Публикации
ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ
Автор: Бурганова Гузель Ринадовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ
Автор: Бурганова Гузель Ринадовна
Три года назад ,у меня в классе появился новый ученик. Ученик не обычный. В свое время врачи , психологи, логопеды разводили руками и говорили родителям ,что не могут помочь ребенку. Он не говорил, одна сторона была частично парализована. Но в жизни ребенка появился очень грамотный психолог, который рекомендовал срочно пойти учиться играть на фортепиано. Так появился у меня в классе Николай. За 3 года мы прошли огромный путь. Надо сказать- первый год был самый сложный, но теперь, оглядываясь назад можно сказать, что прошли мы его очень достойно. Если учитывать, что в начале Николай совсем не говорил, тонус мышц пальцев был почти на нуле, не пел, не считал и даже не улыбался. Но мы боролись, разрабатывали каждый пальчик. Это был огромный труд и прежде всего самого ребенка- его желание, трудолюбие, вера в себя и конечно безграничная ,огромная любовь и вера его родителей. Сейчас я смело могу подвести итоги нашего 3 летнего обучения. Николай играет программу 4-5 класса, участвует в республиканских ,всероссийских и международных конкурсах. Играет в трио мальчиков. В школе обучается на одни пятерки! Я хочу остановиться на основных этапах уроков – это упражнения для снятия напряжения, укрепления и развития игрового аппарата, которые так важны на занятиях с такими учениками . Работая с Колей я отталкивалась прежде всего от своего опыта, а также использовала знания, взятые из книг Т. И.Смирновой, А. Артоболевской, Л. Баренбойма, А.А. Шмидт- Шкловской и других. Но все педагогические приемы приходится переводить на другой уровень восприятия и двигательной оснащенности данного ученика.Занимаясь с Колей, передо мной стояло несколько проблем:1. научить работать крупные мышцы руки, плечо;2. координировать движения правой и левой рук;3. разрабатывать пальцы;4. учить общению, учить разговаривать словами и музыкальными звуками.5. научить слышать ,слушать и петь . Первое и главное условие — установить с ребенком контакт, почувствовать полное доверие и расположение друг к другу. Начинали обучение сразу в нескольких направлениях: активизация работы крупных мышц; координация движений плюс ритмическая организация всех движений -то есть воспитание чувства ритма. При этом пианистические и музыкальные задачи являются у нас второстепенными, так как исходят из музыкальных способностей ребенка, которые изменяются по мере совершенствования двигательных навыков. В работе применяла два комплекса упражнений:1. Упражнения для крупных мышц.Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение свободы, веса, «целостности» движений рук.2. Упражнения направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.Данные упражнения помогают преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно- двигательной системе.Упражнения для крупных мышц ( первый комплекс упражнений)1.«Мельница»Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь- уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.2.«Шалтай-Болтай»Нужно встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Затем покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать ,а затем ,постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.В этом упражнении ученик ощущает не только работу мышц рук, но и крупных мышц спины.3. «Заводная кукла»Кукла стоит подняв руки ( все тело до кончиков пальцев напряжено),завод закончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище ,и ученик наклоняется и качает расслабленными руками.4«Цыганочка»Потряхивания плечами (как в цыганских танцах)Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.5.«Боксик»Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ученик имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).6.«Прощание»Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в луче- запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.7.«Стирка»Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал — надо стряхнуть, далее посушить, высоко подняв руки, как будто тянешься к солнышку, раскачивая их то вправо, то влево.При этом нужно следить, чтобы руки были свободными, не зажатыми.8.«Художник-маляр»Ученик делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.Упражнения на развитие кисти, запястья, пальцев (второй комплекс упражнений)1. «Лифт»Ученик плавно поднимает и опускает руки, подобно движению лифта в доме. Далее усложняем упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно. Упражнение можно выполнять на коленях, на крышке инструмента, на клавишах.2. «Машинка»Объясняю ученику, что кисть-это машинка, а клавиатура-дорога. Плавно передвигаем кисть по всей клавиатуре то вправо, то влево. При этом нужно следить, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы. Разнообразить упражнение можно разделив клавиатуру на две части (дорога для левой руки, дорога для правой).3. «Колобок»Преподаватель берет кисть руки ученика, добившись чтобы она была свободной и крутит руку у запястья как «колобок из теста». «Раскручивать» от запястья надо несколько минут по очереди правую и левую руку. После этого кисть у детей становится более гибкой.4. «Вешалка»Ученик ставит пальцы на самую верхнюю крышку инструмента, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Вешалка- рука, а пальцы- крючок. Теперь нужно свободно покачать локтями.5. «Лесенка»«Шагаем по ступенькам» : сначала двумя руками вместе, а затем по очереди, как бы приставным шагом: “раз” — колени, “два” — клавиатура, “три” — пюпитр, “четыре” — верхняя крышка пианино. И так же под счет в обратном порядке спускаться. Ритмические фигуры можно усложнять.6. « Здравствуй, первый пальчик»Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы.7. «Колокола»Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это не спеша и в разных регистрах.8. «Кузнечик»Воображаем, что пальцы ученика-это ножки кузнечика, который прыгает. Нужно оттолкнуться пальцами- ножками от какой либо клавиши или двух клавиш и прыгнуть на крышку фортепиано или вниз на колени. Усложнить это упражнение можно прыжками вправо и влево по клавиатуре, отталкиваясь от любых клавиш.9. «Старый краб»Положить правую или левую руку на закрытую крышку инструмента и слегка подобрать пальцы. Воображаем, что рука изображает старого краба, который переваливаясь ,медленно ползет вперед, а затем назад. Пусть и рука ,подобно крабу ,переваливается с 1 пальца сразу на три пальца - на 3 ,4 ,5, потом обратно на 1-й.10. «Радуга»Нужно «нарисовать» в воздухе над клавиатурой спокойной красивой рукой большую радугу и опустить ее края на очень далекие друг от друга клавиши то в правом, то в левом конце клавиатуры.11. «Марширующие гномы»Это упражнение можно выполнять как на закрытой крышке инструмента, так и на клавиатуре. Пальцы «шагают»,как гномики шагают ножками. Чередовать пальцы можно в любой последовательности.12. «Паучки пошли в поход»Это упражнение также как и предыдущее можно выполнять и на крышке инструмента, и на клавиатуре. Воображаем, что паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя всеми лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает рюкзак второму паучку. Так у ученика появляется ощущение переноса веса из пальца в палец, из руки в руку.13. «Семья»Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая в начале в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик-мамочка, этот пальчик - я ! Вот и вся моя семья!2.2 ДыханиеВажно научить ребенка правильно дышать. Дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом.Существует множество очень полезных и несложных упражнений — разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.1.«Оттолкни веточку»Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.2.«Животик дышит»Ученик держит обе руки на верхней части живота (в районе диафрагмы). Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох- выдох, несколько раз. Я кладу руки ему на плечи. Если плечи начинают подниматься, мои руки сразу чуть сильнее давят на них.Можно менять тип дыхания и в этом упражнении: вдох короткий, а выдох продолжительный. Упражнение всегда объясняется каким-нибудь понятным образом. В данном случае руки ученика, лежащие в районе диафрагмы, чувствуют, что живот соответственно вдоху или выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными. Очень важным на начальном этапе обучения было работа над мелкой моторикой. Она включала в себя игры с мячом и карандашом. «Жонглер» Каждый урок Николай приносил на урок массажный мячик и мы начинали «Танец мяча». Мяч надо поворачивать в начале всеми 5 пальцами, затем 4,3,2. Затем танцевали одновременно две руки (два мяча). Причем в левой руке 5 пальцами, а в правой 2. Заниматься различными упражнениями, играми можно и нужно на каждом уроке в течение всех лет обучения. Это же упражнение проделывали 2 карандашами. Одновременно с развитием мелкой маторике идет активная работа двух полушарий головного мозга. К выбору репертуара, для таких детей, нужно относиться с большой ответственностью. Несмотря на нехватку некоторых навыков, я понимала, что Николай должен играть разную музыку. Первое время разучивали как можно больше несложных пьес, больше пели, играли в ансамбле. Это позволяло избежать дискомфорта и обогащало звучание инструмента. При этом значительное место отводили пьесам, фактура которых помогала направить внимание на горизонтальные линии движения. Следующим , очень важным этапом в нашем обучении стали упражнения Ш. Ганона. Ведь основная задача его упражнений – дать пальцам беглость, координацию и независимость. За 3 года Коля выучил и играет весь сборник. Но начинали мы его учить в игровой форме. Я давала лишь первый такт 1 упражнения и рассказывала ему сказку. К каждому упражнению есть подтекстовка. Например упражнение № 1-это сказка о речке и камешке. Коля к следующему уроку рисовал рисунок, и все скачки и каждый пальчик мы проговаривали уже в сказке и на столе выкладывали сценку. Когда пальцы научились перешагивать «камушек», мы шли к инструменту. Очень сложный путь мы прошли с ним вместе. Но каждое занятие мы теперь всегда начинаем с Ганона. Важно было продолжить развитие техники, поэтому мы обратились к сборнику Черни под редакцией Г.Гермера. Большим толчком, в дальнейшем развитие Николая-появление в школе трио мальчиков «Настроение».Именно ради моего ученика мы с преподавателем домры придумали этот ансамбль. Работа в трио - новая ступень в развитие Николая не только как пианиста, но и его дальнейшее развитие в социуме, приобретение уверенности в собственных силах. Приобретаемый опыт моей работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, показывает, что занятия музыкой доступны для него, выполняя образовательную, коррекционно -развивающую, терапевтическую и социализирующую роль.На занятиях с детьми-инвалидами, в отличие от занятий с обычными детьми много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, внешней обстановкой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка. Работать с детьми инвалидами очень трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями от души радуемся им, как большим невероятным достижениям. Хочется ещё сказать, что эти дети всё могут и всё умеют, но делают это по-своему. Очень важно научиться понять таких детей, принять, подстроиться… И тогда совсем не будет страха в обучении. Таким детям обучение музыкой еще более важно и необходимо, чем обычным детям. Веди именно через искусство, ребенок начинает по другому смотреть на мир, повышается его степень свободы по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм и вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе. Список использованной литературы1.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» // Учеб. пособие.-М.1987г.2..Л. Баренбойм «Путь к музицированию» - Ленинград «Советский композитор»-1980 г.3. Т.И. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс» Методические рекомендации.- М., 1992г4. Е. Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. М.,Советский композитор,19895.Ф. Шмидт – А. Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л.,19856. Т.Б. Юдовина – Е. Гальперина « За роялем без слёз, или я - детский педагог» С.- Пет.7. С.Бернстайн 20 уроков клавиатурной хореографии Издательство композитор 1991г.8 .С. Шушарджан «Здоровье по нотам» /. - М., Медицина, 1994 г.9. А.Н. Зимина «Основы музыкально-эстетического воспитания иразвития детей младшего возраста» – М., 2000 г.10. А.А. Иванов, О.В. Рудашевская «Пальчиковая гимнастика» – СпБ2004 г.11. Чепни «Избранные этюды» Под редакцией Г Гермера12. Ш.Ганон «Пианист-виртуоз»
