Публикации
Особенности социализации воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната (докдад на заседании методического объединения воспитателей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности социализации воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната (докдад на заседании методического объединения воспитателей
Автор: Халимова Ровзан Маллаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности социализации воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната (докдад на заседании методического объединения воспитателей
Автор: Халимова Ровзан Маллаевна
Особенности социализации воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интернатаДокдад на заседании методического объединения воспитателейПодготовила воспитатель 1 категории Халимова Р.М. Вся система коррекционно–педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. 28 Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям – помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества, т.е. стать kичностью. Создание специальных образовательных условий для воспитания и развития умственно-отсталых детей является актуальным, потому что эти дети требуют особого внимания. Большинство семей, откуда прибыли дети, являются социально неблагополучными. Жилищные условия не позволяют детям нормально развиваться, родители мало обращают на своих детей внимание. При таких обстоятельствах единственным местом, где дети могут получить специализированную педагогическую, психологическую, медицинскую помощь является школа с соответствующей коррекционной направленностью. Программа обучения в коррекционной школе 8 вида построена так, что позволяет максимально компенсировать недостатки интеллектуального развития детей. Особое внимание обращается на социальное, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения. Это помогает детям наиболее полно адаптироваться в социуме, педагогам глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях.Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. У детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом». Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. А именно, сформировать социальную компетентность выпускника - способность решать проблемы через соорганизацию своих ресурсов (что я знаю, могу, умею) и ресурсов внешней среды (той обстановки, тех условий, в которых нахожусь в данный период жизни.) Основной контингент нашей школы составляют учащиеся с олигофренией в степени дебильности, имеющие, как правило, различные осложнения:общее недоразвитие речи; расстройство эмоционально - волевой сферы; неврозо-подобные синдромы. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.Такие дети в основном:не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми; у них не хватает самостоятельности; низкий уровень знаний об окружающей среде; специфические потребности в общении; наши дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей; им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков; не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Образовательно-воспитательный процесс организован с учетом ряда приоритетов:включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность; расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду; нормализация самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии; формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса направлено на формирование жизненной компетентности у воспитанников школы.Основные направления деятельности педколлектива:Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни. Оказание индивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знания индивидуально-типологических и психических особенностей. Адаптационная и коррекционная направленность обучения воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка. Социальное становление детей создание деловой и социальной ориентации в образовательном процессе. Разнообразная личностно-значимая деятельность. Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.В организации воспитательной работы большое место уделяется работе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть и мастерить. Результатом такой деятельности является участие в мероприятиях не только внутри школы, но и на районном, областном и всероссийском уровнях.Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде; выполнять обязанности дежурного по классу, столовой; навыки гигиены и т.д. Формирование жизненной компетентности у воспитанников школы- интерната проходит по нескольким направлениям.1. Становление жизненной перспективы:а) Конструирование микросреды на индивидуализацию личности воспитанника:коррекция активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости; коррекция бродяжничества; рациональная организация детского коллектива и самокоррекция; б) Психологические тренинги \моделирование различных жизненных ситуаций:Как построить дом. Под крышей дома твоего. Достаток или нищета. Мое будущее после школы. в) Воспитательная работа по тематике «Познай себя», «Когда я стану взрослым».г) Деловые игрыд) Ролевая игра «Я имею право». «Мое дело».2. Умение учитьсяа) Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса в школе:определение коррекционной задачи урока , ее реализация на уроке и внеклассном занятии; реализация принципов коррекционно-развивающего обучения. б) Внеклассные занятия « Я познаю мир», « Я гражданин» и т.д.в) Предметные недели.г) Месячники: «Безопасного движения», «Добра и семейных ценностей», «Человек в мире правил» и т.др.3. Умение общаться.а) Разнообразная личностно - значимая деятельность:участие в школьных, городских, республиканских, всероссийских выставках детского творчества; участие в городских мероприятиях наравне с учащимися общеобразовательных школ; организация занятий детей в секциях, кружках, клубах вне стен школы - интерната; КТД и общешкольные праздники. б) Психологические тренинги «Я и другие».в) Встречи с интересными людьми.г) Организация встреч с городскими волонтерскими движениями.д) Воспитательная работа по тематике «Основы социализации и общения».е) Деловые игры.ж) Экскурсии в социокультурные учреждения города « Я и мой город».4. Умение зарабатывать себе на жизньа) Формирование устойчивых навыков самообслуживания.б) Занятия экономического практикума на уроках трудового обучения:составление плана – проекта своего будущего приусадебного участка; технология выращивания овощей; ремонт школьной мебели; плотничные работы в быту. в) Производительный труд:выращивание рассады; участие в озеленении закрепленного за классом участка; участие в работе временных трудовых бригад; выращивание овощей для школьной столовой г) Воспитательная работа в рамках кружка «Уроки вежливости и этикета».д) Общешкольная акция «Чистый двор» и т.др.5. Умение обустраивать себя в личном плане.а) Занятия СБО \социально - бытовой ориентиров.\практические работы и упражнения; экскурсии; сюжетно - ролевые игры; моделирование реальных жизненных ситуаций по разным направлениям. б) Система внеклассных занятий и социокультурное сопровождение индивидуального развития каждого ребенка: обычаи и традиции Чувашского края, знакомство с народными праздниками.в) Выставки:Осень золотая; Новогодний калейдоскоп; Пасхальное чудо День творчества. г) Оздоровительный режим в школе.д) Развитие механизмов социальной интеграции каждого воспитанника. Главным результатом такой системы деятельности является:создание в школе развивающей среды, которая способствует социальному становлению детей на всех этапах обучения; Более тесные и доверительные отношения с учащимися, усиление воспитательного влияния на ребенка. Наличие у старшеклассников таких качеств и умений как самостоятельность, наличие реальной жизненной перспективы, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивность социальных контактов. Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.
