитию старших дошкольников, о которых упоминают такие исследователи, как М.М. Алексеева и В.В. Гербова. Эти требования связывают развитие речи дошкольников с обучением их правилам речевого этикета. К ним относятся:- Четкая дикция и правильное произнесение слов.- Выразительность речи с правильным использованием интонации и темпа.- Разнообразный словарный запас с применением слов в соответствии с их значениями.- Избежание неприемлемой лексики в общении.- Использование как простых, так и сложных грамматических конструкций.- Умение вести диалог, обмениваться вопросами и ответами.- Способность к пересказу и созданию собственных текстов.- Умение обосновывать свои утверждения и высказывания.Вывод: Речевой этикет является неотъемлемой частью воспитания и развития детей в дошкольном возрасте. Привитие норм речевого поведения и общения формирует у детей навыки корректной и уверенной коммуникации, что не только помогает им в процессе социализации, но и готовит к успешной учебе в школе. Освоение речевого этикета с раннего возраста способствует созданию доброжелательных и уважительных отношений с окружающими, формируя гармоничную личность.
-