Публикации
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик"
Автор: Домашова Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный математик"
Автор: Домашова Татьяна Александровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им.Ф.А.Трифонова
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
Юный математик
1-4 класс
Возраст детей 7 -10 лет
Составитель: Т. А. Домашова
г. Колпашево
учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1 класс
Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.
Плоскостное конструирование. Игра Восемь треугольников.
Звуковые фонетические игры.. (Вратарь, Бим и Бом)
Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.
Существенные и несущественные признаки предмета.
Сравнение предметов и величин.
Занимательные логические задачи.
Классификация предметов по различным признакам.
Интеллектуальный ринг.
Описание предмета по его признакам.
Обучение разгадыванию загадок.
Обучение составлению загадок.
Узнавание предмета по определению.
Фонетические игры.
Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.
Суждения. Виды простых суждений.
Интеллектуальный ринг.
Фонетические игры.
Плоскостное конструирование. Игра Восемь треугольников
Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.
Определение предметов.
Узнавание предметов по определению.
Плоскостное конструирование. Игра Танграм.
Фонетические игры.
Интеллектуальный ринг.
Умозаключения. Знакомство с понятием.
Построение собственных умозаключений.
Условные умозаключения.
Анаграммы. Шарады.
Слово в слове. Фонетические игры.
Словесные задачи - логарифмы.
Логические задачи на раскрашивание.
Интеллектуальный ринг.
2 класс
1.Плоскостное конструирование. Игра Колумбово яйцо.
2.Объёмное конструирование. Кубики Никитина.
3.Решение логических задач на основе свойства транзитивности..
4. Словесно – логические задачи Разное – одинаковое.
5.Конструирование из счётных палочек.
6. Шарады. Составление шарад.
7.Ребусы. Составление ребусов.
8.Интеллектуальный ринг.
9.Плоскостное конструирование. Игра Волшебный круг.
10. Решение логических задач
11.Знакомство с комбинаторными задачами.
12. Решение комбинаторных задач.
13.Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.
14. Объёмное конструирование из кубиков.
15. Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.
16. Составление простейших алгоритмов.
17. Интеллектуальный ринг.
18. Логические задачи на сообразительность и находчивость.
19.Сравнение предметов по массе.
20. Сравнение предметов по объёму.
21. Сравнение предметов по размеру.
22.Решение комбинаторных задач.
23. Классификация предметов.
24. Интеллектуальный ринг.
25. Решение задач с лишними данными.
26. Решение задач с недостающими данными.
27. Задачи повышенной сложности.
28.Решение магических квадратов.
29. Логические задачи на раскрашивание.
30. Задания на проведение обобщения и классификации.
31. Математические игры с числами.
32. Разгадывание и составление кроссвордов.
33. Интеллектуальный ринг.
34. Математический КВН
3 класс
1. Логические задачи на увеличение и уменьшение числа.
2. Логические задачи на выделение части и целого.
3.Решение задач повышенной сложности на деление на равные части и по содержанию.
4. Логические задачи на последовательность действий.
5. Плоскостное конструирование. Игра Пифагор.
6. Логические задачи на раскрашивание.
7. Логические задачи с практическими действиями - Перевоз.
8. Объемное конструирование.
9. Интеллектуальный ринг.
10. Логические задачи на деление по содержанию.
11.Решение комбинаторных задач.
12. Плоскостное конструирование. Вьетнамская игра.
13. Алгоритм. Составление алгоритмов.
14.Логические задачи, требующие цепочки рассуждений.
15.Логические задачи с оформление записи в таблице.
14. Логические задачи на смекалку и сообразительность.
15. Логические задачи по теме Время
16. Магический квадрат. Решение и составление.
17. Интеллектуальный ринг.
18. Решение комбинаторных задач.
19. Объёмное конструирование.
20. Умозаключения.
21. Анаграммы. Ребусы.
22. Решение и составление кроссвордов.
23.Старинные арифметические задачи Магницкого.
24. Решение логических задач способом перебора.
25. Интеллектуальный ринг.
26. Логические задачи на вычисление площади.
27. Логические задачи на вычисление периметра.
28. Логические задачи на разрезание и перекладывание предметов.
29.Решение задач методом пересечения множеств.
30.Метод пересечения множеств в решении задач.
31.Числовые головоломки.
32.Нестандартные задачи.
33. Интеллектуальный ринг.
34.Математический КВН.
4 класс
Старинные задачи из учебника Магницкого.
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
Решение задач на вычисление площади, периметра.
Решение задач на определение частей. Решение задач способом уравнивания.
Метод предположения при решении задач.
Развитие мыслительных способностей через ТРИЗ.
Развитие творческого воображения учащихся средствами русского языка
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Растительный и животный мир.
Совершенствование воображения. Занимательные задания. Ребусы. Логические задачи.
Интеллектуальный ринг.
Плоскостное конструирование. Монгольская игра.
Решение логических задач способом составления таблицы.
Поиск закономерностей. Логические задачи.
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Этот удивительный окружающий мир.
Тренировка слуховой памяти. Занимательные задачи. Нестандартные задачи.
Комбинаторные задачи.
Интеллектуальный ринг.
Нестандартные задачи повышенной сложности.
Задачи из учебника Магницкого.
Натуральный ряд чисел.
Решение задач разными способами.
Комбинаторные задачи.
Задачи на выделение части из целого.
Логические задачи. Способ перебора возможных вариантов.
Развитие логического мышления через решение задач повышенной сложности
Нестандартные задачи на вычисление времени.
Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.
Интеллектуальный ринг.
Тренировка памяти. Логические задачи.
Усложнённые магические квадраты. .
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Логические задания с палочками.
Нестандартные задачи.
Интеллектуальный ринг.
34.Интеллектуальная игра Что? Где? Когда
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования Восемь треугольников, Танграм.
2 класс
Задания с лишними и недостающими данными.
Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
Комбинаторные задачи.
Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр Колумбово яйцо, Волшебный круг, кубики Б.П. Никитина.
3 класс
Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
Построение простейших умозаключений.
Комбинаторные задачи.
Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.
4 класс
Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
Математические игры.
Комбинаторные задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления.
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
На ступениначального образованиядолжны быть сформированы следующие логические действия:
сравнениеконкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определенияобщихпризнаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и единиц из целого; расчленение целого на части);
синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация– отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие– распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установлениеаналогий.
2
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им.Ф.А.Трифонова
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности
Юный математик
1-4 класс
Возраст детей 7 -10 лет
Составитель: Т. А. Домашова
г. Колпашево
учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1 класс
Введение. Знакомство с простейшими логическими задачами. Обучение решению логических задач.
Плоскостное конструирование. Игра Восемь треугольников.
Звуковые фонетические игры.. (Вратарь, Бим и Бом)
Задачи на раскрашивание. Пространственные отношения.
Существенные и несущественные признаки предмета.
Сравнение предметов и величин.
Занимательные логические задачи.
Классификация предметов по различным признакам.
Интеллектуальный ринг.
Описание предмета по его признакам.
Обучение разгадыванию загадок.
Обучение составлению загадок.
Узнавание предмета по определению.
Фонетические игры.
Ребусы. Приёмы разгадывания ребусов.
Суждения. Виды простых суждений.
Интеллектуальный ринг.
Фонетические игры.
Плоскостное конструирование. Игра Восемь треугольников
Логические задачи, основанные на свойстве транзитивности.
Определение предметов.
Узнавание предметов по определению.
Плоскостное конструирование. Игра Танграм.
Фонетические игры.
Интеллектуальный ринг.
Умозаключения. Знакомство с понятием.
Построение собственных умозаключений.
Условные умозаключения.
Анаграммы. Шарады.
Слово в слове. Фонетические игры.
Словесные задачи - логарифмы.
Логические задачи на раскрашивание.
Интеллектуальный ринг.
2 класс
1.Плоскостное конструирование. Игра Колумбово яйцо.
2.Объёмное конструирование. Кубики Никитина.
3.Решение логических задач на основе свойства транзитивности..
4. Словесно – логические задачи Разное – одинаковое.
5.Конструирование из счётных палочек.
6. Шарады. Составление шарад.
7.Ребусы. Составление ребусов.
8.Интеллектуальный ринг.
9.Плоскостное конструирование. Игра Волшебный круг.
10. Решение логических задач
11.Знакомство с комбинаторными задачами.
12. Решение комбинаторных задач.
13.Умозаключения. Построение цепочки умозаключений.
14. Объёмное конструирование из кубиков.
15. Алгоритм. Знакомство с алгоритмами.
16. Составление простейших алгоритмов.
17. Интеллектуальный ринг.
18. Логические задачи на сообразительность и находчивость.
19.Сравнение предметов по массе.
20. Сравнение предметов по объёму.
21. Сравнение предметов по размеру.
22.Решение комбинаторных задач.
23. Классификация предметов.
24. Интеллектуальный ринг.
25. Решение задач с лишними данными.
26. Решение задач с недостающими данными.
27. Задачи повышенной сложности.
28.Решение магических квадратов.
29. Логические задачи на раскрашивание.
30. Задания на проведение обобщения и классификации.
31. Математические игры с числами.
32. Разгадывание и составление кроссвордов.
33. Интеллектуальный ринг.
34. Математический КВН
3 класс
1. Логические задачи на увеличение и уменьшение числа.
2. Логические задачи на выделение части и целого.
3.Решение задач повышенной сложности на деление на равные части и по содержанию.
4. Логические задачи на последовательность действий.
5. Плоскостное конструирование. Игра Пифагор.
6. Логические задачи на раскрашивание.
7. Логические задачи с практическими действиями - Перевоз.
8. Объемное конструирование.
9. Интеллектуальный ринг.
10. Логические задачи на деление по содержанию.
11.Решение комбинаторных задач.
12. Плоскостное конструирование. Вьетнамская игра.
13. Алгоритм. Составление алгоритмов.
14.Логические задачи, требующие цепочки рассуждений.
15.Логические задачи с оформление записи в таблице.
14. Логические задачи на смекалку и сообразительность.
15. Логические задачи по теме Время
16. Магический квадрат. Решение и составление.
17. Интеллектуальный ринг.
18. Решение комбинаторных задач.
19. Объёмное конструирование.
20. Умозаключения.
21. Анаграммы. Ребусы.
22. Решение и составление кроссвордов.
23.Старинные арифметические задачи Магницкого.
24. Решение логических задач способом перебора.
25. Интеллектуальный ринг.
26. Логические задачи на вычисление площади.
27. Логические задачи на вычисление периметра.
28. Логические задачи на разрезание и перекладывание предметов.
29.Решение задач методом пересечения множеств.
30.Метод пересечения множеств в решении задач.
31.Числовые головоломки.
32.Нестандартные задачи.
33. Интеллектуальный ринг.
34.Математический КВН.
4 класс
Старинные задачи из учебника Магницкого.
Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.
Решение задач на вычисление площади, периметра.
Решение задач на определение частей. Решение задач способом уравнивания.
Метод предположения при решении задач.
Развитие мыслительных способностей через ТРИЗ.
Развитие творческого воображения учащихся средствами русского языка
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Растительный и животный мир.
Совершенствование воображения. Занимательные задания. Ребусы. Логические задачи.
Интеллектуальный ринг.
Плоскостное конструирование. Монгольская игра.
Решение логических задач способом составления таблицы.
Поиск закономерностей. Логические задачи.
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Этот удивительный окружающий мир.
Тренировка слуховой памяти. Занимательные задачи. Нестандартные задачи.
Комбинаторные задачи.
Интеллектуальный ринг.
Нестандартные задачи повышенной сложности.
Задачи из учебника Магницкого.
Натуральный ряд чисел.
Решение задач разными способами.
Комбинаторные задачи.
Задачи на выделение части из целого.
Логические задачи. Способ перебора возможных вариантов.
Развитие логического мышления через решение задач повышенной сложности
Нестандартные задачи на вычисление времени.
Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.
Интеллектуальный ринг.
Тренировка памяти. Логические задачи.
Усложнённые магические квадраты. .
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Логические задания с палочками.
Нестандартные задачи.
Интеллектуальный ринг.
34.Интеллектуальная игра Что? Где? Когда
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; проведение обобщения на основе выделения существенного признака.
Выявление закономерности и её использование для выполнения задания; проведение классификации предметов по заданному признаку.
Несложные логические задачи на установление отношений между величинами; логические задачи, требующие рассуждений.
Овладение элементами конструкторских умений; использование игр для плоскостного моделирования Восемь треугольников, Танграм.
2 класс
Задания с лишними и недостающими данными.
Задания на проведение обобщения и классификации предметов; логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений.
Комбинаторные задачи.
Совершенствование элементов конструкторских умений, использование игр Колумбово яйцо, Волшебный круг, кубики Б.П. Никитина.
3 класс
Проведение анализа и выделение существенных свойств и признаков в математических отношениях.
Решение логических задач, требующих построения цепочки рассуждений.
Построение простейших умозаключений.
Комбинаторные задачи.
Использование игр для плоскостного и объёмного конструирования, составление простейших алгоритмов.
4 класс
Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
Математические игры.
Комбинаторные задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
Сформированность основ социально-критического мышления.
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.
На ступениначального образованиядолжны быть сформированы следующие логические действия:
сравнениеконкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определенияобщихпризнаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и единиц из целого; расчленение целого на части);
синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация– отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие– распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установлениеаналогий.
2
