Публикации Логоритмические игры и упражнения для детей дошкольного возраста с ЗПР в коррекционно-развивающей работе учителя - логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логоритмические игры и упражнения для детей дошкольного возраста с ЗПР в коррекционно-развивающей работе учителя - логопеда
Автор: Липшина Ольга Андреевна

Логоритмические игры и упражнения для детей дошкольного возраста с ЗПР в коррекционно-развивающей работе учителя - логопеда
Логопедическая ритмика — является одновременно корекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. В основе разработки технологии Логоритмика лежит теория и методика Г.А. Волковой. Цель технологии – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Технология, которая сочетает в себе музыкальные и речевые активности, направленные на развитие речевых навыков, слуха, моторики и координации у детей. Особенное внимание следует уделять дошкольникам с задержкой психического развития (ЗПР), так как они нуждаются в помощи для освоения этих навыков. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах компенсирующей направленности для детей с сочетанными нарушениями, в том числе с ЗПР, зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. В нашем детском саду взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя проходит на логоритмических занятиях.
Логоритмические занятия дарят детям общение и радость, на положительных реакциях дети незаметно учатся говорить правильно, лучше и быстрее усваивают материал, развиваются интеллектуально, физически и психически.
В данной статье представляем логоритмические игры и упражнения, которые можно использовать в совместной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Цели логоритмических игр
1. Развитие речевых навыков.
2. Формирование музыкального слуха.
3. Улучшение мелкой и крупной моторики.
4. Создание комфортной и дружелюбной атмосферы для обучения.
Игры и упражнения
1. Игра "Повторяй за мной"
- Цель: Развитие слухового восприятия и моторики.
- Описание: Учитель - логопед показывает простые движения (похлопывание ладошками и кулачками) и произносит ритмичные фразы. Дети повторяют за ним. Затем, усложнение: музыкальный руководитель добавляет игру на музыкальных инструментах.
2. Упражнение "Звуки природы"
- Цель: Развитие фонематического слуха.
- Описание: Музыкальный руководитель воспроизводит звуки природы (шумы дождя, ветер, птицы) и предлагает детям сымитировать их, используя шумовые инструменты (барабаны, ксилофоны). Затем учитель - логопед предлагает детям описать, что они почувствовали.
3. Игра "Музыкальные шаги"
- Цель: Координация движений и развитие чувства ритма.
- Описание: Под музыку дети выполняют различные шаги (например, "шаги как мишки", "шаги как зайцы"). Музыкальный руководитель задавёт новый ритм или темп, а учитель - логопед помогает, чтобы дети могли адаптироваться к изменениям.
4. Упражнение "Сказки с движениями"
- Цель: Развитие речи и активизация воображения.
- Описание: Чтение коротких сказок с вовлечением детей в действие. Например, во время рассказа о зайце, дети могут прыгать, как зайцы, или делать кинезиологические движения "ухо" и "нос". Это помогает детям связать движение с речью. Затем эта сказку проигрывают с музыкальным руководителем в зале.
5. Игра "Эхо"
- Цель: Развитие слухового восприятия и памяти.
- Описание: учитель - логопед произносит фразы с определённым ритмом и интонацией, дети повторяют. Игра может быть усложнена за счет добавления новых слов или фраз, и с использованием музыкальных инструментов.
6. Упражнение "Наши чувства"
- Цель: Эмоциональное развитие и самовыражение.
- Описание: Под музыку дети должны выразить свои эмоции через движения с помощью карточек (радость, грусть, удивление) В конце каждого упражнения дети могут рассказать или показать, что они чувствовали в процессе.
Логоритмические игры и упражнения играют важную роль в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Они помогают развивать не только речевые и музыкальные способности, но и эмоциональную сферу детей. Использование технологи логоритмика в дошкольном образовании способствует созданию комфортной среды для обучения и развития. Важно помнить, что каждое занятие должно быть не только полезным, но и интересным для детей.
-