Публикации статья "Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в 4 классе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья "Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в 4 классе"
Автор: Шадварина Надежда Николаевна

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира в 4 классе Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом.Л.С. Выготский В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Из определения следует, что читательская грамотность - основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни,. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей.Основы, азы читательской грамотности формируются в начальной школе.Какие это умения? Это совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации.При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.Результаты не всегда соответствуют этому уровню. Одной из причин низкой читательской грамотности является неумение детей находить и вычитывать информацию из текстов разного вида. В начальной школе, кроме уроков литературного чтения, ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй мы начинаем формировать в начальной школе. Работу с научно-познавательным текстом на уроке строю по известной вам методике (стратегии) смыслового чтения. Она обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем, его активную читательскую позицию по отношению к тексту, способствует формированию функциональной грамотности.С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом.1 этап - подготовительный (до начала чтения), предтекстовая деятельность 2 этап – основной (в процессе чтения), текстовая деятельность3 этап - заключительный (после чтения), послетекстовая деятельность 1 этап (подготовительный) Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу Приемы работы: 1.«Облако понятий» - глоссарий. На доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.4 класс. Тема: «Мир глазами астронома» (Астрономия, Вселенная, Солнечная система)2. Использование загадок по теме текста. Детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.4 класс. Тема: «Наши подземные богатства».агадки про нефть, природный газ, уголь, золото.)3.Предварительный просмотр иллюстраций.4.Составление пазлов. Детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку.Пример: 4 класс. Тема: «Пустыни» (картинка пустыни)5.Анонс предстоящей работы «Батарея вопросов» (Стратегия вопрошания)На доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста. Пример: 4 класс. Тема «Петр Великий». (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?) 6.Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста) Пример: 4 класс. Тема: «Начало истории человечества» (Когда появились люди, по своему облику похожие на современного человека?)2 этап ( основной) Цель: вовлечь читателей в текстовую деятельность, достичь понимания и осмысления текста детьми ( По Выготскому- чтение-решение задачи на смысл.)Приемы работы: 1. Словарная работа. По ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.Пример: 4 класс. Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб). 2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)Пример: 4 класс. Тест по темеЖизнь луга1. На лугу растут:а) только травянистые растения б) мхи и лишайникив) кустарники и травянистые растения2. На лугу живут:а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухарив) трясогузки, жуки-навозники, кобылки3. Растениями луга являются:а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак4. Санитарами луга и леса называют:а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соекв) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик мыши совыв) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка3. Восстановление деформированного текста. По ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.Пример: 4 класс. Тема «Равнины и горы России» 1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение: “С запада от Уральских гор лежит ____________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _____________________ равнина”. 2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________ 3.. Уральские горы считают границей между ___________________ .Самые высокие горы России ______________________. Высочайшая гора в России _____________________.4.. Горы, расположенные на юге Сибири: ________________.5. Пользуясь картой, ответь на следующие вопросы:А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине____________ Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе__________ В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах_________ Редактирование текста – Прочитай текст. Найди в нём несоответствие. Запиши исправленный вариант текста. Пример: 4 класс. Тема «Черноморское побережье России».Черноморское побережье Кавказа — это тундра России. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, граб, самшит, каштан, большое количество фруктовых деревьев: ели, яблони, персики. В лесах на побережье обитают белые медведи. Растянувшись на камнях, поджидает свою добычу медуза. Самое умное морское животное — богомол — плещется в прибрежных водах.4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя) Пример: 4 класс. Тема «Полезные ископаемые»4 класс Тема «Поверхность нашего края». Задание: сравнить овраги и балки. 5. Выборочное чтение - формирование умения находить конкретные факты в тексте (дети учатся выискивать в учебном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.) 4 класс. Тема «Мир древности: далекий и близкий». Класс делиться на 3 группы (1 группа «Египет», 2 – «Древняя Греция», 3 – «Древний Рим» изучают материал, готовят сообщение по вопросам карточки.)6. Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.3 этап (заключительный) Цель: проверить понимание и усвоение информации из учебного текста. (По Выготскому- понимание-отправная точка для другой деятельности)Приемы работы: 1. Работа с пословицами. (Детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)2. Дополнение текста.3. Игра «Плюс или минус» - установление истинности/ложности информации. читель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак - ) Пример: 4 класс. Тема «Жизнь леса»4. «Ярмарка» вопросов - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?» Пример: Тема: Начало истории человечества5. Составление памяток, инструкций. 4 класс Тема «Природные зоны» самостоятельное заполнение блокнота-памятки. Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к научно-познавательным (учебным, информационным) текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах. «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»(И.Г. Песталоцци).
-