Публикации Виртуальное путешествие как самостоятельная форма дистанционного воспитания патриотизма у младших школьников .

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виртуальное путешествие как самостоятельная форма дистанционного воспитания патриотизма у младших школьников .
Автор: Журавлева Екатерина Сергеевна

Виртуальное путешествие как самостоятельная форма дистанционного воспитания патриотизма у младших школьников .Проблема форм занятий внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане путешествие (экскурсия) является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» означает посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний. Ученые – дидакты (П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов), анализируя экскурсию как одну из возможных форм учебной работы, относили ее к сопутствующим формам учебного процесса, подчеркивая наглядность и широкие возможности для организации наблюдения, сопоставления и обобщения информации, исследовательской деятельностиТакие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Однако подобные мероприятия должны быть тщательно продуманы, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которые должны быть связаны с учебным интересами учащихся. Каждую экскурсию необходимо тщательно готовить. Предварительно учителю самому необходимо побывать на месте экскурсии, найти наиболее интересные объекты, продумать характер самостоятельных наблюдений, составить план экскурсии, наметить форму отчетности детей, вопросы беседы, подобрать дополнительный материал для последующего классного часа или беседы, обмена мнениями и т.д. Перед экскурсией учитель знакомит детей с целью, задачами экскурсии, ставит перед ними вопросы, которые они будут решать во время экскурсии.Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает обучающимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным. Виртуальное путешествие — это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране. Виртуальное путешествие создает "эффект присутствия" - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.С точки зрения включения виртуальных путешествий (экскурсий) во внеурочные занятия в начальной школе перед учителем встают две существенные проблемы: какие ресурсы можно использовать для организации виртуальных путешествий и какова методика проведения внеурочного занятия в данной форме. Виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам учащихся с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса универсальных учебных действий. План внеурочных занятий в начальной школе в виде виртуального путешествия предполагает: 1. Слово учителя, формирующее мотивацию или возвращающее к вопросам, возникшим на уроках (например: На уроке мы проходили тему «Москва – столица нашей Родины». Что мы уже знаем о Москве? Что бы вы еще хотели узнать, в каких уголках Москвы побывать?), совместная постановка цели и задач внеурочного занятия (например: Цель нашего занятия – совершить виртуальное путешествие по Московскому Кремлю, Красной площади, посетить Большой театр и др.). 2. Виртуальную экскурсию – работу с соответствующими материалами интернет-ресурса: видео-, фотоматериалами, работа с моделью, текстом. 3. Работу по первичному восприятию материала внеурочных занятий учащимися начальной школы (например: Какое у вас настроение после экскурсии? Что увидели? Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?), рекомендацию источников информации для поиска ответов на индивидуальные вопросы. 4. Включение детей в разнообразную деятельность, расширяющую представление о предмете экскурсии. Это может быть творческая работа – рисунок, письмо, проект, поделка (индивидуальная или групповая). Можно использовать дополнительный материал, например, видеофильм об исторических событиях, сцену спектакля, балета, мультфильм и др. Ряд рекомендованных ресурсов (например, kizhi.karelia.ru) включает дидактические игры, викторины по рассматриваемому материалу. 5. Отзыв о виртуальном путешествии (экскурсии), рефлексия деятельности Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают обучающиеся и которые они создают сами.Виртуальная экскурсия приводит к развитию наблюдательности,способности переживать и элементарно анализировать увиденное, а так же развивать творческое воображение, формирование представления обуникальности увиденного с которыми зритель встречается в музее.Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной).
-