Публикации Методическая разработка урока " Одушевленные и неодушевленные имена существительные." 3 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока " Одушевленные и неодушевленные имена существительные." 3 класс
Автор: Агеева Нина Евгеньевна

3 класс Русский язык. Статья " Одушевленные и неодушевленные имена существительные."Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению словЗадачи:- активизировать ранее изученную лексику; - учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса; - определять грамматические признаки имени существительного; - учить работать в учебном диалоге, в группах; - учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.Форма организации урока:урок-лаборатория СловаХарактеристика деятельности учащихся:
  • формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных
  • побуждение к активному включению в различные виды деятельности
  • Формирование универсальных учебных действий.Личностные УУД:
  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий
  • Регулятивные УУД:
  • развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
  • Познавательные УУД:
  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение осознавать и формулировать проблему
  • Коммуникативные УУД:
  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
  • Оборудование: учебники «Русский язык 3 класс» Иванов С.В, карточки-помощники.Ход урока:I.Организационный момент.1. Психологический настрой. Стихотворение, которое поможет вам правильно и красиво сидеть при письме. - Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою.Ручку я вот так держу.Сяду прямо. Не согнусь!За работу я возьмусь.2. Минутка чистописания. Дети выполняют задание в тетрадке Л л, ло, ол ,оло; запиши слово -лошадь; придумай к нему два однокоренных слова;3. Словарная работа.-Как называется учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова – помещение, где располагается это учреждение. Прочитайте, как пишется слово лаборатория. - ( Записываем в тетрадь) .4. Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию Слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники Лаборатории слова. Давайте поработаем со словом лаборатория -Сколько в нём слогов? -Какой слог ударный? -Какие гласные в корне можно проверить, а какие нельзя? Подчеркните непроверяемые безударные гласные. Определите количество букв, звуков. -Почему звуков больше? 5.Придумайте и запишите словосочетание с этим словом.-Запишем словосочетание научная лаборатория -Найдите главное и зависимое слово.II. Актуализация знаний.1. Повторение.- Какой частью речи является слово лаборатория?- Что знаете об именах существительных? - На какие вопросы отвечают существительные? - Что обозначают существительные? - Как изменяются существительные? -Кто догадался, какую часть речи будем исследовать в нашей лаборатории?- (Исследовать сегодня будем имя существительное и узнаем новое о его признаках.)2.Игра «Мозговой штурм».-Придумайте и запишите на листе как можно больше слов из букв слова лаборатория (Проверка фронтальная)-Проверяем. ( Борт, брат, рот, болт, тир, раб, робот .) Дети вам понятен смысл всех слов? (борт_ боковая стенка судна, Край полы мужского платья ; болт-крепежное изделие с резьбой;тир-место для учебной стрельбы; раб-бесправный человек;робот-автоматическое устройство , которое работает по заложенной программе)- Что объединяет эти слова?III. Постановка учебной задачи.1. Проблемная ситуация. - Дорогие научные сотрудники, поработаем в парах .Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь. (Дети записывают)- Проверяем. По какому принципу вы их разделили? По вопросам - Кто? Что?-Какое слово вызвало сомнение? (робот) Если будет задание просклонять это слово, мы поставим вопросы как к одушевленному предмету или как к неодушевленному? Давайте это слово пока оставим. Вернемся к этому вопросу чуть позже. Сейчас у нас недостаточно знаний , чтобы это доказать - Возникла проблема : Какие ставить вопросы к некоторым словам при изменении слов по падежам, т.е при их склонении. Эту проблему нужно постараться решить в нашей лаборатории Слова. 2. Выведение темы и цели урока. - Кто может сформулировать тему нашего исследования (урока)? (Тема урока:Одушевленные и неодушевленные имена существительные.- Какова цель исследования? Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. При склонении правильно ставить вопросы падежей.IV. Открытие нового знания.1. Работа с учебником "Русский язык" 3 класс, Иванов С.В. стр.54 а)- Как можно определить одушевлённое существительное или нет? (по вопросу, по лексическому значению) Свой вывод сравним с правилом в учебнике на стр. 54. Наш вывод подтвердился.б)Продолжаем работать с учебником - "Русский язык" 3 класс, Иванов С.В. стр.54 упр.2 ( упр.2 выполняем письменно);-задание: распределить слова в два столбика, определить род имен существительных.2.Взаимопроверка. 3.Физминутка Если слово отвечает на вопросы "кто?" и "что?",То мы дружно приседаем,Чтоб не видел нас никто.Прилагательным в ответ Мы рукой помашем вслед.А когда глагол услышим,Сесть за парту надо тише. 4.Открою вам секрет: есть еще способ определить одушевленность имен существительных. ( Работа учащихся у доски) Давайте проведем такое исследование - просклоняем имена существительные одушевленные и неодушевленные , поставив их в форму множественного числа. Возьмем слова из упражнения №2.Что? волны, волн, волнам , волны , волнами, волнах И.п= В.п.Кто? моряки , моряков, морякам, моряков, моряками, о моряках Р.п=В.пВывод:---Формы каких падежей совпадают? У неодушевленных - И.п мн.ч.= В.п мн.чУ одушевленных - В.п мн.ч= Р.п мн.ч. одтвердим свое наблюдение чтением правила в учебнике на с.55 в учебнике5.Выведем формулу : Одушевлённые: Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч Неодушевлённые: И.п. мн.ч = В.п. мн.ч.- Запишите эти формулы в тетрадь. Теперь можете пользоваться формулой, чтобы определить, является существительное одушевлённым или неодушевлённым.V. Включение нового знания в систему знаний.1. Составление алгоритма действий определения одушевлённости имени существительного.-Продолжаем исследования в нашей лаборатории. Давайте вместе составим алгоритм действий определения одушевлённости любого имени существительного.- Итак, вот любое имя существительное. Что будете делать, чтобы определить одушевлённое оно или нет? а) Имя существительное во множественном числе просклонять в И.п., Р.п., В.п.б) Что дальше? Если совпадут формы В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч--значит сущ. одушевленное .А если совпадут формы В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч., значит сущ. неодушевленное .) Молодцы!2. Предложу вам интересное наблюдение . Теперь каждый в тетради склоняет слово -робот И. п- роботыР.п- роботов В.п. - роботовВывод : робот будем склонять, как одушевленное имя существительное, В учебник на с.56 читаем правило, которое подтверждает наши наблюдения.6. Проблемная ситуация. Работа в группе– А теперь вопрос для обсуждения в группе: - В какие столбики вы поместите слова : мышка, гусеница ? (Дети обсуждают в группе и объясняют своё решение)- А вот как это сделала одна ученица .-Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика? (Ученица сомневалась, не знала куда записать,т.к эти сушествительные могут быть как одушевленными так и неодушевленными.)- Давайте решать эту проблему. Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? мышка гусеница животное компьютера насекомое трактора Теперь разберем слово – гусеница.- От чего зависит одушевлённость или неодушевлённость существительного? (от лексического значения слова в предложении)- Как называются такие слова? (многозначные) - А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?Киви - птица и фрукт.- Бабочка – насекомое и галстук.-Лисичка – животное и гриб.- Уважаемые научные сотрудники. Поработайте в парах. Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь.1 группа- мышка; 2 группа- бабочка; 3 группа- лисичка. VI/ Рефлексия деятельности и итог урока.Подведение итога урока. -Уважаемые научные сотрудники, подведём итог работы нашей лаборатории Слова.- Какую часть речи исследовали? (Имя существительное) - Что нового узнали? Что понятия об одушевленности и неодушевленности предметов в реальной жизни не совпадают. По склонению существительных во множественном числе можно определить является ли существительное одушевленным или неодущевленным. Рефлексия деятельности. - Подумайте, достигли ли вы цели научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? При склонении правильно ставить вопросы падежей?
    -