Публикации
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
Автор: Филиппова Венера Маратовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
Автор: Филиппова Венера Маратовна
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности ребёнка с ОВЗ, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, успешной пройти процесс социализации. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей с ОВЗ. В процессе творческой деятельности у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка с ОВЗ.Дети с ОВЗ испытывают сложности и ограничения в различных видах деятельности, не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Окружающий мир кажется им пугающим и опасным, что оказывается серьёзным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.Развитие творческих способностей детей с ОВЗ – процесс, требующий осторожности и деликатности. Поэтому целью учителя является помощь ребёнку с ОВЗ научиться владеть языком искусства как средством ориентации в окружающем мире природы.Особенности работы с детьми с ОВЗ по развитию творческих способностей связаны со спецификой их заболеваний. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений. Нарушение слуха (глухие и слабослышащие), нарушение зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушения интеллектуального развития, нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч. аутизм), комплексное нарушение развития, при котором дети имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП).Важной целью занятий является привитие навыков работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, научить фантазировать, мыслить самостоятельно. Не меньшее значение имеет придание детям с ОВЗ уверенность в себе и развитие индивидуальных способностей.Основная идея программ развития творческих способностей у детей с ОВЗ - создание комфортной среды общения, коррекция и развитие способностей, творческого потенциала детей. Занятие творчеством в различных формах призвано стимулировать развитие у детей с ОВЗ изобразительных, технических, художественно-конструкторских способностей и творческой инициативы.В процессе занятий творчеством под руководством педагога развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (амплитуда, сила, скорость и точность движений рук), зрительно-двигательная координация, память, внимание, воображение. При этом активно развивается речь ребёнка, обогащается словарный запас. В целом развиваются коммуникативные навыки. Всё это способствует активизации трудовых навыков, что оказывается основой социализации ребёнка с ОВЗ.Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ направлено на их интеграцию в общеобразовательную систему, систему духовно-нравственного, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, укрепить здоровье.Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ необходимо применять следующие формы внеклассной работы.Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка творческой деятельности при помощи беседы с педагогом, подготовку творческих проектов, сольных выступлений.Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой деятельности. Необходимо добиться того, чтобы дети осознавали результат своей деятельности.Важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность заключается в его успешной социализации, возможности реализовать социальные, духовно-нравственные, эстетические и физические потребности. Учащиеся ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» имеют возможность проявлять и реализовывать свой творческий потенциал на уроках изобразительного искусства, ритмики, музыки.В ходе работы педагоги постоянно находят новые, оригинальные способы и приёмы мотивации и включения детей с ОВЗ в творческую деятельность. Все занятия строятся с учётом возрастных, психофизических особенностей учащихся, их личностных качеств, а также индивидуальных особенностей. Учащиеся ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» регулярно принимают участие в городских и всероссийских творческих фестивалях, конкурсах, выставках, получают дипломы, грамоты, занимают призовые места.Таким образом, развитие творческих наклонностей – это важное направление в процессе воспитания и развития детей с ОВЗ.
