Публикации Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Автор: Пичуева Наталья Владимировна

   Консультация для воспитателей«Проектная деятельностьв ДОУ»                                                                                                                                                                    Воспитатель : Пичуева Наталья Владимировна.                                                                                                                                                 2025 г.Что такое проект?Проект –  любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы.Метод проектов – это подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.Условия, необходимыедля успешной реализации проектной деятельности:
  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.
  • Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:
  • По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, групповой, фронтальный)
  • По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели; средней продолжительности (1-2 месяца); долгосрочные (учебный год);
  • По тематике и способам реализации: творческие, информационные, игровые или исследовательские.
  • Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».ЭТАПЫ ПРОЕКТА.1 этап – Выбор темы проекта.Формируется  проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка,  запросов  родителей, воспитатель - инициатор.  Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. 2 этап - Планирование. Воспитатель  помогает  в решении  задачи, используя  различные  методы:
  • «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
  • Планирование результатов проекта (конечный продукт)
  • Дети объединяются в рабочие группы, если проект коллективный.
  •                            3 этап - Реализация проекта. Воспитатель  организовывает деятельность детей в развивающей среде, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.  Дети формируют специфические знания,  умения,  навыки. 4 этап - Завершение проекта.Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям) продукт деятельности.             План работы воспитателя по подготовке проекта:
  • Определить цель проекта.
  • Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  • Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
  • Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
  • Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
  • Предложить домашние задания родителям и детям.
  • Реализовать проект.
  • Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки, газета  и др.)
  •  Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
  • Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет  усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения. Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.Используя в работе педагогическое проектирование,  реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений. 
    -