Публикации Развитие мотивации учащихся в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мотивации учащихся в процессе обучения в детской музыкальной школе.
Автор: Мельничук Галина Валентиновна

Развитие мотивации учащихся в процессе обучения в детской музыкальной школе.Сегодня все чаще термин «мотивация» употребляется в отношении к учебному процессу. Еще недавно, хорошо учиться было нормой, учеба приравнивалась к труду взрослого (родителя), ребенок понимал, что это его зона ответственности и никакая дополнительная мотивация особенно не требовалась. Но врем идет и вносит свои коррективы и сегодня иные ценности, другие отношения между родителями и детьми, другие моральные и экономические отношения. В связи с этим и отношение к обучению или получению новых знаний, умений и навыков меняется. На первый план выходит не «НАДО», а «ХОЧУ». Если разобраться, это «хочу» очень важно в любом деле. «Хочу» и есть стимул к труду, успехам и достижениям. Другой вопрос, насколько маленький ребенок или подросток может правильно осознать и оценить, что он хочет и что с этим потом делать? В этом и должен помочь находящийся рядом взрослый (родитель, учитель, воспитатель и т.п.). Современная педагогическая наука отрицает метод навязывания ученику знаний и умений, то есть считает, что одностороннее воздействие учителя неэффективно без воспитания самого умения обучаться. Д. Ойстрах полагал, что «умение обучаться – это тоже талант». По мнению К. Д. Ушинского, «учитель сначала должен научить ребенка учиться, а потом поручить это дело ему самому». А. И. Ямпольский утверждал, что найденное самим учеником в тысячу раз полезнее названного ему учителем».Главной задачей для педагога является показать ученику его возможности и перспективы, а затем всеми средствами помочь ему осознать и проявить свои сильные стороны и тем самым открыть его для искусства. Важное значение здесь придается обоюдной инициативе. Занимаясь творчеством, учитель и ученик выступают партнерами, вместе открывают новое. Но прежде чем приступить к практической части, следует разобраться с теоретической стороной вопроса и определениями, осознание которых, возможно, даст преподавателю больше инструментов в работе.Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.Тема мотивации является актуальной среди педагогов, психологов и ее рассматривают с разных сторон, так как мотивация опирается на разные психологические процессы.Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды.Большинство ученых понятие мотивации определяет, как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека в том или ином роде деятельности.Говоря о мотивации, следует знать, какие существует классификация мотивации.Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.Также различают мотивацию положительную и отрицательную. Положительная мотивация основана на стимулах и ожиданиях положительного характера, соответственно, отрицательная – на отрицательных. Пример положительной мотивации: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение». Пример отрицательной мотивации: «если я поступлю так, меня не накажут». То есть, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативного – во-вторых.Также мотивация разделяется на устойчивую и неустойчивую. Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых человек выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например, утолить голод или согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Можно сказать, что мы работаем с неустойчивой мотивацией.Мотивация учащихся детской музыкальной школы – наиважнейшее звено их успешного обучения. Верно сформированные мотивы, доступная и осознаваемая учеником цель, придадут смысл работе и помогут получить необходимые умения и навыки и достичь результатов в работе. Произвольное возникновение мотивации к учебе – очень редко встречается в детском и подростковом возрасте. Поэтому на педагоге лежит задача не только донести учебный материал, но и найти формы и методы работы для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью.В своей работе я использую следующие методы:Метод создания позитивной эмоциональной атмосферы в процессе обучения. На протяжении всего учебного процесса, на уроке или внеурочных мероприятиях необходимо, чтобы в общении учителя и ученика была сформирована атмосфера доверия и эмоционального благополучия. Это не значит, что мы не делаем ученику никаких замечаний, это значит, что ученик в общении с нами эмоционально спокоен и открыт, он не боится ошибаться и спрашивать, если не понял, доверить нам свои переживания, волнения и радости. Эмоциональная поддержка, коммуникабельность и позитивный настрой положительно влияют на взаимодействие учителя и ученика и помогают добиться хороших результатов. Но во всем есть «золотая середина». Эмоциональная доброжелательность вовсе не означает, что педагог будет бездействовать и попустительствовать, если возникают сложные ситуации и необходимо применить строгость и усилить контроль. Главное, чтобы сохранилось взаимное уважение и учащийся понимал, что от него требуют и какими путями этого можно добиться. Все люди разные и к каждому ребенку необходимо найти свой подход, определить оптимальный темп урока, способ донесения информации. Кому-то необходимо конкурировать и быть в постоянной активности, они не выносят монотонной работы, другим важно осваивать материал в спокойном темпе и режиме, их «выбивает из колеи» быстрый темп работы на уроке, не усваивается быстрая речь учителя. Важно найти правильную тональность общения – одни любят эмоциональное общение, с другими надо разговаривать тихо и ласково. Таким образом, преподавателю следует учитывать не только музыкальные способности, а также психологические особенности и темперамент.Следующий метод, используемый в работе – это метод продуктивной коммуникации. Без коммуникации, то есть без общения невозможно просто взаимодействовать, а потому, для продуктивной работы педагогу необходимо владеть эффективными навыками коммуникации. Методы коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам относятся слова, смысл речи. К невербальным способам коммуникации относятся мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса.В педагогической работе к способам вербальной продуктивной коммуникации, например, относятся следующие конструкты: Пожалуйста, послушай меня внимательно», вместо того, чтобы сказать: «Ты меня не слушаешь». Или сказать: «Давай попытаемся сделать это следующим образом…», вместо фразы «У тебя ничего не получается». То есть, акцентировать внимание ребенка на поиске позитивного, вместо того чтобы сосредоточить его на отрицательных ситуациях или качествах. Невербальная коммуникация воспринимается людьми на уровне бессознательного. По мнению психологов человек более половины информации считывает через эмоции, жесты, интонацию и формирует представление о себе. Невербальная информация глубже воздействует на человека, поэтому педагогу необходимо быть внимательным не только к словам, но и эмоциям, мимике, жестам, чтобы общение происходило в позитивном ключе и создавало атмосферу творческого взаимодействия, а не напряженности и дискомфорта. Метод продуктивной коммуникации соответственно влияет на создание позитивной эмоциональной атмосферы не только на уроке, но и на всем периоде обучения.Следующий метод, положительно влияющий на формирование и укрепление мотивации учащегося музыкальной школы – это метод фиксации и стимулирования учебных достижений. Психологи утверждают, что есть прямая связь между реальной успешностью человека и его самооценкой. Если человек оценивает себя положительно, то и уверенность в своей успешности возрастает. В данном примере мы не рассматриваем необоснованно завышенную самооценку, а говорим о норме. Что же дает детям возможность оценивать себя положительно? Безусловно, достижения и успехи! Его дела, за которые он обоснованно получает положительное подкрепление, похвалу или материальное подтверждение своего успеха (отметка, приз, грамота и.т.п.) Это могут быть победы в олимпиадах и конкурсах, аплодисменты зрителей на концертах, грамота за хорошую учебу, фотография на стенде лучших учащихся и многое другое. Даже устная похвала за хорошую работу на уроке может стать дополнительным стимулом в учебе. Однако, везде важно соблюдать разумные пределы, чтобы ученик понимал, за что он получает похвалу, а над чем необходимо еще работать, чтобы добиться результата. В сознании ученика должна выстроиться логическая связь, что хорошая, качественная работа приводит к успеху. Работая над формированием уверенной в себе личности, педагог должен учитывать принцип меры. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение опасно развитием у учащегося завышенной самооценки.Метод коллективного музицированияНа мой взгляд, ансамбль, наверное, самый любимый предмет в музыкальной школе для многих ребят. Совместное исполнение музыкальных произведений привлекает не только красотой и полнотой звучания, но и является для многих ребят более безопасным и менее страшным, а для кого-то и менее травматичным. Не каждый ребенок способен выдержать сольное выступление на сцене, а в коллективе это гораздо проще, и надежнее. А о поощрении, в виде аплодисментов зрителей и говорить не приходится. Это ли не оценка труда и мотив для дальнейшего роста! В данном случае, потребность достижения успехов у ребёнка не будет омрачаться боязнью неудачи и это важно в плане преодоления сценической робости и формировании личностных качеств. Кроме того, занимаясь в ансамбле ребята сдруживаются, их общение продолжается и вне стен школы, а иногда и переходит в крепкую дружбу. В таком случае, для педагога есть хороший повод стимулировать учащихся для качественной работы, чтобы не подвести друга, не подвести коллектив. Таким образом мы не только стимулируем ребенка к самостоятельным занятиям, но и воспитываем в нем чувство коллективизма, дисциплину и ответственность за общее дело. Также, ансамблевое музицирование развивает важные профессионально-психологические качества: ответственность за общее дело, дисциплинированность, наблюдательность, слуховой контроль, рационализация игровых движений, художественно-образное мышление. Ансамбль — это не только игра на инструменте вместе, но и совместные обсуждения в ходе которых ребята учатся слушать друг друга, доносить до слушателя свою точку зрения, дискутировать, уважать и понимать друг друга. В данном случае мы можем проследить связь и с методом продуктивной коммуникации. Метод сотрудничества учащихся, педагогов и родителей является одним из основных.Любой ребенок похож на компьютер в том смысле, что в нем легко создается программы, которые он с удивительной точностью сохраняет в своей памяти. Происходит это в раннем детстве под влиянием прикосновением родительских рук, чаще любящих, в других случаях – равнодушных и неумелых.Качество этих программ, зависящих от таланта «программиста» –родителя, будет определять жизненный путь ребенка, степень его успеха, его поведение в будущей семье, выбор друзей и врагов, устойчивость к ударам судьбы, способность адаптироваться к стремительно меняющемуся окружающему миру и многое другое.Все это будет зависеть от тех уроков, которые ребенок получит из рук родителей. Пожалуй, трудно найти такой аспект поведения, который не закладывался бы в детстве, на который не влияли заложенные в детстве программы.Детство будет сменяться юностью и зрелостью, но по-прежнему над ребенком будет довлеть этот «непрерывно разворачивающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Эта психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, не зависимо от того считает ли этот путь разумным или нет».Постоянно творческое общение с родителями учеников важное требование для педагога. Родители помогают создать более точное и полное представление об ученике. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти контакт с учеником. Участие родителей в деятельности ребенка помогает не только педагогу. Этот метод влияет на взаимоотношение учеников и родителей, содействует их взаимопониманию и взаимоуважению. В этой связи, для детей и родителей очень полезно проводить творческие просветительские мероприятия, классные часы и концерты, знакомя их с миром музыки, на которых родители могут послушать игру на инструменте своего ребенка и других учащихся класса. Очень важно проводить для родителей лекции-беседы на психолого-педагогические темы, так как многие родители в начале обучения их детей, совсем иначе представляют себе систему обучения в музыкальной школе.Основной задачей педагога является помощь в создание оптимальной программы развития ребенка. Наблюдая за уважительным и серьезным отношением к ребенку, видя полную самоотдачу педагога, родители гораздо свободнее и с большей радостью начинают общаться со своими детьми. Роль педагога в жизни ребёнка не менее важна, чем роль родителей, ведь то, что человек приобретает в школе, он также сохраняет в течение всей последующей жизни.Ребенок – это личность, уже способная на собственное, оригинальное мышление, на выражение собственного «я», на проявление воли. Педагог, используя различные методы и создавая педагогические условия, может повлиять не только на музыкальное развитие ученика, но и воспитать осознанность, что важно для становления полноценной личности.
-