Публикации "Чтение как семейная традиция"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Чтение как семейная традиция"
Автор: Будякова Наталья Леонидовна

Чтение как семейная традицияБудякова Наталья Леонидовна,учитель - дефектолог МАОУ «ЦО №1 «Академия знаний им.Н.П.Шевченко»Актуальность. В последнее время из-за происходящих перемен в обществе ослабла воспитательная функция семьи. Современные молодые семьи уделяют мало внимания и времени для поддержания интереса ребёнка к своей семье и её ценностям, на изучение и сохранение семейных обычаев и традиций. Педагогами начального общего образования отмечается очень низкая сформированность представлений о семейных ценностях и семейных традициях и у детей, и у родителей, а также отсутствие понимания значимости семьи, какие существуют ценности и традиции в семье. Вполне объяснимо, что, в связи с этим, одним из ориентиров ФГОС НОО, особенно актуальным на современном этапе, является уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Соответственно, возникает необходимость создания на этапе начального образования таких условий, которые будут способствовать реализации вышеназванной задачи. А также поиска педагогами образовательных учреждений актуальных, наиболее приемлемых форм и методов работы, как с детьми, так и с родителями по формированию представлений о семейных ценностях и семейных традициях.Одним из методов, позволяющих пробудить у ребенка интерес к истории своей семьи и закрепить знания о своих родственниках и близких, являются: чтение сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, которые могут отразить трудолюбие родителей, семейные традиции, семейные ценности.Знакомясь с художественной литературой, младшие школьники узнают о таких понятиях, как справедливость, доброта, совесть, мужество, честь, сопереживание. Через общение с книгой ребёнок обучается рассматривать, познаёт мир, познает культурные и высоконравственные ценности.Детская художественная литература обладает большим воспитательным потенциалом. Книги разных жанров раскрывают систему семейных основ жизнедеятельности, социальных отношений, прививают общечеловеческие и семейные ценности.Произведения детской художественной литературы позволяют сформировать представления о взаимодействии разных поколений между собой, сформировать понимание нравственности, за счет оценки поступков героев произведений, научить детей доброте и вере.Понимая потенциал детской художественной литературы, взрослым необходимо прививать детям любовь к ней уже с раннего детства. А для этого, чтение должно стать семейной традицией. Родителям обязательно надо показывать детям пример собственного чтения, а также организовывать регулярное чтение для ребенка. Но, к сожалению, родители зачастую считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Очень редко, ссылаясь на отсутствие времени и занятость, родители читают вместе с детьми. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.Исправить возникшую ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Цель этого взаимодействия: оказать родителям помощь в создании семейной традиции - семейного чтения. Помощь педагогов в организации семейного чтения предполагает:- ознакомление родителей с возрастными особенностями младших школьников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы; - расширение у родителей представления о детской литературе посредством вовлечения в совместную с педагогами организацию предметно – пространственной развивающей среды в помещении класса; - знакомство родителей с разными видами домашнего чтения с учётом индивидуальных интересов и потребностей младших школьников;Родителям можно предложить традицию семейного чтения реализовывать в следующих формах: - просмотр книг (а именно, просмотр иллюстраций к художественной литературе и обсуждение увиденной конкретной сцены, представленной на иллюстрации);- семейное чтение (предполагается организация чтения всеми членами семьи. Например, организовать «Час чтения», когда каждый член семьи берет книгу, которая ему интересна и читает ее);- ролевое чтение (чтение произведения детской художественной литературы всеми членами семьи по ролям);- чтение перед сном;-театрализованное разыгрывание сцен из сказок и рассказов (с использованием игрушек, проигрывания ролей членами семьи);- рисование по прочитанному произведению детской художественной литературы (родители вместе с детьми рисуют сцены из прочитанного).Интересной формой работы может быть создание семейных библиотек: родители обучающихся приносят в класс свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.Очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия, как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.Сотрудничество с социальными партнерами, а именно с детской библиотекой может стать отличным примером в работе по содействию в создании семейной традиции – семейного чтения. Для этого совместно со специалистами библиотеки разрабатывается тематический план мероприятий, включающий такие формы работы как: беседы-экскурсии, презентации, познавательные игры и викторины, семейные литературные и творческие конкурсы. Важным педагогическим моментом является то, что ребенок приходит в библиотеку вместе с мамой и папой – общность интересов и причастность к одному делу сближает и воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И к, сожалению есть страх что эта традиция уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи, читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогут привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.Педагоги могут оказать содействие в возрождении традиций семейного чтения, но с введением стандартов организация образовательного процесса должна выстраиваться в совершенно новом формате, в условиях необходимости принципиальной смены своей профессиональной позиции. ФГОС НОО ориентирует на открытость образовательного учреждения семье и не просто раздвигает границы познания, но дает детям опыт использования ресурсов родительского сообщества, навык взаимодействия с разными людьми. Список используемой литературы:1.Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и в школе/М.А.Андрианов //- Минск: Букмастер, 2012.-280с.2.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович // Вопросы психологии.- М.: Просвещение, 2014. – 254с.3.Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста/Т.П.Гаврилова// Вопросы психологии. – 1974. № 5, С.107-114.
-