Публикации
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Чебодаева Малена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Чебодаева Малена Сергеевна
Чебодаева Малена СергеевнаВоспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик», г. АбаканСКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, понятий, суждений, чувств и убеждений, черт характера, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм и правил поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д. Существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любовь к людям, природе. Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Если родители не обращают внимания на то, как и с чем играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что изображает в рисунке - дети могут усвоить неправильные, искажённые представления, приобрести вредные привычки. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности не только по отношениюдруг другу, но и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию (преимущество занимают сказки о животных). Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки. В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка », «Жихарка », «Лисичка сестричка и серый волк », «Петушок и бобовое зернышко ». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой ») и др. После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин », «Крылатый, мохнатый да масляный », «Заяц - хваста », «Финист – Ясный сокол », «Сивка-бурка ». В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка » воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев. В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Главными преимуществами сказки в нравственном воспитании дошкольников выступает то, что она отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению; помогает разобраться, что хорошо, а что плохо; отличить добро и зло; воспитывает в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.Библиографический списокВыготский, Л.С.Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5. изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. – 350с. - ISBN 5-87604-097-5 Зимина, И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.Н.Зимина //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5. Кузнецова, Т.Г. Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе / Т.Г. Кузнецова, И.В. Болгова, А.Ф. Новикова Миргородская, А.С. Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников [Электронный ресурс] / А.С. Миргородская // 26.10.2017
