Публикации
«Влияние гаджетов на подростков»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Влияние гаджетов на подростков»
Автор: Кашарная Яна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Влияние гаджетов на подростков»
Автор: Кашарная Яна Владимировна
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АЛТАЙСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАРКАВИНА ИЛЬИ ВИКТОРОВИЧА«Влияние гаджетов на подростков»Проектно-исследовательская работаВыполнил: кадет 10к1 взвода Доровских Константин Научный руководитель: Воспитатель 7к2 взводаКашарная Яна ВладимировнаЗАТО Сибирский, 2024ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 3ГЛАВА 1. Теоретическая часть………………………………………………………………. .4Понятие «гаджеты», их разновидности и функции ……………………………………... 4 Гаджеты в современном мире……………………………………………………………... 4 Плюсы и минусы гаджетов, их влияние на подростков ………………………………… 4 ГЛАВА 2. Практическая часть …………………………………………………………….. 52.1 Разработка, проведение и анализ анкетирования…………………………………….. 52.2 Собственный опыт взаимодействия с электронными устройствами в рамках эксперимента «Один день без гаджетов» …………………………………………………….. 62.3 Обобщение полученных выводов через интервью со школьным психологом………… 72.4 Разработка и распространение информационного буклета с рекомендациями пользования гаджетами среди подростков 13 – 18 лет……………………………………... 8ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 9СПИСОК ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………….. 10ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… 11Приложение 1 .………………………………………………………………………………… 11Приложение 2 .……………………………………………………………………………….. 12ВВЕДЕНИЕАктуальность. Зависимость от гаджетов – это серьезная проблема современного общества. Смартфоны, планшеты, ноутбуки стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и для многих людей стали не просто удобством, а настоящей зависимостью. Особенно гаджет-зависимость распространена среди подростков. Молодые люди проводят колоссальное количество времени за экраном гаджетов, играя в игры, просматривая Reels и Shorts, читая новости, общаясь в социальных сетях. Одним из основных аспектов влияния гаджетов на подростков является снижение уровня общения в реальной жизни. Многие подростки предпочитают общению лицом к лицу -переписки в мессенджерах. Происходит подмена живого общения виртуальным, причем как со сверстниками, так и с семьей. В школе практически нет учеников, которые бы не носили с собой на уроки разного рода устройства. Все выше перечисленное может привести к проблемам в развитии навыков общения и социальной адаптации. Цель работы: выявление роли гаджетов в жизни подростков КГБОУ «Алтайский кадетский корпус «Кадетская школа интернат» имени Героя РФ Каркавина И.В. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме; Разработать и провести анкетирование среди кадет 7-х – 11-х взводов, чтобы выявить информацию о наиболее используемых гаджетах, их роли в жизни подростков и влиянии на учебный процесс; Взять интервью у школьного психолога по теме проекта; Рассказать о собственном опыте взаимодействия с электронными устройствами в рамках эксперимента «Один день без гаджетов»; Создать буклет с рекомендациями пользования гаджетами. Объект исследования: гаджет-зависимость.Предмет исследования: гаджет-зависимость воспитанников Алтайского кадетского корпуса.Гипотеза исследования: у детей среднего и старшего школьного возраста существует «гаджет – зависимость», которая негативно влияет на развитие личности.Методы исследования: теоретические - изучение открытых источников информации (литературы и интернет источников); социологические - проведение анкетирования, экспертное интервью; практические – эксперимент, создание буклета и распространение среди желающих; математические – визуализация результатов анкетирования в диаграммах.ГЛАВА 1. Теоретическая часть.Понятие «гаджеты», их разновидности и функции О гаджетах впервые заговорил писатель Роберт Браун в своей книге “Spurn yarn and Spindrift” (Отвергни пряжу и веретено). В ней моряки называли гаджетами забытые предметы. У англичан словом, «гаджет» принято считать некий прибор, портативных размеров. Французы именуют гаджетом любой маленький аксессуар. В русском языке гаджет используется исключительно как некий инновационный прибор, связанный с IT – технологиями. В широком смысле слова гаджеты – это приспособления, которые призваны расширить функции других устройств. Есть и более узкий смысл: это специальные устройства, выполняющие ограниченные задачи и имеющие небольшие размеры. Таким образом, все небольшие технические устройства личного использования, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни с середины прошлого века стали называться гаджетами. В современном мире гаджеты имеют широкое распространение в самых различных сферах: в спорте (смарт-часы, фитнес-трекеры, спортивные девайсы), в медицине (электронные пластыри, гидрокоптеры, экзоскелеты и тд.), в сфере развлечений (смартфоны, планшеты, наушники, электронные книги, фотоаппараты, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности).В своём исследовании я особое внимание уделяю использованию подростками смартфонов, так как они стали неотъемлемой частью их жизни. Телефоны давно уже превратились в популярнейшие и необходимые гаджеты, которые помимо совершения звонков позволяют оперативно выходить в интернет, играть, слушать музыку и общаться. 1.2 Гаджеты в современном миреЧеловечество постоянно стремится к новому и более совершенному, к тому, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. Телефон открывает широкие возможности коммуникации, ту же функцию обеспечивают смартфон и планшет. Так, смартфон появился вследствие объединения телефона и КПК, это случилось в 1992 году и стало большим успехом в мире мобильных технологий. Первым смартфоном стал телефон IBM Simon, его создателем был американский оператор мобильной связи Bell South. С этого момента все мировые бренды взялись за разработку подобных устройств, все время совершенствуя их. Сегодня лидерство на современном рынке занимают компании Samsung, HTC и iPhone, а понятие «смартфон» надежно закрепилось в обществе. Плюсы и минусы гаджетов, их влияние на подростков Сегодня гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современного подростка. Технический прогресс не стоит на месте. Одни модели сменяют другие. В погоне за новинками исчезает ощущение реальности, а стремление постоянно использовать сверхинформативные устройства превращается в зависимость. Положительные стороны влияния гаджетов на современных подростков: Коммуникация. Человеку необходимо постоянно находиться в социуме. Первостепенная задача техники – осуществлять взаимодействие двух контактирующих сторон. Безусловно, наличие быстрой и доступной связи гарантирует ощущение внутреннего спокойствия и защищенности. Возможность самостоятельного полноценного обучения. Использование ресурсов всемирной паутины позволяет досконально изучить любой интересующий учебный материал. Учиться, учиться и еще раз учиться – интернет даёт неограниченные возможности для самосовершенствования. Борьба с информационным голодом. Современная виртуальная система способна удовлетворить любой поисковый запрос. «Питательный контент» положительно влияет на интеллектуальное развитие человека. Отрицательные стороны влияния гаджетов на современных подростков: Виртуальная жизнь. Постоянное пребывание в сети негативно влияет на социализацию человека в реальности. Потеря связи с реальным миром. Современный темп жизни приводит к возникновению различных страхов и стресса. Побег от реальности осуществляется через регулярное и навязчивое использование гаджетов. Человек меняет жизнь в социуме на социальную сеть. Гаджет-зависимость. Желание постоянно держать в руках телефон – первый признак появления нездоровых «отношений» с техникой. Обновление новостных лент, листание Reels и Shorts – результат потребления «новостного мусора». Мозг перестает фильтровать полученную информацию, происходит подмена понятий и вытеснение полезного материала. На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» — дофамина. Если верить исследованиям экспертов, то в ближайшие годы гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, опередив другие пагубные привычки. При этом установить границы увлечения и зависимости достаточно трудно, так как они условны и размыты. Одно ученые могут сказать точно, что социальные сети вызывают зависимость намного быстрее, чем алкоголь или курение, что должно обеспокоить в первую очередь родителей. ГЛАВА 2. Практическая часть 2.1 Разработка, проведение и анализ анкетированияДля практического изучения проблемы наличия гаджет-зависимости у подростков была составлена анонимная анкета. В опросе приняли участие 50 кадет 7-х - 11-х взводов Алтайского кадетского корпуса. На первый вопрос 46 кадет ответили, что чаще всего пользуются смартфонами, 3 – компьютером и 1 - планшетом. В ответе на второй вопрос 18 кадет указали что чаще всего используют гаджеты для игр, 17 - как средство общения в социальных сетях, 8 учащихся для просмотра видео и 7 - для выполнения домашнего задания. Данные ответов на третий вопрос показали, что 41 кадет проводит с гаджетами в руках более 4-х часов в день и 9 учащихся 3-4 часа, что является явными признаками гаджет-зависимости. На четвертый вопрос 26 воспитанников корпуса ответили, что им не всегда удается быстро вникнуть в учебный процесс после использования гаджетов, 14 кадет указали, что им сложно сосредоточиться на учебе и лишь 10-м опрашиваемым пользование гаджетами не мешает быстро перестроиться на занятия. По данным ответов на пятый вопрос 37 кадет выполняя домашнее задание не всегда могут сдержатся и не открыть только что пришедшее уведомление, 8 учащихся всегда сразу реагируют на всплывающее окно и к сожалению, всего лишь 5 человек не отвлекаются на мессенджеры во время учебы. По популярности используемых приложений получены следующие данные: 16 кадет указали что чаще всего играют в игры, 14 – смотрят Ютуб, 9 – общаются в социальной сети Вконтакте, 6 – листают ТикТок и 5 учащихся используют Телеграмм. 2.2 Собственный опыт взаимодействия с электронными устройствами в рамках эксперимента «Один день без гаджетов»Наблюдая за одновзводниками в свободное время меня заинтересовало, сколько времени они проводят со своими гаджетами? И может ли эта привязанность перерасти в зависимость. Мною был проведен собственный эксперимент «Один день без гаджетов», в течении которого я не должен был пользоваться современной техникой на переменах и в свободное время. В ходе эксперимента я вел дневник наблюдений.Результаты оказались следующими: Удалось ли вам завершить эксперимент? Что вы ощущали во время проведения эксперимента? Эксперимент удалось завершить и не брать гаджеты в течение всего дня. Во время эксперимента я чувствовал себя спокойным и свободным. Было легкое ощущение, что мне чего-то не хватает, но большого дискомфорта я не испытал. Чем вы занимались в течении дня вместо использования гаджетов? В свободное время я читал книги, общался с друзьями, рисовал боевой листок, разукрашивал стенгазету и играл в настольные игры.Было ли у вас желание остановить эксперимент? Почему? Что вы предпринимали в этой ситуации? Было желание остановить эксперимент, потому как я часто общаюсь с друзьями в мессенджерах, мне не хватало подобного общения. Когда мне хотелось оставить эксперимент, я общался с товарищами, воспитателем, классным руководителем, отвлекал себя повседневными делами.Стали ли вы после эксперимента уделять меньше времени гаджетам? Время покажет, но я задумался об этом. Думаю, что это полезный опыт, теперь я буду следить за временем, проведенным с гаджетами. 2.3 Обобщение полученных выводов через интервью со школьным психологомДля обобщения полученных выводов из результатов анонимного анкетирования и личного эксперимента «Один день без гаджетов» мною было проведено интервью с экспертом - школьным психологом Антонюк Ириной Викторовной. Ниже привожу вопросы и ответы на них.Как вы считаете какое влияние оказывают гаджеты на современных подростков? Многочасовое использование гаджетов в первую очередь влияет на зрение, вызывает усталость, может приводить к бессоннице, влияет на успеваемость и на восприятие информации в целом.Есть ли ограничения по времени: когда можно пользоваться гаджетами, когда нет? Какова должна быть продолжительность пользования? Да конечно. Учёные не рекомендуют использовать гаджеты детьми до 3 лет, с 3-5 лет до 30 минут, подросткам можно использовать гаджеты 2,5-3 часа в сутки.При каких обстоятельствах может сформироваться зависимость от гаджета? И как победить данную зависимость? Основными причинами зависимости от гаджетов можно считать: это одиночество, не умение обращаться со сверстниками, незаинтересованность и не посещение каких-либо кружков и слишком мало интересных событий в жизни.Чтобы вы сказали своему ребенку, если бы видели, что он чрезмерно увлекся гаджетами? Как быть в подобной ситуации родителям и учителям? На самом деле я сама являюсь мамой двоих детей, мальчиков подростков одному 11лет, другому 16 лет и проблема гаджетов для меня тоже является актуальной, я стараюсь со своими детьми договариваться, то есть объясняю последствия возможные. Мы отмечаем сколько времени можно проводить с телефоном в день, дальше они сами себя контролируют, но и знают, что в любой момент я могу взять телефон и проверить наигранное время. Ещё стараюсь задействовать в секциях и кружках по их интересах. Учителям можно посоветовать интерактивные задания на уроках познакомить с играми, то есть как проводить досуг.Давайте сделаем небольшой прогноз – процесс не остановить, гаджетов будет становиться всё больше. Как вы думаете, как в перспективе обилие гаджетов повлияет на подростков, их внимание и успеваемость, к примеру, через 20 лет? Ну хотелось бы верить в оптимистичный прогноз то, что люди и подростки научаться совмещать реальную и виртуальную жизнь, и слово интернет зависимость исчезает из нашего лексикона ну, а если конечно ориентироваться на пессимистический прогноз то уже сегодняшним подросткам присуще липовое мышление, то есть поверхностное и фрагментальное, такие дети не видят смысла учить информацию ведь её легко можно найти в интернете, но при этом они достаточно быстро усваивают информацию и им присущи многозадачность ну соответственно эти тенденции и будут усиливаться.2.4 Разработка и распространение информационного буклета с рекомендациями пользования гаджетами среди подростков 13 – 18 лет На основании полученных результатов практической части проектно-исследовательской работы можно сделать вывод, что современные подростки довольно часто пользуются гаджетами, у многих уже сейчас прослеживаются явные признаки гаджет-зависимости. Их повседневная жизнь уже немыслима без гаджетов как средства общения, поиска информации и развлечений. Полученные данные о влиянии гаджетов на подростков от 13 до 18 лет были обобщены в следующие рекомендации о том, как избежать возникновения гаджет-зависимости: Старайтесь не носить смартфон при себе 24/7, максимально ограничить присутствие в своей жизни гаджетов и пользоваться ими только по необходимости не более 2 часов в день. Периодически утраивайте «день без гаджетов» для предотвращения зависимости от умных устройств; Проводите диджитал-гигиену сна. Необходимо завести правило не использовать смартфон и другие гаджеты в течение пары часов перед сном и, хотя бы час после пробуждения. Цифровой детокс — очищение мозга и жизни от цифрового шума и мусора. Установите временные лимиты на использование определенных приложений. Перед введением ограничений посмотрите в настройках устройства статистику того, сколько времени вы в среднем проводите в определенных приложениях, просуммируйте значения и поймите, насколько сильно вы хотите снизить показатели. Ограничивайте время в социальных сетях, отдавая предпочтение живому общению. Помните, что виртуальный мир, каким бы он не был увлекательным, никогда не заменит реального; Не пользуйтесь смартфонами во время урока. На момент занятий телефон должен лежать в портфеле/рюкзаке находясь в режиме «Без звука»; При подготовке к урокам дозированно пользуйтесь гаджетами с целью поиска информации, а также делайте зарядку для глаз; Чтобы не дойти до гаджет-зависимости, постарайтесь придумывать себе различные увлечения и хобби, варианты досуга. Возможно, вы давно хотели научится играть на гитаре, заняться спортом или выработать привычку каждый вечер отводить час-полтора на чтение книг. Гаджеты – это устройства для облегчения жизни, а не наоборот, поэтому постарайтесь максимально ограничить их присутствие в вашей жизни. Не откладывайте все это: негативные привычки всегда лучше заменять хорошими, поскольку нашему мозгу проще переключиться с одного дела на другое, чем просто отказаться от устоявшегося поведения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работая над проектом, мы выяснили, что такое гаджеты, и какую роль они играют в жизни учащихся 7-х – 11-х взводов Алтайского кадетского корпуса. Предоставили обширную информацию о влиянии гаджетов на подростков и предоставили необходимы рекомендации по профилактики возникновения гаджет-зависимости. Для реализации поставленной цели проектно-исследовательской работы были решены следующие задачи:Изучили понятие «гаджеты», их разновидности и функции; Рассмотрели плюсы и минусы гаджетов, выявили их влияние на подростков; Разработали и провели анонимное анкетирование среди кадет 7-х – 11-х взводов для выявления проблемы наличия гаджет-зависимости; Разработали и распространили памятку с рекомендациями о том, как избежать возникновения гаджет-зависимости. Гипотеза исследования что у детей среднего и старшего школьного возраста существует «гаджет – зависимость», которая негативно влияет на развитие личности подтвердилась. Считаю результаты и выводы проекта могут быть основой для более масштабного исследования на данную тему. СПИСОК ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ: Понятие «гаджеты», их разновидности и функции 1.2 Гаджеты в современном мире 1.3 Плюсы и минусы гаджетов, их влияние на подростковПриложение 1.АнкетаКакие гаджеты вы используете чаще всего? Смартфон Компьютер Планшет Другое____________________________ С какой целью вы используете гаджет? Просмотр видео Средство общения в соцсетях Для выполнения домашней работы Для игр Сколько времени вы проводите с гаджетами в день? 30-45 минут 1-2 часа 3-4 часа Более 4 часов Быстро ли вы вникаете в учебный процесс после использования гаджета?? Да Нет Не всегда Можете ли вы выполнять домашнее задание, не отвлекаясь на только что пришедшее уведомление? Да Нет Какие приложения вы чаще всего используете? _________________________ Приложение 2.
