Публикации
Развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников
Автор: Егорова Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников
Автор: Егорова Светлана Анатольевна
Развитие патриотизма и гражданственности у дошкольников«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А.Сухомлинский Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Воспитание гражданина охватывает целый комплекс задач:- воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, родному краю, Родине;-развивать интерес к культурному и историческому наследию, к русскому народному творчеству, народным традициям и обычаям;- формировать в нём чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, к недрам земли и общественному достоянию, к хлебу (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);- вызывать в ребёнке чувство гордости за достижения страны; - воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии; - развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни (полёты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники 1 Мая, День Победы, День Российской Армии и др.), национальным традициям;- формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Панорама родного города, детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Родная природа - один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки. В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое – к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребёнка не только в чувствах, но и в красоте поведения и в отношениях с людьми. Наши ребята приняли участие в реализации проекта «Красота в моем мире» Саратовского выставочного центра Радуга, который познакомил их с прошлым и традициями Саратовской земли, ее достопримечательностями, богатством и красотой природы нашей малой Родины. Ребята с удовольствием изучают родной город, его инфраструктуру, достопримечательности. Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Четырехлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребёнка постарше привлекаем к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, булочная, универмаг; рассказывая об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Старших дошкольниковзнакомим с достопримечательностями, историческими места и памятникями родного города. Для воспитания у ребёнка любви к родному городу, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами своего города. Значимая роль в этом принадлежит родителям, так как они имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую, даже отдалённую часть города. Посещение «Музея истории г. Балаково» всегда вызывает у детей массу впечатлений. Значимой для детей является тема «Защитники Отечества», где они знакомятся со сказочными и былинными героями, людьми военных профессий, охраняющими Отчизну в наше время. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Пусть не всё поймёт ребёнок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он смыслит цену завоёванного для него счастья. Наши ребята участвуют в праздничных мероприятиях детского сада, посвященных Дню Победы. Также важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов нашей страны. Рассказать старшему дошкольнику, где территориально расположена республика, представители которой его заинтересовали (на юге или на севере нашей страны), о своеобразии природных и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда и особенности культуры народа. К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну населяют народы разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами и художниками. Разнообразны пути и средства в формировании у ребёнка интернациональных чувств. Это и кукла в национальном костюме, и прослушанные в детском саду и дома аудиозаписи национальных песен и музыки; и рассказы воспитателя и родителей о событиях современности, происходящих в республиках (трудовых достижениях, почётных людях, героях труда и т.д.), которыми так богата периодическая печать, теле- и радиопередачи, откуда взрослые могут черпать материал для бесед с детьми. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребёнка в активной форме. Это помогает ему переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать своё отношение к ней в делах. Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
