Публикации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор: Кузьмина Нина Геннадиевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор: Кузьмина Нина Геннадиевна
Использование ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на уроках историиКузьмина Нина Геннадиевна, учитель истории и обществознанияМБОУ «Турмышская СОШ»Аннотация. В публикации рассматриваются инновационные технологии обучения, которые активно используются на уроках истории. Внедрение этих технологий позволяет не только сделать процесс обучения более интересным и интерактивным, но и способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и самостоятельности у учащихся. Особое внимание уделено проектному обучению, методам использования цифровых технологий и игротехникам, а также роли работы с историческими документами. Использование таких технологий показывает, как инновации могут повысить мотивацию учащихся и улучшить результаты обучения.Ключевые слова: инновационные технологии, технология развивающего обучения, групповые технологии, цифровые технологии, проектное обучение, интерактивное обучение, игротехники. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Г.К. Селевко даёт научное обоснование понятия педагогической технологии, предлагает классификацию, в обобщённом виде показывает около 50 технологий. В тот перечень он включает, учитывая уровень применения, как общепедагогичекие, частно-предметные, так и локальные или модульные технологии.Технологии развивающего обучения В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии поиска и разработки. Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться. Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении даёт для развития прекрасную основу. При изучении одного и того же материала достигаются различные уровни развития – школьная жизнь даёт массу подобных примеров. Один и тот же урок может иметь различные результаты, что доказывает необходимость активизации познавательной деятельности учащихся. От этого зависит, насколько будут использованы развивающие возможности содержания. Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика. Так, на уроке в 7 классе по теме « Начало Реформации в Западной Европе (XVI в.)» учитель, опираясь на знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневековой Европы, раскрывает вместе с учениками причины Реформации и её сущность. Ученики сами пытаются ответить на вопрос: что такое реформация? Высказывают свои суждения и приходят к выводу самостоятельно.Групповые технологии Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребёнку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. Ученик – консультант имеет возможность актуализировать и конкретизировать свои знания по истории, которые приобретают гибкость и закрепляются при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть. Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам.Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение задний внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового задания. В заключительной части, на последнем этапе сообщается о результатах работы в группах, анализируется познавательная задача, делается общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Учитель предлагает группе дополнительную информацию. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например, урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать! Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость. Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, таблицы, диаграммы, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное. А также свои результаты работы представлять в виде опорных конспектов, что можно отнести к проектной работе.Еще одной инновационной формой работы является использование цифровых технологий. В наши дни уроки истории можно обогатить применением различных интерактивных платформ, которые позволяют организовать совместную работу, обмениваться информацией и тестировать знания в режиме реального времени. Например, на уроках можно использовать онлайн-карты и хронологические ленты для того, чтобы учащиеся могли лучше понимать взаимосвязь исторических событий и их временные рамки. Технологии виртуальной и дополненной реальности также открывают новые возможности для изучения истории. Учащиеся могут «погружаться» в исторические эпохи, видеть реконструкции известных мест и участвовать в виртуальных экскурсиях по музеям и древним памятникам, что делает обучение более наглядным и захватывающим.Не менее важным является использование исторических документов в обучении. Документальные источники помогают учащимся самостоятельно интерпретировать факты, формировать собственное мнение и анализировать первоисточники. Например, на уроках можно предложить ученикам анализировать тексты договоров, писем, мемуаров и других исторических свидетельств. Такой подход не только углубляет знания о конкретных периодах, но и способствует развитию критического мышления, поскольку школьники учатся видеть различные точки зрения и оценивать достоверность информации.Игротехники — это еще один эффективный инновационный метод обучения на уроках истории. Ролевые игры, дебаты, симуляции исторических событий помогают школьникам не только лучше запомнить материал, но и осмыслить его в контексте реальных жизненных ситуаций. Например, можно провести урок в формате «судебного процесса», где учащиеся будут представлять участников известных исторических событий, защищая их действия или, наоборот, критикуя. Это способствует формированию навыков аргументации и учит школьников выражать свои мысли и защищать свою точку зрения. Для развития творческих способностей и познавательной активности на уроках истории можно применять метод разборов кейсов. Учащимся предлагаются исторические ситуации с недостающей информацией, которую они должны восполнить на основе анализа источников. Это учит их рассматривать события с разных сторон, выдвигать гипотезы и принимать решения в условиях неопределенности. Примером может служить работа с историческим кейсом, где школьники в группах обсуждают, каким образом определённое решение государства могло повлиять на ход дальнейших событий, анализируют экономические и политические последствия.Таким образом, используя инновационные методы обучения на уроках истории, учителя могут не только повысить уровень знаний учащихся, но и подготовить их к самостоятельной и аналитической работе в будущем. Важно создавать условия, при которых каждый ученик сможет активно участвовать в процессе обучения, развивать свои способности и интерес к истории.Список использованных источников и литературы1. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образовании // История. 1994. № 45; он же. Нужен ли школе учебник истории? // История. 1997. № 25.2. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. 1999. № 1.3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. – 303 с.4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М. Интор, 1996.5. Корнеев И. К. Информационные технологии: учебник / И.К.Корнеев, Г.Н.Ксандопуло, В.А.Машурцев. – М.: Проспект, 2009. – 224 с6. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – С. 109, 1107. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 20118. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская [и др.] / под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С.Кукушина. – Серия Педагогическое образование. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2002. – 456 с.11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.37-43.
