Публикации
Формирование социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем решения задач практического характера
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем решения задач практического характера
Автор: Касимова Нина Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем решения задач практического характера
Автор: Касимова Нина Федоровна
Формирование социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем решения задач практического содержания на уроках математики в коррекционной школе (слайд 1) Цель моего выступления – показать значимость решения задач практического содержания в социализации выпускников в современном обществе, как можно помочь нашим детям найти свое место в жизни, суметь ориентироваться в ней и успешно трудиться. (слайд 2) В своем сообщении остановлюсь на двух направлениях работы над задачей, которые я использую на своих уроках математики:1.Приближение содержания задач к жизненной ситуации.2.Знакомство с профессиями при решении задач. «Основные задачи специальной (коррекционной) школы 8 вида – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, - главная общеобразовательная задача обучения математики,» -написано в «Методике преподавания математике в коррекционной школе» М.Н.Перовой. В «Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество»(слайд 3) Базовые требования к результатам обучения математике:1.Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.)2.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)3.Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни. Таким образом, практическая направленность преподавания математике в коррекционной школе 8 вида является одним из средств коррекции недостатков психофизического развития, подготовки учащихся к овладению профессией и дальнейшей социальной адаптации. Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жесткими условиями выживания, чем выпускникам массовых школ, из-за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных рабочих и других обстоятельств. Участие семьи в подготовке к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Школа должна готовить учеников к адекватному восприятию действительности и преодолению экономических трудностей. Каждому выпускнику придется столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчет возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т. д. С такими задачами учащиеся сталкиваются на уроках математики. Такие задачи включены в учебниках и рабочих тетрадях для 5-9 классов, но их в недостаточном количестве. Что же такое «задача с практическим содержанием»?Задача с практическим содержанием – это задача, фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении бытовых операций.1. В учебниках математики для 5-9 классов встречаются следующие задачи:5 классБилет на утренний сеанс в кино стоит 80 р , а на дневной 120 р. Сколько денег сэкономят Тоня и Леля, если пойдут на утренний сеанс?В магазине школьник заплатил за тетради 41р 55к, а за книгу – 30р. Сколько сдачи он получил со 100р?6 классПроверь, правильно ли подсчитана стоимость покупок. (Даются три чека, где указывается правильная и неправильная сумма, нужно проверить, правильно ли найдена сумма)7 классМама Феди Печкина пошла в магазин. Какие товары она может купить на имеющиеся деньги? Сможет ли она купить не один, а два товара, которые изображены на рисунках?Мама Толи Лавочкина каждый месяц ходит в сберкассу, чтобы заплатить за квартиру, телефон и электроэнергию. Рассмотри рисунок. Сколько денег она заплатила? Сколько денег она получила сдачу, если отдала в кассу за все платежи 2000р.? (оплата квартиры – 1418р24к., оплата телефона – 275р., оплата электроэнергии – 267р98к.)8 классВ месяц семья платит за квартиру - р., за электроэнергию – в 10 раз меньше, за телефон – в 3 раза больше, чем за электричество, и - р. за – газ. Сколько денег расходует семья на коммунальные услуги ежемесячно?У семьи в сберегательном банке лежали деньги. В год она получала 0,05 денег в качестве годовых, что составляло - р. Сколько денег было у семьи на сберкнижке?Предприниматель вернул в банк 0,125 денег, взятых на строительство дома, что составило 30 000 р. Сколько всего денег он брал в банке?За 13 рабочих дней рабочий заработал – р. Сколько денег он заработает за 26 рабочих дней при одинаковой производительности труда?Рабочий заработал за месяц 3 430 р. Эти деньги он распределил следующим образом: коммунальные услуги – 200р., одежда – 1 500р., культурно-развлекательные мероприятия – 200р. Остальные деньги он истратил на питание. Распределив их поровну на 30 дней месяца. Сколько денег было выделено на каждый день?Рабочий скопил 30 240р. Сколько ему не хватает денег на покупку машины «Жигули» стоимостью р.? 9 классСредняя зарплата работника предприятия состоит 5 000р. 13% с этой суммы отчисляется в фонд государства, 15 – в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?В марте зарплата врача составляла 3 800р. В апреле ему повысили зарплату на 15%. Какой стала зарплата врача?Молодой человек положил 5 000р в Сбербанк России под 11% годовых. Какая сумма будет на его счету через год?Семья ежемесячно откладывает на сберкнижку 300р. под 2% годовых. Сколько будет денег на книжке через год? Перед учителем встает задача: дать ребенку не только учебный материал, но и дополнительные знания и навыки. Учителю недостаточно ограничиваться только учебным материалом, следует привлекать знания детей по другим предметам: СБО, истории, трудового обучения, чтения, географии, привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, из окружающей действительности, практической жизни. Экономические знания и умения, включенные в урок, делают его более практичным. При решении этих задач я пытаюсь раскрыть экономическую суть вопросов быта, производства, сферы торговых отношений, имитировать включение в самостоятельную жизнь. (слайд 4) В активный словарь учащихся вводятся понятия: коммунальные услуги, тарифы, льготы, договор, пеня, штрафы, наем жилья, кредит, ссуда, премия, застройщик индивидуального дома, карьерный рост, арендатор, заемщик, профсоюзная организация, подоходный налог, пенсионный фонд, сберегательный банк, ватт, кредитор, сберегательная книжка, семейный бюджет, квитанция, и др.Задач такого содержания недостаточно, поэтому приходится брать задачи из жизни и других источников. Например, решаем задачи на вычисление оплаты потребленной электроэнергии (газа) семьей. Задачу оформляем в форме квитанции, заполняемой при платежах за электроэнергию.Месяц: февраль. Показания: 8336 КвтМесяц: март. Показания: 8456 КвтЧему равна оплата за электроэнергию?Решение: 1)Чему равен расход электроэнергии за месяц? 8456 – 8336 = 120 Квт 2)Чему равна оплата за электроэнергию? 2.09 р. x 80 =167.20 р. (слайд 5) При решении этой задачи создается алгоритм в форме технологической карты, например: посмотреть на счетчик - снять показания – записать показания в тетрадь – сравнить с показаниями за предыдущий месяц – произвести вычисления – полученные данные умножить на тариф – полученную сумму вписать в квитанцию – произвести оплату на почте или в банке ( в банкомате). При решении таких задач дети проявляют большую заинтересованность, появляется дополнительная мотивация к изучению предмета, учатся ориентироваться в окружающей современной жизни. 2. Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному выбору профессии. Немалые возможности в этом плане имеет математика. Знакомство с профессиями может осуществляться путем беседы, рассказа, разыгрывания ситуаций, проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр, устного журнала, деловой игры и др. (слайд 6) Содержание задач учебников математики для 5-9 классов наводит на необходимость проводить разъяснительную работу по следующим профессиям: повар, кондитер, кулинар, продавец, кассир, пчеловод, столяр, плотник, сталевар, монтажник, токарь, доярка, телятница, вязальщица, ткачиха, каменщик, почтальон, садовод, овощевод, фермер, цветовод, сапожник, кровельщик, швея, закройщица, электрик, тракторист, шофер, маляр, птицевод, пекарь, виноградарь и др. Методика введения вопросов ориентации может быть различной. О профессиях учитель говорит тогда, когда раскрывает возможности применения изучаемого материала в жизни.(слайд 7) Словарный запас пополняется такими терминами, как производительность труда, условия труда, заработная плата рабочего, сбыт продукции, премия, качество работы, сдельная оплата труда, средняя заработная плата, себестоимость, карьерный рост, брак в работе, среднесуточный доход предприятия, аренда, арендатор и др. Например: при решении задачи в 6 классе:«Токарь работал до обеда 3 часа 45 минут, а после обеда – 4 часа 15 минут. Сколько часов длился рабочий день токаря?»При разборе задачи ведется беседа. Кто такой токарь? Из какого материала он вытачивает детали? Можете ли вы стать токарем? Где можно выучиться? Устроиться на работу? Затем предлагается брошюра для более глубокого ознакомления учащимися с этой профессией. Делается вывод, что рабочий день в нашей стране длится 8 часов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного приобретения учащимися социального опыта. ( слайд 8) В состав УУД входят базовые учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) и предметные. Теперь на примере одного из открытых уроков по геометрии рассмотрим, какие УУД формируются на этих уроках.Интегрированный урок (обществознание + геометрия) в 9 классе Темы: «Трудовой договор» по обществознанию и «Задачи на вычисление площади четырехугольников» по геометрии Урок проводился в форме деловой игры «Строитель». Организуется строительная организация, куда учащиеся должны поступить на работу после окончания училища с пакетом документов, необходимых для поступления на работу (выбирают из всех имеющихся документов). Пишут заявление для поступления на работу столярами. Проводится небольшая беседа о строительных специальностях, профессии столяра, обговариваются правила работы в бригадах, в которых в течение урока будут работать. Дети выполняют 3 задания на вычисление площади квадрата и прямоугольника, задания идут от простого к сложному. И последнее задание: Сколько штук панелей ПВХ нужно купить, чтобы поменять потолок в классе? В ходе выполнения заданий бригады выполняют практическую работу по измерению длины и ширины класса рулеткой, вычисляют площадь потолка класса, площадь панели, узнают, сколько штук нужно купить. В течение всего урока дети работали с большим интересом, даже самые слабые пытались что-то сделать, презентовали работу своей бригады, составляли план работы, оценивали себя и своих товарищей.(слайд 9) Личностные:Уметь оценивать трудность предлагаемого задания; Ответственно относиться к выполнению задания в бригаде; Осознанно относиться к выбору профессии; Соблюдать правила поведения в бригаде; Активно включаться в трудовую деятельность; Анализировать свои действия и управлять ими. (слайд 10) Коммуникативные:Слушать собеседника, вступать в диалог, уметь вести сотрудничество с учителем, с товарищами в бригаде; Владеть речью, уметь высказывать свое мнение с достаточной точностью и полностью. (слайд 11) Регулятивные:Определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, искать средства их осуществления; Планировать свою работу; Уметь регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; Использовать информационные источники для решения коммуникативных и познавательных задач; Осознанно действовать по инструкции для решения практических и учебных задач; Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в совместной деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку. (слайд 12) Познавательные:Уметь формулировать алгоритм решения задач; Уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; Выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. (слайд 13) Предметные:•Измерять длину и ширину пола класса;•Пользоваться метром, рулеткой;•Знать формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника;•Вычислять площадь квадрата и прямоугольника в квадратных дециметрах, уметь записывать результат вычисления;•Применять формулу в измененных условияхИз всего сказанного могу сделать вывод: учителя математики при решении задач сталкиваются со следующими трудностями:Мало задач практического содержания в учебниках для 5-9 классов. Многие задачи не актуальны на сегодняшний день (числовые данные не соответствуют действительности, в учебнике 8 класса много задач с недостающими числовыми данными). Учителю математики необходимо держать связь с учителями других предметов и знать программу других дисциплин. Нет программ, нет системы. Работа учителя в этом направлении зависит от его творчества, желания сделать свои уроки интересными и разнообразными, чтобы помочь учащимся понять, что учатся не для школы, а для жизни.(слайд 14) Литература1.»Концепция Специального ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», Москва «Просвещение», 2014 год2.М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» Москва «Владос» 2001 год3.Учебники Математика для 5-9 классов 4.Рабочие тетради по математике для учащихся 5-9 классов5.Материалы курсов при ИПК и ПРО «Современные подходы к образованию детей с нарушением интеллекта» февраль, 2015 год6. С.Е.Степурина «Математика. Тематический и итоговый контроль 7-8 классы» Волгоград «Учитель», 2008 год
