Публикации
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
Автор: Есаулкова Альбина Вайдотосовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА
Автор: Есаулкова Альбина Вайдотосовна
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА Аннотация: на сегодня необходим поиск современных подходов к обучению игровым техническим приемам и тактическим действиям волейболистов. Из существующих методик подготовки волейболистов, наиболее интересна методика опережающего обучения. При опережающем обучении в основном совершенствуются навыки в игровых формах. Ключевые слова: волейбол, опережающие знания, техника игры. Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и развития Актуальность опережающего обучения предполагает в итоге усвоение учебного материала за короткий срок, при этом не отменяется его эффективность результата. На сегодня необходим поиск современных подходов к обучению игровым техническим приемам и тактическим действиям волейболистов. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это 135 действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями [1]. Из существующих методик подготовки волейболистов, наиболее интересна методика опережающего обучения. Если комплексный подход к изучению волейбола предполагает развитие всех умений одновременно и постепенное увеличение качества выполнения техники игры, то опережающее обучение предоставляет возможность отталкиваться от самых элементарных приемов и развивать на этой базе более сложные умения и навыки игры. При опережающем обучении в основном совершенствуются навыки в игровых формах. При этом, учащиеся овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередование способов перемещения (боком, лицом вперед), передача мяча сверху двумя руками на месте после перемещения, прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения, нижняя боковая подача, нижняя прямая подача, приемом мяча с подачей. Актуальность темы заключается в том, что процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тренировке волейболистов. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь [2]. В доказательстве эффективности различных вариантов распределения программного материала, методических подходов, их использования не всегда присутствует глубина логического обоснования с точки зрения психолого-педагогических и физиологических закономерностей, а также слагаемых педагогической технологии и теории оптимизации. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом в значительной степени способствуют долголетию, жизненной активности и трудоспособности человека. Таким образом, занятие спортом вообще и волейболом в частности является делом, имеющим чрезвычайно важное общественное и социально-политическое значение. Вместе с тем высокие спортивные показатели и всевозрастающее мастерство ведущих команд мира в настоящее время настоятельно требуют перейти от упрощенно-утилитарного толкования особенностей соревновательной и тренировочной деятельности волейболистов к интерпретации их с позиций психофизиологии, биомеханики и теории спортивной тренировки. Систематические занятия физкультурой и спортом расширяют функциональные возможности организма студентов, обогащают их двигательный опыт разнообразными двигательными навыками, что, в конечном счете, создаёт предпосылки для более быстрого овладения трудовыми навыками. Для того чтобы подготовить волейболистов, начинать обучать волейболу целесообразно с 11-12 лет, в институте же идет продолжение обучению, секцию по волейболу посещают студенты 17-21года., т.к. овладеть в совершенстве современной техникой волейбола за короткий промежуток времени невозможно, тем более что с возрастом несколько ухудшаются возможности для овладения техникой [3]. Большое внимание в подготовке волейболистов уделяется разносторонней физической подготовке. Если пользоваться ограниченным кругом упражнений только с волейбольным мячом, можно добиться некоторого повышения технических результатов. Однако из-за слабой физической подготовки дальнейшее совершенствование учащихся будет тормозиться. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма. Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических умений. Посредством специальных упражнений занимающиеся более правильно и быстрее овладевают рациональной техникой волейбола. Дальнейшая разработка и систематическое применение специальных упражнений - необходимое условие успешной подготовки детей по волейболу. Одна из особенностей занятий волейболом с детьми состоит в том, что надо разнообразить условия при обучении, особенно совершенствование одних и тех же технических приёмов проводить все время, меняя обстановку, так как дети быстро устают от однообразной работы. Большое место в подготовке детей занимающихся волейболом играют подвижные игры. Они способствуют более успешно усваивать технические приёмы, приучаются экономно и целенаправленно использовать приобретённые двигательные навыки в зависимости от обстановки. Как показал краткий обзор литературных источников, опережающему обучению игре в волейбол не уделяется достаточного внимания. Данная методика обучения способствует одновременному повышению технической и физической подготовленности юных волейболистов. Проведение уроков игровой направленности не только позволяет учащимся освоить учебный материал, но и повышает интерес и эмоциональность занятий. При условии соблюдения рекомендаций по использованию данной методики на этапах обучения техническим приемам удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности учащихся. Обследование технического развития группы учащихся 12-15 лет показало, что данная методика одинаково благоприятно влияет на всех испытуемых. Методика опережающего обучения основана на зоне актуального развития спортсменов. Если комплексный подход к изучению волейбола предполагает развитие всех умений одновременно и постепенное увеличение качества выполнения техник игры, опережающее обучение предоставляет возможность отталкиваться от самых элементарных приемов и развивать на этой базе более сложные умения и навыки игры. В результате исследования было выяснено, что при проведении тестирования физической подготовленности школьников необходимо придерживаться нескольких общеметодических положений: -соблюдение единства условий в испытаниях. Недопустимо проводить на открытых площадках те испытания, которые предусмотрены для спортивного зала и наоборот. Повторные тестирования одного и того же контингента учащихся проводятся в тех же условиях, что и первое тестирование; -доступность и доходчивость заданий и требований. Тестовые задания должны соответствовать возрасту и подготовленности тестируемых. В тестировании скоростных, силовых, координационных способностей и выносливости с помощью энергоемких или координационно-сложных тестов могут участвовать только школьники, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам при хорошем самочувствии; -возможность выявления максимальных достижений школьника. Тесты должны быть технически несложными, чтобы учащийся мог выполнить задание с максимальным усилием; -простота и привычная обстановка испытаний (спортивный зал, спортивная площадка); -выражение данных учета в цифровых показателях (сантиметрах, секундах, килограммах, количестве повторений, баллах, очках и пр.); -простота записи учета. Для повышения эффективности опережающего обучения волейболу следует широко внедрять домашнее задание. Так при закреплении и совершенствовании технического приема на занятиях по волейболу в качестве домашнего задания предлагается развитие необходимых физических качеств. Проверяется же выполнения домашнего задания при помощи эстафет и подвижных игр. И в целом предложенная технология проведения уроков игровой направленности позволяет раскрыть не использованные резервы урочной формы обучения, повышать эффективность школьной физический культуры. Исходя из данных выводов можно смело заявить о том, что на уроках обучения волейболу целесообразнее использовать методику опережающего обучения. Список использованной литературы Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. // "Физкультура в школе". М. 2002 Козырева Л. «Волейбол» М.: «Физкультура и спорт», 2003, 168с. 3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и сорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр " Академия", 2000.
