Публикации
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Автор: Пичуева Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Автор: Пичуева Наталья Владимировна
Консультация для воспитателей«Проектная деятельностьв ДОУ» Воспитатель : Пичуева Наталья Владимировна. 2025 г.Что такое проект?Проект – любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы.Метод проектов – это подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.Условия, необходимыедля успешной реализации проектной деятельности:Учёт интересов ребёнка. Деятельность без принуждения. Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания. Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы. Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества. Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом. Совместное с педагогом достижение цели. Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, групповой, фронтальный) По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели; средней продолжительности (1-2 месяца); долгосрочные (учебный год); По тематике и способам реализации: творческие, информационные, игровые или исследовательские. Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».ЭТАПЫ ПРОЕКТА.1 этап – Выбор темы проекта.Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. 2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:«Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Планирование результатов проекта (конечный продукт) Дети объединяются в рабочие группы, если проект коллективный. 3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в развивающей среде, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки. 4 этап - Завершение проекта.Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям) продукт деятельности. План работы воспитателя по подготовке проекта:Определить цель проекта. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.). Составить план-схему (с указанием сроков и результатов). Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.) Предложить домашние задания родителям и детям. Реализовать проект. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки, газета и др.) Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта). Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения. Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
