Публикации
Формирование УУД у слушателей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование УУД у слушателей с ОВЗ
Автор: Акчурина Светлана Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование УУД у слушателей с ОВЗ
Автор: Акчурина Светлана Михайловна
Формирование УУД у слушателей с ОВЗ Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!Задачи:- рассмотреть основные виды исследовательских работ;- познакомить с общей схемой научного исследования, методами научного познания,- с методами поиска информации;- представить методические рекомендации по представлению результатов исследовательской работы при процедуре ее защиты.Давайте подумаем:- Исследовательская деятельность???- Проектная деятельность???- Какой термин лучше использовать? Почему?Давайте уточним: Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: - постановка проблемы, - изучение теории, посвященной данной проблематике, - подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, - научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Условия проектной деятельности: -наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; -этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, организация деятельности по реализации проекта); - реализация проекта (осмысление и рефлексия результатов деятельности); - презентация проекта. Основные отличия проекта от исследования:Проектная деятельность: - Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата продукта, который можно реально предъявить. - Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.Исследовательская деятельность:- Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат.- В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.Это важно знать: Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.Обратим внимание: главной целью учебного исследования ученика является развитие личности, а не получение объективно нового результата. Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX века в США. Проект – буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.Цели: - Реализовать различные формы учебной деятельности.-Обеспечить взаимодействие учащихся друг с другом и с педагогом.-Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу.-Обеспечить практическую деятельность учащихся.Задачи:Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления). Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности. Обеспечение мотивации деятельности за счёт использования ИКТ. Классификация проектов:Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни колледжа. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Проект – это «пять П»: (Ваза с цветами)Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.Этапы разработки учебного проекта:I этап - погружение в проблему II этап - организация деятельности III этап - осуществление деятельности IV этап - презентация проекта Готовность педагога к проектной деятельности учащихся. К сожалению, зачастую педагог: не владеет проблемным методом, мало дает самостоятельности ученикам, использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью, гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока, не использует имеющиеся знания и опыт учеников, не работает по ситуации. Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь: - организовать эту деятельность, -создать необходимую мотивацию, - добиваться формирования необходимых умений и усвоения способов действий,-формировать рефлексивные умения, -формировать самооценку у учащихся.- педагог должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.- педагог должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.- педагог должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющейкомпетентностей образования детей.Особенности проектной деятельности у слушателей с ОВЗ:Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий) Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация.
