Публикации Формирование УУД у слушателей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование УУД у слушателей с ОВЗ
Автор: Акчурина Светлана Михайловна

Формирование УУД у слушателей с ОВЗ Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!Задачи:- рассмотреть основные виды исследовательских работ;- познакомить с общей схемой научного исследования, методами научного познания,- с методами поиска информации;- представить методические рекомендации по представлению результатов исследовательской работы при процедуре ее защиты.Давайте подумаем:- Исследовательская деятельность???- Проектная деятельность???- Какой термин лучше использовать? Почему?Давайте уточним: Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: - постановка проблемы, - изучение теории, посвященной данной проблематике, - подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, - научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Условия проектной деятельности: -наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; -этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, организация деятельности по реализации проекта); - реализация проекта (осмысление и рефлексия результатов деятельности); - презентация проекта. Основные отличия проекта от исследования:Проектная деятельность: - Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата продукта, который можно реально предъявить. - Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.Исследовательская деятельность:- Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат.- В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.Это важно знать: Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.Обратим внимание: главной целью учебного исследования ученика является развитие личности, а не получение объективно нового результата. Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX века в США. Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.Цели: - Реализовать различные формы учебной деятельности.-Обеспечить взаимодействие учащихся друг с другом и с педагогом.-Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу.-Обеспечить практическую деятельность учащихся.Задачи:
  • Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления).
  • Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.
  • Обеспечение мотивации деятельности за счёт использования ИКТ.
  • Классификация проектов:
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни колледжа.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • Проект – это «пять П»: (Ваза с цветами)
  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.
  • Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.Этапы разработки учебного проекта:I этап - погружение в проблему II этап - организация деятельности III этап - осуществление деятельности IV этап - презентация проекта Готовность педагога к проектной деятельности учащихся. К сожалению, зачастую педагог:
  • не владеет проблемным методом,
  • мало дает самостоятельности ученикам,
  • использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью,
  • гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока,
  • не использует имеющиеся знания и опыт учеников, не работает по ситуации.
  • Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь: - организовать эту деятельность, -создать необходимую мотивацию, - добиваться формирования необходимых умений и усвоения способов действий,-формировать рефлексивные умения, -формировать самооценку у учащихся.- педагог должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.- педагог должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.- педагог должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющейкомпетентностей образования детей.Особенности проектной деятельности у слушателей с ОВЗ:
  • Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий)
  • Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
  • Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
  • Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
  •  
  • Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация.
  • -