Публикации "Использование средств искусственного интеллекта при обучении детей с ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование средств искусственного интеллекта при обучении детей с ОВЗ"
Автор: Лысова Ксения Николаевна

В современном образовательном пространстве мы наблюдаем стремительную интеграцию цифровых технологий. Особенно актуальным становится вопрос их применения в специальном образовании, где индивидуальный подход является не просто методическим приемом, а жизненной необходимостью. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а в особенности дети с интеллектуальными нарушениями, требуют особых условий, методов и средств обучения для достижения максимально возможного уровня развития и социализации.В этом контексте искусственный интеллект (ИИ) перестает быть футуристической концепцией и превращается в мощный инструмент в руках педагога. Это не о замене человеческого участия, а о его усилении. ИИ предлагает уникальные возможности для создания адаптивной, персонализированной и, что крайне важно, доступной образовательной среды, способной гибко подстраиваться под уникальные потребности каждого ребенка. Цель данного доклада – рассмотреть потенциальные направления и практические аспекты использования технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.Традиционно наша работа строится на кропотливом подборе дидактических материалов, создании индивидуальных образовательных маршрутов и постоянной фиксации малейших изменений в динамике развития ребенка. Мы используем карточки, схемы, предметные пособия, которые зачастую требуют рутинной подготовки. При этом мы сталкиваемся с вызовами: как одновременно уделить внимание нескольким ученикам с разными образовательными потребностями? Как объективно зафиксировать и проанализировать мелкие, но значимые успехи каждого? Как сделать так, чтобы ребенок, испытывающий трудности в коммуникации, мог выразить себя?Технологии искусственного интеллекта приходят на помощь, предлагая решения этих сложных задач. Они не отменяют фундаментальных принципов олигофренопедагогики – наглядности, доступности, поэтапности, повторяемости, – а переводят их на новый, интерактивный и высокоадаптивный уровень. Так, персонализация и адаптивность обучения выступает ключевым преимуществом ИИ. Адаптивные образовательные платформы на основе ИИ могут: диагностировать уровень знаний и навыковпециальные интерактивные задания позволяют системе быстро определить «зону актуального развития» ребенка и выявить конкретные дефициты (например, в счете, узнавании букв, логических операциях). Формировать индивидуальную траекторию: на основе диагностики ИИ автоматически подбирает следующие задания, их сложность и тип. Если ребенок ошибся, система не просто говорит «нет», а предлагает более простое задание на ту же тему, дополнительное объяснение или визуальную подсказку. Дозировать нагрузку: система может отслеживать признаки усталости или фрустрации (учащение ошибок, снижение скорости реакции) и вовремя предлагать переключиться на другой вид деятельности или сделать перерыв.Для невербальных детей или детей с тяжелыми нарушениями речи ИИ открывает новые возможности общения. Современные AAC-системы (Augmentative and Alternative Communication) с функцией ИИ могут предсказывать следующее слово или фразу, которую хочет сказать пользователь, значительно ускоряя и облегчая процесс «высказывания».Существуют программы, которые в игровой форме анализируют произнесенные ребенком звуки и слова, дают немедленную визуальную или звуковую обратную связь («молодец!», «попробуй еще раз»), делая процесс постановки звука более самостоятельным и интересным. Например, ребенок с ДЦП и дизартрией работает над звуком [Р]. Приложение в виде игры «Запусти ракету» анализирует произношение. Чем четче звук, тем выше и быстрее взлетает ракета на экране. ИИ оценивает не абсолютную чистоту, а малейшее улучшение, создавая ситуацию успеха.Помимо этого, ИИ может мгновенно преобразовывать информацию в форматы, доступные для восприятия ребенком с ОВЗ:- Генерация визуальных опор: педагог может ввести текст простого рассказа, а ИИ – создать по нему серию понятных и упрощенных пиктограмм или картинок для пересказа.- Упрощение текстов: специальные алгоритмы могут адаптировать сложные тексты до нужного уровня чтения и понимания, упрощая лексику и синтаксис.- Распознавание и генерация речи: ребенок, который не может писать рукой, может диктовать ответы устройству с помощью речи. ИИ с высокой точностью распознает даже нечеткую дикцию.Однако, важно помнить, что искусственный интеллект является лишь инструментом. Его эффективность целиком и полностью зависит от профессионального взгляда и педагогического чутья специалиста. Именно учитель ставит цели, интерпретирует данные, предоставленные системой, и вносит необходимые коррективы в образовательный маршрут. Технологии не заменят человеческого тепла, эмпатии и спонтанности, которые лежат в основе доверия и являются двигателем развития «особого» ребенка. Таким образом, будущее коррекционной педагогики видится в гармоничном симбиозе высоких технологий и высокого профессионализма педагога-человека.
-