Публикации
Методическая разработка по теме "Обучение баскетболу детей с ОВЗ" - 3-4 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по теме "Обучение баскетболу детей с ОВЗ" - 3-4 класс
Автор: Зима Галина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по теме "Обучение баскетболу детей с ОВЗ" - 3-4 класс
Автор: Зима Галина Ивановна
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЗдоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным , Цель: направленно развивать и совершенствовать физические качества детей с ОВЗ через обучение баскетболу. Оздоровительные:Содействоватьразвитию адаптационных возможностей и улучшениюработоспособности детского организма с учетом индивидуальных возможностей детей.Образовательные:Развивать двигательные физические качества детей. Развитие при работеЦель: направленно развивать и совершенствовать физические качества детей с ОВЗ через обучение баскетболу. Оздоровительные:Содействоватьразвитию адаптационных возможностей и улучшениюработоспособности детского организма с учетом индивидуальных возможностей детей.Образовательные:Развивать двигательные физические качества детей. Развитие при работе с мячом общей и мелкой моторики.Воспитательные:Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Воспитание чувства коллективизма и умение работать в команде или группеПрактическая значимость:1.Конспектов занятий с подбором физических игровых упражнений и подвижных игр с мячом, с последовательностью выполнения основных видов движений;2.Картотекой подвижных игр и игровых упражнений с мячом.«Обучение баскетболу детей с ОВЗ»предполагает соблюдение следующих принципов:1.Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических функций организма;2.Принцип результативности независимо от исходного уровня физического развития детей;3.Принцип соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребёнка, темпа развития и физических возможностей детей с ОВЗ. Условия:1.Соответствие подбора физических упражнений возрастным и индивидуальным особенностям детей и их физическому состоянию (с нарушением слуха), с последующим усложнением заданий.2.Соблюдение этапов организации двигательной деятельности с максимальным приближением к игровой. с мячом общей и мелкой моторики.Воспитательные:Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Воспитание чувства коллективизма и умение работать в команде или группеПрактическая значимость:1.Конспектов занятий с подбором физических игровых упражнений и подвижных игр с мячом, с последовательностью выполнения основных видов движений;2.Картотекой подвижных игр и игровых упражнений с мячом.«Обучение баскетболу детей с ОВЗ»предполагает соблюдение следующих принципов:1.Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических функций организма;2.Принцип результативности независимо от исходного уровня физического развития детей;3.Принцип соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребёнка, темпа развития и физических возможностей детей с ОВЗ. Условия:1.Соответствие подбора физических упражнений возрастным и индивидуальным особенностям детей и их физическому состоянию (с нарушением слуха), с последующим усложнением заданий.2.Соблюдение этапов организации двигательной деятельности с максимальным приближением к игровой.Цель: направленно развивать и совершенствовать физические качества детей с ОВЗ через обучение баскетболу. Оздоровительные:Содействоватьразвитию адаптационных возможностей и улучшениюработоспособности детского организма с учетом индивидуальных возможностей детей.Образовательные:Развивать двигательные физические качества детей. Развитие при работе с мячом общей и мелкой моторики.Воспитательные:Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Воспитание чувства коллективизма и умение работать в команде или группеПрактическая значимость:1.Конспектов занятий с подбором физических игровых упражнений и подвижных игр с мячом, с последовательностью выполнения основных видов движений;2.Картотекой подвижных игр и игровых упражнений с мячом.«Обучение баскетболу детей с ОВЗ»предполагает соблюдение следующих принципов:1.Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических функций организма;2.Принцип результативности независимо от исходного уровня физического развития детей;3.Принцип соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребёнка, темпа развития и физических возможностей детей с ОВЗ. Условия:1.Соответствие подбора физических упражнений возрастным и индивидуальным особенностям детей и их физическому состоянию (с нарушением слуха), с последующим усложнением заданий.2.Соблюдение этапов организации двигательной деятельности с максимальным приближением к игровой. крепким, здоровым, умным – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов. Основная задача федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования (ФГОС) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Стандарт определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Современные дети часто не имеют подходящего места для игры на улице, а как следствие, они реже бегают, реже прыгают. А ведь именно движение в любой форме, соответствующие физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. В детском организме заложены большие возможности для занятий физкультурой, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания.Овладение всеми видами спортивных упражнений и в играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера детей. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей к этой игре.Баскетбол - спортивная атлетическая игра. Для баскетболистов характерны хорошо развитый глазомер, широкое поле зрения, развитая координация движений, быстрота и ловкость, умение действовать в изменившейся ситуации. Многочисленные тренировки в качестве отработки специальных движений приносят огромный вклад в развитие общей физической подготовки обучающихся, и вместе с этим укрепляют здоровье. Все эти особенности баскетбола являются эффективным средством физического воспитания. Через обучение школьников элементам баскетбола осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи. Главная цель состоит в том, чтобы юные обучающиеся овладели не только системой упражнений, но и спортивными умениями.Подвижные игры с мячом являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их. Цель: направленно развивать и совершенствовать физические качества детей с ОВЗ через обучение баскетболу. Оздоровительные:Содействоватьразвитию адаптационных возможностей и улучшениюработоспособности детского организма с учетом индивидуальных возможностей детей.Образовательные:Развивать двигательные физические качества детей. Развитие при работе с мячом общей и мелкой моторики.Воспитательные:Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Воспитание чувства коллективизма и умение работать в команде или группеПрактическая значимость:1.Конспектов занятий с подбором физических игровых упражнений и подвижных игр с мячом, с последовательностью выполнения основных видов движений;2.Картотекой подвижных игр и игровых упражнений с мячом.«Обучение баскетболу детей с ОВЗ»предполагает соблюдение следующих принципов:1.Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических функций организма;2.Принцип результативности независимо от исходного уровня физического развития детей;3.Принцип соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребёнка, темпа развития и физических возможностей детей с ОВЗ. Условия:1.Соответствие подбора физических упражнений возрастным и индивидуальным особенностям детей и их физическому состоянию (с нарушением слуха), с последующим усложнением заданий.2.Соблюдение этапов организации двигательной деятельности с максимальным приближением к игровой.3.Создание развивающей предметно-пространственной среды и развитие материально-технической базы.Алгоритм построения занятийУровень сложности упражнений постепенно поднимается: от простого в начале до совершенного овладения всеми упражнениями в конце. Если какая-то ступень для ребенка легкая, ее можно сократить, но, ни в коем случае не пропускать.В процессе обучения освоения следующих физических качеств:Развитие скоростных качеств (быстроты и ловкости) Развитие силы мышц ног в различных видах прыжков Развитие силы мышц рук через различные способы метания и бросков мяча Развитие координации движений Развитие двигательных и волевых возможностей Развитие меткости Оздоровительная направленность программы:Предупреждение заболеваний органов дыхания. Тренировка сердечно- сосудистой системы организма и мышечного корсета. Профилактика нарушений осанки. Развитие общей и мелкой моторики. Перечень основных видов физических упражнений1.Подготовительные упражнения в баскетболеСтойка баскетболиста Передвижения в стойке Передвижение приставным шагом Два широких шага – прыжок в высоту Челночный бег Удержание мяча Остановки по сигналу 2. Упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи мяча 1.Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.2.Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.3.Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.4.Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.5.Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.6.Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.7.Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.8.Передача мяча в шеренге и по кругу.9.Передача мяча двумя от груди.10.Передача мяча от груди в парах, выполняя движение приставным шагом.3. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот. Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом). Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча. Ведение мяча вокруг себя. Ведение мяча попрямой, спиной вперед. 11.Ведение мяча, шагая по ограниченной поверхности. Упражнения, подготавливающие к броску мяча вкорзину Перебрасывание мяча через сетку или перекладину натянутую или установленную выше головы ребенка (произвольным способом, выполнение упражнения в парах). Бросок мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы, бросок мяча в мягкую карзину установленную на полу. Ведение мяча по определенной траектории и выполнение броска в кольцо. Для начинающих - удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит. 5. Общефизическая подготовка.В процессе освоения повышается уровень развития следующих физических качеств:Развитие скоростных качеств (быстроты и ловкости). Развитие силы мышц ног в различных видах прыжков. Развитие силы мышц рук через различные способы метания и бросков мяча. Развитие координации движений. Развитие двигательных и волевых возможностей. Развитие меткости. Организации работы с ребенком с ОВЗ.Раздел по организации работы направлен на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и физических способностей на основе сотрудничества со сверстниками. Нарушение двигательной сферы у детей с ОВЗ проявляются в снижении уровня развития основных физических качеств. В трудности сохранения статического и динамического равновесия. В недостаточно точной координации и неуверенности движений. В относительно низком уровне ориентировки в пространстве. В замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности.Методика адаптивной физической культуры рекомендует целенаправленное использование упражнений скоростно-силовой направленности, которые создают благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей. Всегда перед новой командой, для привлечения внимания необходимо использовать свисток.Принцип построения работы с детьми с ОВЗ включает в себя индивидуально-дифференцированный подход, который также отражается на дозировке физической нагрузкиПлан дополнительных тренировочных занятий.Медико-педагогический контрольВнешние признаки утомления1.МОНИТОРИНГМониторинг физической подготовленности детей осуществляется два раза в год (в сентябре и мае) на основе диагностических тестов с учётом:Степениовладениядетьмибазовымидвигательнымиумениямии навыками, уровня освоения техники основных движений; Развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости,координации. Игры и игровые упражнения с элементами баскетбола.«Разминка»Задачи. Подготовить организм к предстоящей нагрузке.Разминка с мячом включает в себя такие, упражнение как: ведение мяча, подбрасывание и ловля мяча, передача мяча, ведение мяча с ускорением, ведение мяча змейкой.«Мячи по кругу».Задачи. Учить детей видеть готовность партнера принять мяч. Способствовать развитию внимания и быстроты реакции.Описание игры. Дети встают по кругу, мячи через одного ребенка. По сигналу выполняется передача мячей по кругу, нельзя допускать остановки одному из игроков, так как рядом стоящий ребенок готов выполнить передачу своего мяча.«Играй, играй мяч не теряй».Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.Описание игры. Все дети располагаются на площадке, и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигналу все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. «Опоздавшие», получают штрафное очко. Игра повторяется.Варианты. После сигнала учителя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.Методические указания. Перед игрой учитель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.«10 передач».Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.«Ловец с мячом».Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения.Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.Методические указания. Вначале роль водящего выполняет учитель, а в дальнейшем - ребенок, свободно управляющий мячом.Примечания: Во время игры учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой в беге, меняя направления и скорость передвижения.«Мотоциклисты»Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.Описание игры. На площадке очерчивается улица шириной 2-3 метра и длинной 4-5 м. Все дети - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Посередине улицы стоит регулировщик. Он зеленым и красным флажком регулирует движение на улице. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист, доехавший до улицы, останавливается, но мотор не выключает - он ведет мяч на месте. Если регулировщик поднимает зеленый флажок,мотоциклисты могут проехать улицу без остановки - провести мяч бегом. Движение по улице проходит в одном направлении.Примечания: Во время игры обращать внимание на ведения мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку. Через определенное время подавать сигнал для того, чтобы дети меняли руки.«Пять бросков».Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу учителя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.Примечание: По ходу игры учить детей бросать мяч в корзину способом — броски двумя руками от груди.«Наперегонки с мячом».Подготовка. Игроки строятся в шеренгу у боковых границ площадки лицом к середине. Одно команда стоит справа, другая – слева от щита. Расстояние между игроками 3-4 шага. Игроки рассчитываются по порядку.Содержание игры. Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются завладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше. Игрок не сумевший завладеть мячом, обегает игроков своей шеренге с левой стороны, пытаясь обогнать мяч. Если игрок финиширует в конец шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда тоже получает очко за то, что ее игрок завладел мячом после броска по щиту. Побеждает команда, набравшая больше очков.Правила игры. Игрок, потерявший мяч должен вернуться на место и продолжает передачу.Борьба за мячЗадачи. Учить использовать изученные приемы, развивать умение сочетать свои действия с действиями других игроков команды, воспитывать коллективизм.Описание игры. Дети делятся на две команды. Выбирают капитана. Учитель в центре площадки подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своей команде. Игроки овладевшие мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды пытаются его перехватить. Команда сделавшая 5 передач, получает очко.Передача мяча в парах.ЗадачиОписание упражнения. Пара детей стоит друг против друга, передвигается приставным шагом. Выполняется передача мяча от груди через препятствие (стойки с перекладинами). Пройдя до конца дистанцию, возвращаются по другой стороне зала, так же выполняя передачу от груди и передвигаясь быстрым приставным шагом.Бросание мяча в парах.Задачи. Учить бросать мяч в корзину, сочетать ловлю и броски мяча. Закреплять умение совместно играть с мячом.Описание игры. Дети становятся парами, у каждой пары один мяч. Один ребенок из каждой пары становиться под корзину, чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся друг за другом на расстоянии 2 метра от корзины. После сигнала они бросают 5 раз мяч, затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.«Метко в кольцо»Задачи. Учить броску мяча от груди и ведению мяча.Описание игры. Дети распределяются на площадке. Каждый участник должен пройти препятствие (пройти змейкой, или по островкам) ,дойдя до указанного места, выполнить бросок.Примечание: Во время игры учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину, воспитывать ответственность и выдержку.Кошки и мышкиИгра на развитие координации движения, закреплять ведение мяча на ускорение с увертыванием.Необходимый инвентарь: баскетбольные мячиДети становятся в одну линию. Отбивая мяч, они должны пройти через небольшой коридор (2-3 метра). Одному участнику, одевают опознавательный знак - кошку. По сигналу учителя дети начинают ведение мяча через коридор, кошка должна выбить мяч.ОстроваИгра на развитие равновесия, координации движений, умения вести мяч.Необходимый инвентарь: небольшие возвышенности (степы, пеньки, низкая скамья).Ведение мяча передвигаясь по островкам.Шаг, шаг, прыжок, кольцоНеобходимый инвентарь: используем обручи среднего размера, большая мягкая корзина.Обручи выкладываются на пол друг за другом с небольшим смещением: один обруч вправо, второй влево, третий вправо. Упражнение начинаем справой ноги, мяч в руках. Шаг в обруч одной ногой, затем левой ногой в левый обруч и прыжок двумя ногами в третий обруч. Далее бросок мяча от груди двумя руками в напольную корзину.Мяч по кольцамУпражнение помогает ребенку координировать силу толчка мяча и направление полета мяча.Необходимый инвентарь: строим кольца диаметр примерно 1метр (можно использовать большие железные обручи, или трансформируемые дорожки, платформы для профилактики плоскостопия).Ребенок выполняет ведение мяча, проходит с права от колец, удар мяча приходиться в кольцо лежащее на полу, далее направляет удар мяча в другое кольцо на полу и т.д. с продвижением в перед.ИндейцыНеобходимый инвентарь: мелки, баскетбольные мячиНа игровом поле чертится круг диаметром 2 метра. Игроки становятся за внешней чертой круга. По команде ведущего они начинают ведение мяча по кругу, не заступая за контур. Как только ведущий скажет: «Стоп!», игроки должны забежать в круг. Проиграл тот, кто окажется за чертой круга или наступит на контур. Упражнения на перемещения№1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала учителя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.№2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу.№3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середине, на расстоянии 2—3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную учителем часто меняет направление передвижения.№4. Дети встают в 2—3 колонны на расстоянии 2—3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала учителя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.№5. Остановки. Детей следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка. №6. Перемещение приставным шагом без мяча, с мячом и выполняя передачу мяча в парах. Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает. Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает. Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает. Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой. Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т. д.Побеждает команда, набравшая больше очков.25 передач Школа мячаВ этой игре выполняются упражнения в порядке возрастающей трудности. Нужен небольшой резиновый мяч. Во дворе можно установить стенд, на котором изображена последовательность выполнения упражнений. Вот некоторые из них:— Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, потом только правой, потом — левой.— Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться пальцами до носков ног, затем подняться и поймать мяч сначала двумя руками, затем только одной.— Перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно.— Бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернувшись в воздухе, и поймать мяч двумя руками.— Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами и, выпрямившись, поймать его впереди.— Бросить мяч вверх, сесть на пол и поймать его, не вставая, бросить опять мяч вверх, встать и поймать его.Ряд упражнений можно выполнить у стены, если она есть во дворе.— Бросать мяч о стену и ловить с поворотами, приседаниями и пр.— Игрок сильным броском ударяет мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и отскочил от нее по направлению к играющему, который должен поймать мяч.Один из вариантов игры предусматривает более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.Мяч капитануИграющие распределяются на 2—3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого круга находится один из игроков (капитан). По сигналу игрок, стоящий в центре круга, перебрасывает мяч игрокам поочередно и получает его обратно (передача выполняется заранее обусловленным способом). Игра заканчивается, когда мяч обойдет всех игроков и «капитан», получив мяч, поднимает его над головой.Не промахнисьИграющие встают по кругу. Перед носками их ног проводят черту, а в середину круга идет водящий.Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, метая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, метая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры.И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.Игра длится 15—20 минут. Победителем считается тот мальчик или та девочка, которые дольше других продержатся внутри круга и которые проведут всю игру стоя.Чей отскок дальшеИграют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Играющие поочередно бросают теннисный мяч в стену (щит), чей отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли. У кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.Гонка мяча по кругуВсе играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, у них в руках по мячу.После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды — делать передачи быстрее, чтобы один мяч догонял Другой.Гонка мяча по квадратуЧетыре команды располагаются по сторонам квадратной площадки размером в половину волейбольной. Игроки выстраиваются в колонны, у первых в руках мячи.По сигналу игроки ударами о землю ведут мяч вправо, стараясь при этом на протяжении круга догнать находящегося впереди и коснуться его, они ведут мяч второй круг до тех пор, пока удача придет к одной из команд. Игрок, потерявший мяч, поднимает его и продолжает ведение. Чтобы играющие не срезали углов площадки, можно поставить на поворотах флажки или стойки, положить заметные предметы (цветные пластмассовые кубики, кегли, набивные мячи).Проводят две черты на расстоянии 8—10 шагов одна от другой. Четыре пары игроков становятся за линиями напротив друг друга (первые против вторых, третьи против четвертых).По сигналу первые номера передают мяч стоящим напротив вторым номерам, те — третьим, третьи — четвертым. Получившие мяч возвращают его обратно третьим номерам, те — вторым и т. д. Упавший мяч вводит в игру тот игрок, который не поймал его с отведенного для передачи места. Заранее уславливаются, каким способом игроки в четверках передают между собой мяч (от груди, из-за головы, ударом о землю).Выигрывает четверка, сделавшая раньше 25 передач.Охраняй капитанаИграющие делятся на две команды, в каждой из которых по одному капитану, три-четыре нападающих и столько же защитников. Хорошо, если игроки одной из команд наденут на голову бумажные или матерчатые шапочки, а другая станет играть без них. Тогда в игре будет меньше ошибок при передаче мяча.Площадку делят линией пополам. Капитаны и защитники остаются на своей половине площадки, а нападающие уходят на поле противника.После розыгрыша мяча с центра команда, овладевшая мячом, старается за счет ведения и передач приблизиться к капитану противника и осалить его. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и, в свою очередь, отправить его на поле противника своим нападающим.За попадание мячом в капитана (он перемещается только на своей половине площадки) команда получает одно очко.Правила не разрешают защитникам переходить среднюю линию (в помощь своим нападающим), а нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение правил команды наказываются потерей мяча. Игра длится 10—15 минут.Побеждает команда, набравшая больше очков.Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков - капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые одевают на спину и грудь.Учитель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Учитель контролирует время игры, не останавливая часов. При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может закончиться победой одной команды или ничьей.Учитель может менять игроков во время игры и во время перерыва. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если учитель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более двух шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и тоже время, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда учитель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине, когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска учитель подбрасывает мяч вверх между игроками, и, после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно удалены с площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться.Конспект урока по физической культуре в 1-ом классе.Тема урока Цель: Развитие двигательных качеств с использованием элементов баскетбола Задачи: 1. Продолжить обучение основам баскетбола.2. Развивать и тренировать координацию движений и ориентировку в пространстве.3. Воспитывать чувство смелости, решительности, умение быстро оценить ситуацию.Список используемой литературы:1.Адашкавичане Э.Й. Баскетбол для школьников: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1983.- 79с.,2. Алачачян, Арменак Не только о баскетболе / Арменак Алачачян. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 320 c. 3. Башкин, С. Уроки по баскетболу / С. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 184 c. 4. Гомельский, В. Как играть в баскетбол / В. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. - 288 c. 5. Джон, Р. Вуден Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М.: 12. Костикова, Л. В. Баскетбол / Л.В. Костикова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 176 c. 6.Медико-педагогическийконтрользафизическим воспитаниемдетей школьного возраста: Метод. рекомендации /Сост. Г.П.Юрко. – М.2011г.7.Наблюдениязапереносимостьюнагрузкиповнешнимпризнакам утомления: Метод. Рекомендации / РГПУ им.Герцена, 20008.Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей школьного возроста.9. Пайе, Б. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных / Б. Пайе. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 513 c. 10. Сборник Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта баскетбол / Сборник. - М.: Спорт, 2016. - 823 c.
