Публикации ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ»
Автор: Будина Ксения Васильевна

Будина Ксения ВасильевнаУчитель начальных классов МБОУ «СОШ №6»г. ЧитаЗабайкальский край ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ»Аннотация. В статье описывается формирование семейных ценностей у обучающихся младших классов на примере ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «Киноуроки в школах России».Ключевые слова: дети, школа, семья, семейные ценности, киноуроки.«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А. СухомлинскийПроблема взаимодействия школы и семьи воспитанников является классической в педагогической науке. При этом на каждом новом этапе развития общества возникают новые вопросы согласования задач, принципов, методов воспитательного влияния этих двух базовых социальных институтов[3].Успех ребенка напрямую зависит от взаимодействия трех субъектов образовательного процесса: школа-ребенок-семья. При отсутствии вовлеченности одного из субъектов, продуктивность ребенка в образовательном процессе снизится, и тогда он окажется в ситуации неуспеха, которая может негативно отразиться на успеваемости детей и эмоциональном состоянии. Поэтому школа и семья должны быть союзниками в воспитании детей. До начала ХХ в. воспитание детей в нашей стране было сферой ответственности семьи, а взаимодействию с семьей уделялось внимание только в школах педагогов-новаторов – Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, С.Т. Шацкого. Одним из первых, поставивших задачу такого взаимодействия, был С.А. Рачинский, который стремился превратить семью в своего союзника, регулировать условия жизни детей в семье. В ХХ в. партнёрство школы и семьи прошло несколько этапов[2]: от полного игнорирования семьи в воспитательно-образовательном процессе в 1920–1930-е гг. до идей передать семье полную ответственность за воспитание детей в 1990-е гг.Сейчас система образования строится на усилении партнерских взаимоотношений между семьей и школой, где ответственность за образование и воспитание детей ложиться не только на родителей и законных представителей, но и педагога, и общества в целом.Образовательная политика, опираясь на цели, которые способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию ребенка, создает масштабные образовательные проекты, чтобы через их реализацию прийти к общей цели – воспитание духовно развитого гражданина общества, любящего свою страну и уважающего традиции ее народа. Одним из таких проектов является Федеральный проект «Киноуроки в школах России». Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России. Реализация проекта основывается на просмотр короткометражного фильма, его обсуждения в классе и реализация социальной практики. Именно реализация социальной практики направлена на объединение трех составляющих: школы, семьи и общества. Вопрос состоит в другом: как можно привлечь семью для воплощения идей по социально значимой практике? Здесь педагогу необходимо правильно подобрать форму взаимодействия с родителями. В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы.Однако, традиционные формы взаимодействия с родителями, в процессе которых учитель уделял больше времени для доклада, рассказа, уже не актуальны. На смену им приходят различные нетрадиционные формы и интерактивные методы работы. В реализации проекта мы с классом посмотрели фильм «Три солнца», который рассказывает историю мальчика, не проявляющего уважение к классу, учителям и взрослым. Качество, на воспитание которого направлен фильм – уважение. Для того, чтобы реализовать социальную практику, было необходимо чтобы и родители тоже посмотрели фильм. После чего, в общем чате было решено, какую социальную практику мы можем реализовать. Для реализации социальной практики дети разделились на группы и подготовили игры для обучающихся 1 класса. Следующим шагом был сбор и отправка гуманитарной помощи военнослужащим на СВО. Родители помогли с приобретением всего необходимого, дети с классным руководителем сформировали посылки и написали письма поддержки солдатам. Посылки успешно были переданы в центр помощи СВО. Данная практика является проектом, содержащим несколько мини-проектов социальной направленности. Таким образом, Федеральный проект «Киноуроки в школах России» способствует полному взаимодействию школы, семьи и общества. Реализация социальных практик дает отличную возможность для решения общественно-значимых проблем. С самого раннего возраста нам необходимо социализировать детей и учить их взаимодействию с окружающим миром и другими людьми. Социальное проектирование, как и в начальной школе, так и в среднем звене, дает возможность взаимодействию школы, семьи и социума. И чем успешнее будет это взаимодействие, тем выше будет эффективность в процессе воспитания подрастающего поколения. Список литературы
  • Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: семья и школа как партнеры // Социальная педагогика. 2011. № 2. С. 39–50.
  • Костюкова Т.А., Грибоедова Т.П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008. Вып. 3 (77). С. 47–50. 8
  • М.М.Шубович, Н.В. Бибикова, И.В.Захарова, Н.Н.Петрищева. Партнерство семьи и школы: коммуникативная готовность будущих педагогов к новым вызовам образования // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 203–210.
  • Савченко Т.А. Взаимодействие семьи и школы в опыте С.А. Рачинского // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 4. С. 29–33.
  • -