Публикации
Использование воспитательного потенциала в процессе формирования духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование воспитательного потенциала в процессе формирования духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.
Автор: Багаева Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование воспитательного потенциала в процессе формирования духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.
Автор: Багаева Светлана Николаевна
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение«СШ N6 г. Снежное»Использование воспитательного потенциала в процессе формирования духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности. Подготовила Багаева Светлана Николаевна, учитель ГБОУ «СШN6 г. Снежное», ДНР2024 – 2025 уч. ГодИспользование воспитательного потенциала в процессе формирования духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.«Я твердо верю в могучую силу воспитания - в то, во что верили Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги.»Сухомлинский В.А. Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом, так считал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Поэтому и в нашем обществе одной из актуальных социально-педагогических задач школы стоит: воспитание патриотизма. Российская школа призвана воспитывать свободных и ответственных граждан, любящих свою Родину. Свободных на добро и жертвенных по отношению к Отечеству. В современном обществе встает проблема о том, как донести до детей патриотические ценности в современное время, когда идеалы соборности, альтруизма, самопожертвования в основном отстаивает только православная Церковь, а другие социальные институты гражданского общества делают все для того, чтобы детей увести подальше от патриотических ценностей. И вот проблема: может ли современный учитель донести до детей высшие ценности патриота? Возможности школьного учителя в воспитании патриотизма очень ограничены. Что же может сделать современный учитель в этом направлении? Мне вспоминается притча про воробья, которого орел спрашивает, что он держит в своем клюве? Тот отвечает, что вселенную. Именно осознание вселенности в слове, которое несет учитель ученикам и ответственности за сказанное, лежит в основе конструктивной деятельности педагога. Не секрет, что современный школьные программы по истории знакомят обучающихся с Великой Отечественной войной только в 9 классе. Если в школе внеклассные мероприятия не будут нацелены на поддержание исторической памяти о подвиге советского народа, то современный ученик до 14-15 лет рискует не получить целостных знаний о Великой Победе. В таком случае гигантский пласт исторического наследия, который имеет Россия в своем духовном арсенале, рискует оказаться невостребованным как раз тогда, когда в ребенке уже формируются его духовные ценности. У нас в России есть прекрасный воспитывающий материал, которым я пользуюсь в своей работе классного руководителя, но я стараюсь донести и до семей и родителей обучающихся, те знания которыми они могут пользоваться в процессе воспитания, в каком бы возрасте не находился ребенок, будь то самая верующая семья, воцерковленная или неверующая. Великая Победа в Великой Отечественной войне остаётся для нас символом духовного величия России, который нужно передавать грядущим поколениямИстория Великой Отечественной войны - это алмаз, который может украсить любого человека, если он начинает на него опираться. Одно страшит, что этот драгоценный камень пытаются похитить из нравственной копилки и лишить будущие поколения исторической памяти. Есть одно замечательное выражение: «Мы выиграли вторую мировую войну, но мы начисто проиграли свою историю».Любовь к Отечеству — чувство, столь же естественное для человека, как и любовь к матери, — должно воспитываться с детства. Для того чтобы стать ответственным гражданином, понимающим свои обязанности, а не только права, школьнику необходимо научиться чувствовать сопричастность судьбам своей Родины: научиться любить и ценить ее прошлое, быть ответственным за ее настоящее, верить в ее великое будущее. Служение Родине должно стать для него делом совести, чести, долга, любви. Если современной школе удастся воспитать эти качества, то многие проблемы нашего общества (экономические, демографические, нравственные и др.) будут решены. Невозможно привить любовь к тому, чего человек не знает, нельзя убедить защищать то, что человек не ценит, невозможно ценить то, с чем человек никак не соприкасался и никогда не был связан. Широкие возможности для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся предоставляют лекции, беседы, тематические уроки. Среди таких тем: «Детство, опалённое войной», «Тыл — фронту», «Полководцы Великой Отечественной» и другие.Уроки мужества, проводимые в школе. Все то, что используем во внеурочной деятельности:-АКЦИЯ «Во славу Отечества»;-классные часы; - в репертуар хора обязательно включены песни патриотического характера;- результаты работы хора – призовые места во Всероссийском конкурсе «Поют дети России»;- посещения школьного музея; - результаты посещений отражаются в сочинениях «На кого я хочу быть похожим».; -письмо ветерану, -Бессмертный полк, -семейные традиции 9 мая - и лучше всего начать с добрых традиций. Самое главное, чтобы ребенок понял, что день Победы – это день настоящей любви, которая не мыслима без самопожертвования. Семья может ничего не говорить о любви, она должна явить ее -всем. Чтобы она не делала в это святой для нашей страны день. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков – значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. Не зря говорят: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Говоря о духовных ценностях, необходимо вспомнить и о великом патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, разделившей со своим народом все тяготы этой войны. Не зная этих героических страниц родной истории, трудно понять, почему наш народ сумел победить превосходящие силы грозного врага. Безусловно, для достижения Победы крайне необходимы были и танки, и самолёты, и другая боевая техника. Однако главным условием достижения Великой Победы явились те высокие духовно-нравственные качества нашего народа, без которых одолеть фашизм было бы невозможно. Однако, к великому сожалению, до сих пор в школьных учебниках по истории России почти ничего не говорится об этих духовно-нравственных условиях Великой Победы, как и о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Эти славные страницы родной истории остаются неизвестными и большинству наших сограждан. Поэтому дело сохранения исторической памяти должно идти не только сверху на уровне страны, но и снизу - с семьи, начальной школы, Воскресной школы. Были организованы посещения храма Иоанна Богослова, ребята всегда рады встречам с настоятелем храма протоиреем, отцом Валерием (В.Щегельский). Дети знакомятся с историей храма, с ними ведутся духовно-просветительские беседы, а главное эта программа ведет их по пути воцерковления и познания веры православной, ее истоков. Данные беседы помогают детям ориентироваться среди добра и зла, определять правильные ли поступки они совершают, ориентироваться в семейных ценностях. В ходе бесед дети задают вопросы батюшке, по тем вопросам, что их интересует, по заповедям, спрашивают совета, как повести себя в той или иной ситуации. Душу народа определяют по его делам. Она находит свое отражение в традициях. Если живы традиции, то жива и Россия. Так давайте же традиции создавать, соединяя школу и семью, дом. Существует притча о юноше и морских звездах: «На берегу морского залива лежало много морских звезд. Их было десятки тысяч. Один юноша все время бросал их в море. Случайный прохожий окликнул его вопросом: зачем он это делает? Юноша ответил, что, если он этого не сделает, завтра они погибнут, так как будет отлив моря. - Разве ты всех спасешь?- Нет. Всех не смогу, но помогу хотя бы некоторым.» Учитель в современной школе напоминает ныне этого юношу. Во времена гигантского отлива духовности и прилива безобразия он старается помочь хотя бы некоторым. Да, он не спасет всех, но его старания, могут быть полезными для тех, кто хочет жить в духовной среде.И закончить своё выступление я хочу словами Сухомлинского: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.
