Публикации
Алгоритм разработки Адаптированной образовательной программы обучающегося с ТНР (тяжелые нарушения речи)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм разработки Адаптированной образовательной программы обучающегося с ТНР (тяжелые нарушения речи)
Автор: Голубева Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм разработки Адаптированной образовательной программы обучающегося с ТНР (тяжелые нарушения речи)
Автор: Голубева Ирина Александровна
Шапка учреждения
_____________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Председатель ППк
___ ____________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Родители:
_______ ФИО мамы
_______ ФИО папы
___ __________ 20 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
Приказ № ________________
от ___ __________ 20г.
Адаптированная образовательная программа
обучающегося с
ТНР (тяжелые нарушения речи)
в подготовительной группе
ФИ воспитанника
Срок реализации – один год
учебный год
Содержание АОП
1. Общие сведения
2. Заключение и рекомендации ППк образовательной организации
2.1 Основные особенности обучающегося с ТНР
2.2 Целевые ориентиры
2.3 Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
3. Создание специальных условий
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
3.2 Специальные условия обучения
4.Освоение образовательных областей
5.Коррекционно-развивающая область
6. Индивидуальное расписание учебной и коррекционно-развивающей деятельности ребенка
7. Работа с родителями/законными представителями
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка
Возраст ребенка:
Группа:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. воспитателя:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед:
Перечисляются специалисты, работающие с ребенком
Заключение и рекомендации ПМПК: рекомендована Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Срок реализации АОП: учебный год (на 1 учебный год)
Наличие инвалидности: да/нет
Заключение и рекомендации ППк
образовательной организации
2.1 Основные особенности обучающегося с ТНР с целью определения целей АОП
Основные особенности обучающегося с ТНР с целью определения целей АОП
Особенности речевого развития ребенка
(Логопедическое заключение либо результаты наблюдения учителя за ребенком)
Логопедическое заключение
Краткая логопедическая характеристика
2.2 Целевые ориентиры
* Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0– целевые ориентиры не достигнуты;
1– достижение целевых ориентиров имеет незначительную положительную динамику;
2– достижение целевых ориентиров имеет значительную положительную динамику.
Предполагаемые целевые ориентиры освоения Программы (в соответствии с АООП ДО ТНР):
все прописываются из АООП
Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования у данного обучающегося в подготовительной группе
Оцениваются возможности на начало учебного года по всем образовательным областям
Результативность (заполняется на конец года) *
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению
Не обладает сформированной мотивацией к школьному обучению
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные
Не употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением
Не умеет слова с противоположным и сходным значением
правильно употребляет основные грамматические формы слова
Грубые аграмматизмы в устной речи
составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы
Затруднения в составлении описательных рассказов
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира
Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза
Владеет простыми операциями фонематического анализа
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных)
Не осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом)
Грубое полиморфное нарушение звукопроизношения
владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.
Владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.
выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях
Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях
передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику
Не передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки
Не регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, не проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого
Не отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.
Не использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности
Не использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования
Не устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования
определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры
Не определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры
владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов
Не владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов
решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
определяет времена года, части суток
Не решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
определяет времена года, части суток
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
Нет заинтересованности в получении новой информации
пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей
Трудности в пересказе литературных произведений
составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры
Не может составить рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры
составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта
Не может составить рассказы с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта
владеет предпосылками овладения грамотой
Не владеет предпосылками овладения грамотой
стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности
Не стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности
имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор
Не имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), трудно воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор
проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, музыкальным инструментам
Не проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, музыкальным инструментам
сопереживает персонажам художественных произведений
Сопереживает персонажам художественных произведений
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения
осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений
Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта
Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта
владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В третьей колонке в конце года ставится 1-если целевой ориентир достигнут, 0- если без изменений
2.3 Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
Социально-коммуникативное развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Познавательное развитие
Уровень знаний, умений и навыков не соответствует программным требованиям.
Не усваивает информацию.
Трудности сосредоточения.
Речевое развитие
Уровень знаний, умений и навыков не соответствует программным требованиям.
Художественно-эстетическое развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Физическое развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Краткий вывод по уровню освоения образовательных областей на начало года
3. Создание специальных условий
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Расписывается каждый специалист, работающий с ребенком
Специалисты
Направления коррекционной работы
Форма занятий
Продолжитель-ность и частота
Учитель-логопед
Формирование подражательной речевой деятельности.
Накопление и активизация словаря.
Формирование простого произвольного речевого высказывания.
Коррекция и развитие всех компонентов речи
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематической стороны речи
5 занятий/неделю, 25 мин
Специальные условия обучения
Специальные условия обучения, согласно АООП ДО ТНР
Все из АООП
Условия, необходимые для данного ребенка
Те условия, которые организация может предоставить для ребенка конкретно
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР
Наличие речевого уголка в групповой ячейке детского сада. Проведение индивидуальных логопедических занятий в логопедическом кабинете
Использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией
Применение здоровьесберегающих технологий, современных образовательных и дистанционных технологий обучения
Реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АООП
Организация взаимодействия с физинструктором и воспитателем в работе с ребенком, выработка единых требований к речевом режиме. Проведение интегрированных мероприятий
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом
Индивидуальные логопедические занятия
Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР
При необходимости инструкция дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами
При необходимости предоставление дифференцированной помощи
Напоминание о необходимости самопроверки
Увеличение времени на выполнение речевых заданий
Увеличение времени на выполнение речевых заданий
Возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения
Организация короткого перерыва, смена деятельности с учебной на игровую, глазодвигательные упражнения, физминутки
При необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР
Четкое отграничение одного задания от другого.
Недопустимость негативных реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка
Доброжелательное общение с ребенком со стороны педагога.
Освоение образовательных областей
Образовательная область
Индивидуальные планируемые результаты на период
Результативность
(на конец учебного года *
Социально-коммуникативное развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Познавательное развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Речевое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Физическое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
В третьей колонке ставится 1 или 0 в конце года
Коррекционно-развивающая область
Направления деятельности
Индивидуальные планируемые результаты на период
Результа тивность*
Исполнители
Формы работы
Формирование подражательной речевой деятельности.
Повторение речевого материала сопряженно-отраженно с педагогом
учитель-логопед
индивидуальная
Накопление и активизация словаря.
Обогащение, расширение, активизация лексического запаса по основным тематическим группам
учитель-логопед
индивидуальная
Формирование простого произвольного речевого высказывания.
- отвечать на вопросы, о чём слушали, чем заканчивается, прослушанный текст;
- отвечать на вопросы учителя по самостоятельно прочитанному тексту;
- рассказывать сказку, пересказывать небольшой текст, соблюдая последовательность и логику повествования;
учитель-логопед
индивидуальная
Коррекция и развитие всех компонентов речи
отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста;
- практически делить слова на слоги;
- знать все изученные буквы;
- читать по слогам слова и небольшие предложения;
практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
сформированность лексической системности;
умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
учитель-логопед
индивидуальная
* Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0– планируемые результаты не достигнуты;
1– достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2– достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.
Индивидуальное расписание учебной и коррекционно-развивающей деятельности ребенка
№
Время
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
1.
9.00 – 9.22
Изобразительная деятельность
Двигательная деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность
Познавательно - исследовательская деятельность
2.
9.25-9.50
Логопедическое занятие
Логопедическое занятие
Логопедическое занятие
3.
9.32 - 9.54
Коммуникативно-игровая деятельность
Математическое и сенсорное развитие
Изобразительная деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность на улице
4.
10.40-11.05
Логопедическое занятие
5.
11.05-11.30
Логопедическое занятие
6.
16.00- 16.25
Музыкальная деятельность
Коммуникативно-игровая* деятельность
Музыкальная деятельность
Изобразительная деятельность
Берется сетка занятий общая той группы, которую посещает ребенок и добавляется расписание занятий специалистов
Работа с родителями/законными представителями
Направления работы
Планируемые результаты на период
Формы работы
Частота
Участие в составлении и реализации АОП
Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей).
Обсуждение с родителями/утверждение АОП
Динамика развития ребенка и эффективность АОП с точки зрения родителей
Опрос/анкетирование родителей
Беседа;
Консультирование;
Анализ результатов
Мониторинг в начале и в конце учебного года
Информирование
Индивидуально-типологические особенности развития детей с ТНР
Возможные формы обучения, воспитания и коррекции
Информационные ресурсы по вопросам оказания комплексной помощи детям с ТНР и их семьям
Возможные формы реабилитации детей с ТНР
Родительский клуб
Групповые/индивидуальные консультации
Интернет-форумы
В течение
Года
Повышение родительской компетентности
Обучение родителей эффективным методам взаимодействия с детьми с ТНР.
Снижению проявлений нежелательного поведения, формирования у детей социально-бытовых, коммуникативных навыков.
Помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения и воспитания ребенка с ТНР
Групповые/индивидуальные консультации
Беседа
В течение года
Повышение родительской компетентности
Рекомендации по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Привлечение семьи к включению в совместную деятельность с детьми, педагогическими работниками, другими родителями.
Развитие толерантности всех участников образовательного процесса.
Совместные досуговые мероприятия
В течение года
Обсуждение образовательного маршрута
Адекватное представление о возможностях ребенка
Групповые/индивидуальные консультации
Беседа
В течение года
Другие направления
Личные психологические трудности родителя
Родительский клуб;
Семинары-тренинги
В течение года
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель): _______________/ФИО /
Воспитатель:__________________/ФИО/
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
Учитель-логопед: ___________________/ФИО/
_____________________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Председатель ППк
___ ____________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Родители:
_______ ФИО мамы
_______ ФИО папы
___ __________ 20 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
Приказ № ________________
от ___ __________ 20г.
Адаптированная образовательная программа
обучающегося с
ТНР (тяжелые нарушения речи)
в подготовительной группе
ФИ воспитанника
Срок реализации – один год
учебный год
Содержание АОП
1. Общие сведения
2. Заключение и рекомендации ППк образовательной организации
2.1 Основные особенности обучающегося с ТНР
2.2 Целевые ориентиры
2.3 Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
3. Создание специальных условий
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
3.2 Специальные условия обучения
4.Освоение образовательных областей
5.Коррекционно-развивающая область
6. Индивидуальное расписание учебной и коррекционно-развивающей деятельности ребенка
7. Работа с родителями/законными представителями
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка
Возраст ребенка:
Группа:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. воспитателя:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель-логопед:
Перечисляются специалисты, работающие с ребенком
Заключение и рекомендации ПМПК: рекомендована Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Срок реализации АОП: учебный год (на 1 учебный год)
Наличие инвалидности: да/нет
Заключение и рекомендации ППк
образовательной организации
2.1 Основные особенности обучающегося с ТНР с целью определения целей АОП
Основные особенности обучающегося с ТНР с целью определения целей АОП
Особенности речевого развития ребенка
(Логопедическое заключение либо результаты наблюдения учителя за ребенком)
Логопедическое заключение
Краткая логопедическая характеристика
2.2 Целевые ориентиры
* Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0– целевые ориентиры не достигнуты;
1– достижение целевых ориентиров имеет незначительную положительную динамику;
2– достижение целевых ориентиров имеет значительную положительную динамику.
Предполагаемые целевые ориентиры освоения Программы (в соответствии с АООП ДО ТНР):
все прописываются из АООП
Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования у данного обучающегося в подготовительной группе
Оцениваются возможности на начало учебного года по всем образовательным областям
Результативность (заполняется на конец года) *
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению
Не обладает сформированной мотивацией к школьному обучению
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные
Не употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением
Не умеет слова с противоположным и сходным значением
правильно употребляет основные грамматические формы слова
Грубые аграмматизмы в устной речи
составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы
Затруднения в составлении описательных рассказов
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира
Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза
Владеет простыми операциями фонематического анализа
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных)
Не осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом)
Грубое полиморфное нарушение звукопроизношения
владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.
Владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.
выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях
Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях
передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику
Не передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки
Не регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, не проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого
Не отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого
использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.
Не использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности
Не использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования
Не устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования
определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры
Не определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры
владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов
Не владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов
решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
определяет времена года, части суток
Не решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
определяет времена года, части суток
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует)
Нет заинтересованности в получении новой информации
пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей
Трудности в пересказе литературных произведений
составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры
Не может составить рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры
составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта
Не может составить рассказы с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта
владеет предпосылками овладения грамотой
Не владеет предпосылками овладения грамотой
стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности
Не стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности
имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор
Не имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), трудно воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор
проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, музыкальным инструментам
Не проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, музыкальным инструментам
сопереживает персонажам художественных произведений
Сопереживает персонажам художественных произведений
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения
осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений
Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта
Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта
владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В третьей колонке в конце года ставится 1-если целевой ориентир достигнут, 0- если без изменений
2.3 Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
Трудности формирования навыков в рамках образовательной области
Социально-коммуникативное развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Познавательное развитие
Уровень знаний, умений и навыков не соответствует программным требованиям.
Не усваивает информацию.
Трудности сосредоточения.
Речевое развитие
Уровень знаний, умений и навыков не соответствует программным требованиям.
Художественно-эстетическое развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Физическое развитие
Уровень знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям.
Краткий вывод по уровню освоения образовательных областей на начало года
3. Создание специальных условий
3.1 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Расписывается каждый специалист, работающий с ребенком
Специалисты
Направления коррекционной работы
Форма занятий
Продолжитель-ность и частота
Учитель-логопед
Формирование подражательной речевой деятельности.
Накопление и активизация словаря.
Формирование простого произвольного речевого высказывания.
Коррекция и развитие всех компонентов речи
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематической стороны речи
5 занятий/неделю, 25 мин
Специальные условия обучения
Специальные условия обучения, согласно АООП ДО ТНР
Все из АООП
Условия, необходимые для данного ребенка
Те условия, которые организация может предоставить для ребенка конкретно
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР
Наличие речевого уголка в групповой ячейке детского сада. Проведение индивидуальных логопедических занятий в логопедическом кабинете
Использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией
Применение здоровьесберегающих технологий, современных образовательных и дистанционных технологий обучения
Реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации АООП
Организация взаимодействия с физинструктором и воспитателем в работе с ребенком, выработка единых требований к речевом режиме. Проведение интегрированных мероприятий
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом
Индивидуальные логопедические занятия
Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР
При необходимости инструкция дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами
При необходимости предоставление дифференцированной помощи
Напоминание о необходимости самопроверки
Увеличение времени на выполнение речевых заданий
Увеличение времени на выполнение речевых заданий
Возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения
Организация короткого перерыва, смена деятельности с учебной на игровую, глазодвигательные упражнения, физминутки
При необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ТНР
Четкое отграничение одного задания от другого.
Недопустимость негативных реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка
Доброжелательное общение с ребенком со стороны педагога.
Освоение образовательных областей
Образовательная область
Индивидуальные планируемые результаты на период
Результативность
(на конец учебного года *
Социально-коммуникативное развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Познавательное развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Речевое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
Физическое развитие
В соответствии с АООП ДО обучающихся с ТНР
В третьей колонке ставится 1 или 0 в конце года
Коррекционно-развивающая область
Направления деятельности
Индивидуальные планируемые результаты на период
Результа тивность*
Исполнители
Формы работы
Формирование подражательной речевой деятельности.
Повторение речевого материала сопряженно-отраженно с педагогом
учитель-логопед
индивидуальная
Накопление и активизация словаря.
Обогащение, расширение, активизация лексического запаса по основным тематическим группам
учитель-логопед
индивидуальная
Формирование простого произвольного речевого высказывания.
- отвечать на вопросы, о чём слушали, чем заканчивается, прослушанный текст;
- отвечать на вопросы учителя по самостоятельно прочитанному тексту;
- рассказывать сказку, пересказывать небольшой текст, соблюдая последовательность и логику повествования;
учитель-логопед
индивидуальная
Коррекция и развитие всех компонентов речи
отсутствие дефектов
звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста;
- практически делить слова на слоги;
- знать все изученные буквы;
- читать по слогам слова и небольшие предложения;
практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
сформированность лексической системности;
умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
учитель-логопед
индивидуальная
* Результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0– планируемые результаты не достигнуты;
1– достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2– достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.
Индивидуальное расписание учебной и коррекционно-развивающей деятельности ребенка
№
Время
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
1.
9.00 – 9.22
Изобразительная деятельность
Двигательная деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность
Познавательно - исследовательская деятельность
2.
9.25-9.50
Логопедическое занятие
Логопедическое занятие
Логопедическое занятие
3.
9.32 - 9.54
Коммуникативно-игровая деятельность
Математическое и сенсорное развитие
Изобразительная деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность на улице
4.
10.40-11.05
Логопедическое занятие
5.
11.05-11.30
Логопедическое занятие
6.
16.00- 16.25
Музыкальная деятельность
Коммуникативно-игровая* деятельность
Музыкальная деятельность
Изобразительная деятельность
Берется сетка занятий общая той группы, которую посещает ребенок и добавляется расписание занятий специалистов
Работа с родителями/законными представителями
Направления работы
Планируемые результаты на период
Формы работы
Частота
Участие в составлении и реализации АОП
Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей).
Обсуждение с родителями/утверждение АОП
Динамика развития ребенка и эффективность АОП с точки зрения родителей
Опрос/анкетирование родителей
Беседа;
Консультирование;
Анализ результатов
Мониторинг в начале и в конце учебного года
Информирование
Индивидуально-типологические особенности развития детей с ТНР
Возможные формы обучения, воспитания и коррекции
Информационные ресурсы по вопросам оказания комплексной помощи детям с ТНР и их семьям
Возможные формы реабилитации детей с ТНР
Родительский клуб
Групповые/индивидуальные консультации
Интернет-форумы
В течение
Года
Повышение родительской компетентности
Обучение родителей эффективным методам взаимодействия с детьми с ТНР.
Снижению проявлений нежелательного поведения, формирования у детей социально-бытовых, коммуникативных навыков.
Помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения и воспитания ребенка с ТНР
Групповые/индивидуальные консультации
Беседа
В течение года
Повышение родительской компетентности
Рекомендации по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Привлечение семьи к включению в совместную деятельность с детьми, педагогическими работниками, другими родителями.
Развитие толерантности всех участников образовательного процесса.
Совместные досуговые мероприятия
В течение года
Обсуждение образовательного маршрута
Адекватное представление о возможностях ребенка
Групповые/индивидуальные консультации
Беседа
В течение года
Другие направления
Личные психологические трудности родителя
Родительский клуб;
Семинары-тренинги
В течение года
Дата составления АОП:
Родитель (законный представитель): _______________/ФИО /
Воспитатель:__________________/ФИО/
Специалисты психолого-педагогического сопровождения:
Учитель-логопед: ___________________/ФИО/
