Публикации
Инновационная деятельность учителя иностранного языка как один из критериев повышения качества образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность учителя иностранного языка как один из критериев повышения качества образования
Автор: Бочкова Наталия Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность учителя иностранного языка как один из критериев повышения качества образования
Автор: Бочкова Наталия Юрьевна
Муниципальная казённая общеобразовательная организация«Антроповская средняя школа»Антроповского муниципального района Костромской области«Инновационная деятельность учителя иностранного языка как один из критериев повышения качества образования»Выполнил учитель немецкого языка Бочкова Наталия ЮрьевнаАнтропово2020-2021уч.год.ПланАктуальность. Технология обучения учащихся в современном образовательном процессе. Вывод Актуальность. Современный педагог – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в образовательном учреждении, но и за его пределами. Среди педагогических функции одно из немаловажных мест занимает инновационная. Инновационная профессионально – педагогическая деятельность представляет собой продуктивную деятельность, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных проблем и высокий уровень развития профессиональных компетенций.На сегодняшний день основным вопросом модернизации образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В современных условиях, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования возникла необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения школьного образования нового поколения, которое будет направленно на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников школьных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап.В педагогике «инновационная деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. Это «целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно – воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога».От педагогов зависит то, какие условия будут созданы в школе, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив школы играет важную роль в становлении личности детей. И в то же время способность учителей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик педагога. На сегодняшний день предъявляются достаточно высокие требования к содержанию инновационной деятельности учителей. Учителю сегодня следует не только продемонстрировать использование новых моделей обучения и воспитания, но и обосновать педагогическую целесообразность их применения. В условиях модернизации современного общества инновационный тип обучения направлен на формирование личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, с которыми сталкивается как отдельный человек, так и общество в целом. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь личности сформировать такие навыки и умения, с помощью которых она могла бы не только познавать мир, но и способна его преобразовывать.Технология обучения учащихся в современном образовательном процессе Одним из важных направлений педагогической инновации являются и внедрение новых педагогических технологий. В процессе обучения задача учителя - помочь ученику технологически выстроить познавательную деятельность, индивидуальную траекторию своего обучения в соответствии с международными и государственными образовательными стандартами. Технология обучения ориентирована на ученика, как субъекта познавательной деятельности, иными словами, главное в педагогической технологии - структура и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся, а не педагогическое воздействие учителя.Образовательный стандарт второго поколения предполагает необходимость перехода от стихийной учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования. В современном образовании задача учителя заключается в том, чтобы правильно подготовить необходимую технологию учения и предложить её обучающимся, руководствуясь при этом целями обучения, особенностями изучаемого предмета и учебными возможностями обучающихся.Иностранный язык, как одно из средств познания и общения окружающего мира, занимает особое место в системе современного образования и выполняет огромную роль в формировании личности. Именно с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в школе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделю те, которые я использую на своих уроках в рамках ФГОС: игровые здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, тестовые технологии, и наиболее эффективная - проектно-исследовательская.В начальной школе в процессе обучения детей немецкому языку использую ролевую игру с элементами соревнования, потому что игра способствует развитию памяти, внимания; воспитывает толерантность, уважение к товарищам по команде, чувство сопереживания, дух коллективизма. При этом используется не только сюжетно – ролевая игра, но и подвижные игры, в которых может обрабатываться разнообразный языковой материал.На своих уроках применяю фонетические, грамматические, лексические, орфографические игры, где развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке. В практике необходимо использовать музыкальные, танцевальные, изобразительные возможности. Однако в ИЗО деятельности это должен быть не просто рисунок на тему, а тренировка детей в обладании языковым материалом. Песни не должны рассматриваться как украшение на уроке. Они являются учебными, в них содержится лексически и грамматический материал. Воспроизводя, инсценируя песни, сказки на иностранном языке, ученик приобщается к культуре страны. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Среди многочисленных «школьных» факторов риска, негативно воздействующих на здоровье учащихся, следует отметить перегруженность школьной программы, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся и отсутствием индивидуального подхода, авторитарный стиль преподавания, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, а также низкий уровень культуры здоровья учащихся и их неграмотность в вопросах здоровья.Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя речевую зарядку как форму введения учеников в атмосферу иноязычного общения. Также следует отметить использование физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности и предупреждения утомления учащихся. Еще одним средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку, является игра, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.Для активизации проектной деятельности творчески использую различные формы уроков (ролевые игры, уроки-зачеты) и формы работы с детьми (работа в группе, в паре и индивидуально). Работа с проектом - процесс творческий: рисунки, сочинения, наблюдения, презентации, создание портфолио личных достижений. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-либо проблемы. Для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Уже в начальной школе ребята работают со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. В среднем и старшем звене мы с обучающимися усовершенствуем навыки, полученные в начальной школе.Проектно-исследовательская работа обеспечивает формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию в разных областях знания. Эта технология считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень. Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал Интернет-ресурсов. В процессе проектной деятельности обучающиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями обучающихся и их практической деятельностью. Все это создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Вывод. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным. Инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. Их применение не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
