Публикации Техника речевой креативности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Техника речевой креативности
Автор: Максимова Ольга Игоревна

Добрый день, коллеги, эксперты!Начну с такой фразы:Ответ существовал,но формулировкене поддавался.Макс Фрай.Самая актуальная проблема школьников нашего времени и мы все с вами об этом знаем – неумение давать полный ответ на вопрос. Все ответы либо односложные, либо не о том, что спрашивали.В чём причина? Почему ученики сталкиваются с этими затруднениями? - не видят ключевых слов в вопросе;- маленький словарный запас;- тенденция времени (стремление к сокращениям, сленговым словам) Мы всё меньше понимаем наших детей. - боятся отвечать.Наша задача есть и остаётся - выпустить из школы личность, которая будет способна грамотно коммуницировать (взаимодействовать, общаться) с социумом при этом максимально постараться сохранить наш язык, великий и могучий.Я считаю, что работа над этим должна быть комплексной, совместной. На всех уроках. Всеми учителями. А не только учителями русского языка, что я в принципе часто слышу от коллег. Сегодня я хочу поговорить не про работу над цепочкой ключевых слов в вопросах и текстах, не про структуру ответа на вопросы, что, конечно, тоже немаловажно в работе по развитию речи.Сегодня мы поработаем над проблемой маленького словарного запаса, выполним упражнение. Ученикам очень нравится этот тренинг, выполняют с удовольствием. Мы все знаем очень много слов, но, к сожалению, пользуемся далеко не всеми. Вокруг нас разбросаны ответы на любые вопросы, надо только суметь их отыскать.Техника речевой креативности позволит активизировать способности говорить и формулировать. Расширить наш словарный запас. Механика упражнения позволит разогнать наш мозг и достать нужные месту и ситуации слова. Как итог: быстрее соображаем, лучше импровизируем.Техника выполняется в парах. (А вообще можно работать группами, устроить соревнования между рядами). Нам понадобится один лист бумаги на пару, ручка или карандаш. Есть желающие поучаствовать из комиссии?Каждому из участников предлагается за одну минуту назвать как можно больше слов, сегодня мы выполним эту работу только на одном из каждой пары, в дальнейшем предполагается поменяться ролями. Задача партнёра ставить за каждое произнесенное слово – палочку у себя на листке, чтобы удобнее считать. По истечению времени – посчитать их количество. Определитесь, кто будет говорить, кто отмечать. И мы начинаем с существительных, я засекаю одну минуту (пауза)Продолжаем работу, теперь нужно за одну минуту, назвать как можно больше прилагательных (пауза)Пришла очередь глаголов (пауза)Чувствуете, как нейроны уже зашевелились? Пассивный словарный запас превращается в активный. Если выполнять эту практику семь дней подряд, уровень поднимется до нормы и будет держаться полгода. Усложняем. Идём на уровень выше. 1.За одну минуту вы должны сказать связку из трёх слов: сущ-прил - глагол. За каждую связку слов этот же партнёр ставит палочку.Норма – 15 связок 1.То же самое, но связки должны быть максимум несовместимыми, фантастичнымиНорма – 7 связок. Усложняем. Аналогично работаем с понятием «Дружба». С фотографией. Только вместо фантастичной связки используем фразу.Вот таким образом, мы начали путь к повышению речевой креативности. Партнёры в парах потом меняются местами и выполняют эти же упражнения. Данная техника уменьшает страх публичных выступлений, укрепляет уверенность в себе.Видите ли вы использование этой техники в рамках ваших уроков? (возможна подмена понятий на терминологию вашего предмета, можно использовать и таким образом, ученику будет проще в дальнейшем выстроить ответы именно в рамках вашего предмета, пополнение словарного запаса определённой предметной области)У меня всё, спасибо за внимание. Рекомендовано выполнять с детьми на протяжении 7 дней каждое полугодие.АнализУ меня не стояло задачи за один мастер-класс научить давать полноценные ответы на вопросы. Я показала один аспект этого умения – расширение словарного запаса.От простого к сложному. Считаю, что это более результативно.Я использую эту технику в каждом классе. В основном с детьми 9 класса. Детям очень нравится эти упражнения, они соревнуются между собой даже на переменах, особенно перед устным экзаменом. Два 9 класса успешно сдали собеседование, словарный запас стал богаче.Результаты предметные (сочинение, собеседование) и метапредметные (отвечать на вопросы полными предложениями).
-