Публикации Программа элективного курса "Искусство слова"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа элективного курса "Искусство слова"
Автор: Коновалова Лариса Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 284 городского округа закрытое административно-территориальное образование город Островной Мурманской области»«Рассмотрено» «Утверждено» Приказ № Руков. МО Директор школы « » 20___ г Протокол № от Рабочая программа элективного курса«Искусство слова» «Согласовано» Программа разработана учителем Зам. директора по УВР русского языка и литературы первой категории Коноваловой Ларисой Владимировной --------------- «» августа 20 гПринято к реализации педагогическим советом МБОУ « СОШ № 284 ГО ЗАТО город Островной Мурманской области»Протокол от «» августа 20 г.202.. – 202.. учебный год1.Пояснительная запискаРабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство слова» для учащихся 9 класса составлена в соответствии с:
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 в редакции приказа от 31.12.2015г. №1577;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016г. №637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
  • Программа разработана на основании:
  • основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ » г.Печора, п.Каджером;
  • положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности МОУ «СОШ » г.Печора, п.Каджером»;
  • и представляет собой дополнительный внеурочный курс по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках образовательной области «Филология» с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ » г.Печора, п.КаджеромНаправление программы – общекультурное. Программа разработана на основании результатов изучения образовательных потребностей учащихся и рекомендована учащимся 9 классов. Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и рассчитана на 34 часа. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству классической русской и зарубежной литературы. Понимание школьниками художественного текста зависит от того, насколько они подготовлены к восприятию, истолкованию и оценке произведения, поэтому необходимо активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развивать их литературный вкус и читательские умения. Ввиду того, что у обучающихся зачастую возникают трудности в определении изобразительно-выразительных средств языка, а также объяснения роли тропов в художественном произведении, данная программа направлена на освоение учащимися основ художественного слова, обучение анализу произведения с точки зрения его художественных особенностей, создание собственных произведений. Цель программы – развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи: - углубление и расширение знаний учащихся по различным аспектам литературного творчества; -развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения; -формирование читательской компетентности, умения самостоятельно интерпретировать художественный текст; - воспитание любви к литературе;- развитие интереса к литературному творчеству;- создание собственных произведений.Содержание курса включает материал повышенного уровня сложности по следующим темам: «Способы выражения сравнений», «Цветопись», «Тропы и фигуры речи», «Аллегория», «Символ», «Литота», «Звукопись», «Нелинейный синтаксис» - и позволяет учащимся овладеть более высоким уровнем достижений, соответствующим блоку планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться», а также личностных и метапредметных планируемых результатов, в том числе развития ИКТ-компетентности, проектных и исследовательских умений.Для проведения занятий предполагается использовать различные виды деятельности и формы работы:
  • творческая мастерская,
  • творческая лаборатория,
  • научно-исследовательская работа,
  • самостоятельная работа,
  • круглый стол,
  • викторина,
  • конкурс,
  • игра,
  • работа с печатными изданиями,
  • работа с электронными источниками и др.
  • Практическим применением результатов реализации программы для учащихся могут стать: - выполнение различных заданий на уроках русского языка и литературы; - написание сочинений (интерпретация художественных произведений; комплексный анализ текста; сопоставительный анализ произведений); - участие в предметных олимпиадах; - участие в творческих конкурсах; - участие в конференциях; - подготовка к ОГЭ по литературе и русскому языку.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельностиВ результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Искусство слова» формируются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Личностные результаты: - готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; - развитость творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; -способность к самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;- потребность в общении с художественными произведениями; -сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). Оценка данных личностных результатов осуществляется неперсонифицированно один раз в год в конце изучения курса в ходе проведения психолого-педагогических исследований и наблюдения за поведением учащихся при подготовке и защите итогового проекта, научно-исследовательской работы. Метапредметные результаты3.Контроль и оценка деятельности: Текущий контроль осуществляется путём выполнения практических упражнений после изучения каждой темы, промежуточный контроль осуществляется путём выполнения проверочной работы, задания которой направлены на проверку как теоретических знаний, так и на выявление уровня сформированности практических умений. Итоговый контроль предполагает выполнение итоговой практической работы, тестовых работ в формате ЕГЭ, защиту творческих и исследовательских работ (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентации этих работ в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация).  Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Предметными результатами являются: - осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; - восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; - развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции; - овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., -формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Учащийся научится: - находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; -выявлять особенности языка и стиля писателя; - выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; - выявлять и осмыслять характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; - собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, написания сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта или научно-исследовательской работы на заранее объявленную или самостоятельно/ под руководством учителя выбранную тему; - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; - выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться системой поиска в Интернете. В соответствии с рекомендациями ФГОС основного общего образования читательское развитие школьников, обучающихся в 9 классах, соответствует второму уровню сформированности читательской культуры, у которых только появляются признаки третьего уровня, характеризуемого умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.
  • Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно- исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
  • определите позицию автора и способы ее выражения;
  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
  • озаглавьте предложенный текст, в случае если у литературного произведения нет заглавия;
  • напишите сочинение-интерпретацию;
  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами).
  • Курс внеурочной деятельности «Искусство слова» позволяет дать обучающимся «инструменты» для «распаковки» смыслов художественного текста в виде овладения ими специфическими художественными средствами литературных произведений.3.Содержание программы курса4.Тематическое планирование.Календарно-тематическое планирование курса «Искусство слова» в 9классе5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Учебно-методическое обеспечение:1.Шaбaнoвa H.A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв - Интa, Pecпyбликa Koми, 2008 г.2. Бeлoкypoвa C.П. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв - CПб, 2005 г. 3.Kнигин И. A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв - Capaтoв, 2006 г. 4. Краткая литературная энциклопедия. М., 1964.5. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 19636. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах.-М.,1993. 7.Меркина Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. М.: ООО ” ТИД “ Русское слово - РС “, 20078.Новиков Л.А. Искусство слова. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.9. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя/Авт.- сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев.- М.: Дрофа, 2001.10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 198411.Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учебное пособие. М., 1990.12.Бадаев А.Ф. Поэтическая графика как категория текста: постановка проблемы // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 13–27. 13. Балахонская Л.В. Коммуникативно-прагматический аспект функционирования окказионализмов в рекламе // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы Междунар. науч.-метод. конф. /Отв. ред. В.Д. Черняк. СПб., 2001. С. 201–20514. Белошапкова В.А. Коммуникативная организация предложения // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой: 2–е изд., испр. и доп. М., 1989. С. 715–718.15. Блинова О.И. Новый прием подачи газетных заголовков // Антропотекст-1: Сборник статей / Отв. ред. Л.Г. Ким. Томск, 2006. С. 10–14.16. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: текст лекций. – Красноярск, 1988.Информационное:1."Стихи.ру" - коллекция современной русской поэзии 2.Стихи русских поэтов: 3.Произведения русских классиков и современных писателей:Материально-техническое оснащение:Приложение 1Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся  Критерии оценки публичного выступления (презентации, доклада):Карточка самооценки и взаимооценки презентации научно-исследовательской работыОбщие результаты диагностики оценки метапредметных регулятивных и коммуникативных учебных действий По результатам диагностики уровень сформированности коммуникативных и регулятивных действий определяется следующим образом: Достижение базового уровня фиксируется при выполнении двух условий: 1) по всем позициям регулятивных действий, кроме любой одной, 1 балл или более; 2) по всем позициям коммуникативных действий, кроме любых двух, 1 балл или более. Для достижения повышенного уровня необходимо получить: 1) 10-12 баллов за регулятивные действия; 2) 8 баллов и более за коммуникативные действия при условии, что по всем позициям получен 1 балл или более; Если же полученные результаты не соответствуют требованиям базового уровня, то фиксируется уровень ниже базового.Результаты выполнения групповых работ по отдельным действиям В таблице 1 представляются результаты оценки регулятивных действий по элементам проектной и научно-исследовательской деятельности. Таблица 1В таблице 2 представляются итоги оценки планируемых результатов основной образовательной программы из раздела «Коммуникативные учебные действия».Таблица 2Выводы По результатам итоговой диагностики метапредметных (коммуникативных и регулятивных) умений в проектной и учебно-исследовательской деятельности выявлено, что коммуникативные и регулятивные учебные действия сформированы у ______ на базовом (или выше базового) уровня.Лист самооценки Название группы ___________________________________________ Фамилия и имя _________________________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь × вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
  • Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
  •  А. Да, все работали одинаково.  Б. Нет, работал только один.  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. 2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?  А. Работали дружно, ссор не было.  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3. Тебе нравится результат работы группы?  А. Да, все получилось хорошо.  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.  В. Нет, не нравится. 4.Оцени свой вклад в работу группы Ο.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Почти все сделали без меня Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получиласьУтверждено на заседании МО учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ № 7» г.Ухта, пгт Шудаяг (протокол №1 от 03.09.2008) Критерии оценки выразительного чтения учащихся Оценка «5» ставится за соответствие чтения следующим критериям: - понимание текста, осознанность чтения (умение передать мысли и чувства); - техника чтения (темпо-ритмическое разнообразие, интонирование, дикционная четкость); - культура произношения; - знание текста (при заучивании наизусть). Оценка «4» ставится, если чтение учащегося соответствует тем же требованиям, что и для оценки «5», но встречаются 1-2 случая неправильного интонирования, 1 нарушение орфоэпических норм или 1-2 искажения содержания текста (при чтении наизусть). Оценка «3» ставится, если учащийся читает несколько монотонно, допускает 3-4 случая неправильного интонирования, 2-3 случая нарушения орфоэпических норм или 3-4 искажения содержания текста (при чтении наизусть). Оценка «2» ставится за неосознанное, механическое чтение текста, за 4 и больше нарушений орфоэпических норм, за 5 и больше случаев искажения содержания текста или незнание текста (при чтении наизусть).Приложение 2Дидактический материалПлан интерпретации стихотворения1. Кто поэт, как называется стихотворение? Имеет ли оно посвящение, адресата?2. Когда оно написано, связано ли с событиями в обществе или в личной жизни автора?3. Каковы жанр, принадлежность к литературному направлению и основной мотив-настроение?4. Тема и идея произведения. Является ли замысел писателя очевидным или скрытым, требующим разгадки?5. Какие события, картины, образы созданы в стихотворении и как они композиционно связаны (противопоставлены, последовательны…)6. Литературные изобразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы, литота). Выразительность синтаксиса.7. Близки ли читателю мысли и переживания, отражённые в стихотворении, или они вызывают желание поспорить, искать ответ в других произведениях?План интерпретации прозаического произведения1.История создания произведения.2. Жанр произведения.3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль. 6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).7. Художественные особенности.а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.б) Художественные приёмы.- Портрет.- Интерьер.- Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).- Роль художественных деталей для характеристики героя.8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.Проверочная работа № 1I.Закончите фразу:1. Образные слова, которые замещают название жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл – это…2. Условное изображение отвлеченного понятия, явления при помощи конкретного жизненного образа – это…3. Употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами – это…4. Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами – это …5. Образное сопоставление предмета, понятия или явления с другим, подобным первому – это…6.Эпитет- это…7. Образная передача тончайших оттенков цвета и живопись не красками, а словами – это…II.Соотнесите номера тропов с отрывками из художественных произведений, в которых они используются.1.Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят,- Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Ф.И.Тютчев2.Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна… А.С.Пушкин3.Он вьётся ручьём серебристым, Он брызжет фонтаном огнистым, Он льётся кипучей рекой. П.П.Ершов4.Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило… «Слово о полку Игореве»5.Вопреки предсказанию…погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звёзд чудными узорами сплетались… М.Ю.Лермонтов6.Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят – что ж, По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь. В.В.Маяковский7.На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая… «Слово о полку Игореве»8.- Откуда берётся звук флейты? - Из воздуха. - Но ведь я всё время в нём – и ничего. - А ты найди своё место, и воздух удивится, что ты есть… Ю. Кононенко9.Ой, уж где вы, добрые молодцы, Вы потешьте царя нашего батюшку! М.Ю.Лермонтов10.Не умер только тот, Чей отклик есть в других,- Кто в этом мире жил Не только жизнью личной! Н.А.Морозов11.Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился… А.С.Пушкин12.Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Весёлый праздник именин. А.С.Пушкин13.Летели дни, крутясь проклятым роем… А.Блок14.Тем я несчастлив, добрые люди, Что звёзды и небо – звёзды и небо! А я – человек… М.Ю.Лермонтов15.Пароходик, жуком лежавший далеко внизу… давал последние гудки. И.Бунин16.И Бог заплачет над моею книжкой! Не слава – судороги, слипшиеся комом… В.В.Маяковский17.В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос А.Блок18.Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слёзы,- То слёзы бедных матерей! Н.А.Некрасов19.Заплакав, гуси даль пронзают. Звенит осинник в синь дождей. И в честь его себя сжигают Рябины по России всей! Т.Смертина20.Я стремлюсь к роскошной воле, Мчусь к прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне. А.Блок1.Эпитет. 2.Сравнение. 3.Олицетворение. 4. Метафора. 5. Аллегория. 6.СимволПроверочная работа № 2I.Продолжите фразу:1.Литота-это…2.Гипербола-это…3. Замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину – это…4.Ирония-это…5.Замена названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевается какая-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное – единственным – это…6. Замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении – это…II.Укажите знаком «-» ошибки в определении тропов в приведённых отрывках, напишите правильный ответ.1.Им выпало двадцатилетним,- литота Броне чужой наперерез Шагнуть на рубеже последнем С винтовками наперевес. К.Ваншенкин2.И в дом его со ставнями резными гипербола По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин – то не просто имя,- России стихотворная душа. Т.Зубкова3.Двоекуров был человек передовой и серьёзный. ирония Деятельность Двоекурова была плодотворной: он ввёл мёдоварение и пивоварение, потребовал употреблять горчицу и лавровый лист… М.Е.Салтыков-Щедрин4.Гляди, Кремль-то наш, нигде такого, перифраз нет…А башни-то каки, с орлами! И татары жгли, и поляки жгли, и француз жег, а наш Кремль всё стоит. И довеку будет. И.С.Шмелёв5.К чему поэту пьедистал? синекдоха Не вечен камень пьедестала. Суть в том, кем для России стал Кудрявый правнук Ганнибала. Т.Кузовлёва6.Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему литота светят окна дома. И.Бунин7.Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; метонимия там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. М.Е.Салтыков-Щедрин8.- А кто виноват? Кто над родительским благословлением надругался? ирония Сам виноват, сам именьице-то спустил! А именьице-то какое было: кругленькое, превыгодное, пречудесное именьице! Вот кабы ты повёл себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал. М.Е.Салтыков-Щедрин9.В сто сорок солнц гипербола Закат пылал, В июль катилось лето. В.В.Маяковский10.В лесу раздавался топор дровосека. литота Н.А.Некрасов11.Здесь вы встретите такие талии… тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки… Н.В.Гоголь метонимияПроверочная работа № 3I.Продолжите фразу:1. Обороты поэтической речи, в которых для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия - это…2. Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого – это…3. Расположение по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально – смысловой значимости – это …4. Однородное синтаксическое построение предложений или их частей – это…5. Повторение начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи – это…6. Выразительное повторение слов или выражений в конце текста, подчеркивающих какую-нибудь мысль – это…7.Расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики – это…8.Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном – это…II.Определите, какие изобразительные средства языка использованы в данных отрывках.1.Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет (Лёд)2.Бубнов. Мм…Любят врать люди…Ну, Настька…дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать…вот и душу хочет подкрасить…румянец на душу наводит…А…другие – зачем? Вот – Лука, примерно…много он врёт…и без пользы для себя…Старик уже…Зачем бы ему? А.М.Горький3.Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе, - Тот же вечный прибой и отбой, Тот же всё призрак тревожно-пустой. Ф.И.Тютчев4.Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихой болью Что-нибудь вспомнить из прошлых лет. С.Есенин5.Никакими словами, никакими стихами, Ни молчаньем, ни криком – ничем Не расскажешь о том, что ты слышишь ночами, Когда неподвижен и нем. В.Смоленский6.За всех людей – моё моленье, За всех зверей – моя мольба, И за цветы, и за каменья, И за плоды, и за хлеба В.Диксон7.Наташа. Идти некуда…я знаю…думала…Только вот…не верю я никому…А идти мне – некуда… А.М.Горький8.Когда всходит месяц – звёзды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью; А которая в тучку прячется, Та стремглав на землю падает… М.Ю.Лермонтов9.Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. А.С.Пушкин10.И поняла, что клятвы не нарушу, А захочу нарушить – не смогу, Что я вовеки не сбрешу, не струшу, Не сдрейфлю, не совру и не солгу. Б.Слуцкий11.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. С.Есенин12.Мы не умрём мучительною жизнью, Мы лучше верной смертью оживём. В.Высоцкий13.Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча… С.Есенин14.В мешках ли, в закрома ли – всё равно – Живёт и дышит малое зерно. Придёт зима, в полях замёрзнет грязь, Оно заснёт, до срока притаясь. Но тотчас же очнётся ото сна, Едва в поля воротится весна. И будет всё…И из глубин борозд Оно поднимет всходы в полный рост! О, сердце! Ты с тем зёрнышком сродни, Когда слова людские холодны, Сожмёшься ты…Но оживаешь вновь От первых же радушных чьих-то слов! Г.Ефимов15.Одров я вижу длинный строй Лежит на каждом труп живой… А.С.Пушкин16.Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господь не пошлёт! Н.А.Некрасов17.Всё моё, сказало злато; Всё моё сказал булат. Всё куплю, сказало злато Всё возьму, сказал булат. А.С.Пушкин18.В печь несут – жидко, горячо; Из печи несут – густо, холодно. (Кисель) Итоговая проверочная работа.I.Соедините прямыми линями номера изобразительных средств и отрывки, в которых они использованы.1.В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: 4 Одну молитву чудную Твержу я наизусть М.Ю.Лермонтов2.Куда ж мы уходим, Когда за спиною бушует весна? 3 Чего ж мы уходим, Когда над землёю бушует весна? Б.Окуджава3.Люблю тебя в отчаянье и в счастье, В воспоминаньях, в надеждах, в снах. 1 В раздумье, в восхищении и в страсти, В презренье, в страхе, в гневе и мечтах. В.Смоленский4.Украдкой они рубили Из нашего леса дрова. 2 Однажды мы их застали… Они в топоры, мы тож. С.Есенин5.Только нам гулять не довелося По полям по нивам золотым: 5 Целый день на фабриках колёса Мы вертим, вертим, вертим. Н.А.Некрасов6.А почему не атакован Пушкин? 6 И прочие генералы классики! В.В.Маяковский1-звукопись, 2-риторический вопрос, 3-бессоюзие, 4-лексический повтор, 5-парцеляция, 6-эллипсис II Найдите в данных отрывках средства речевой выразительности.1. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит? Ф. Тютчев2. Солнце светится на небе, А Игорь – князь – в Русской земле. «Слово о полку Игореве»3. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Б. Пастернак4. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Б. Пастернак5. И, как в неслыханную веру, Я в эту ночь перехожу. Б. Пастернак6. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. А. Ахматова7. Со зарания во пяток потопташа Поганые полки половецкие. «Слово о полку Игореве»8. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. А. С. Пушкин 9. Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Ф. Тютчев10. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Ф.М. Достоевский11. Ложь – религия рабов и хозяев…. Правда - бог свободного человека. А.М. Горький
  • В нем (в лице) была все та же порочная и манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. М.А. Шолохов
  • 13. И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок. Н.А. Некрасов14. О скорбный лютый день и варварски ужасный, День, мне и сродникам для пагубы опасный! М. В. Ломоносов.
  • Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе.
  • III Продолжите фразу.
  • Перенос свойств человека на неодушевленный предмет- это ….
  • Вопрос, не требующий ответа, - это …
  • Преувеличение – это ….
  • Соединение несовместимых понятий – это …
  • Употребление слова или выражения в переносном значении – это …
  • Противопоставление слов, образов, персонажей – это …
  • Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных – это ….
  • Сопоставление предметов по их сходству – это ….
  • Преуменьшение – это…
  • Неправильный порядок слов в предложении – это ...
  • Расположение однородных выразительных средств в порядке усиления или ослабления признака – это …
  • Образное определение – это …
  • Расчленение фразы на части или даже отдельные слова – это..
  • Единоначатие – это…
  • Замена названия предмета или явления описанием – это …
  • IV Знаком «+» укажите верное утверждение, знаком «-» неверное утверждение.1. Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи - метафора2. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам! инверсия3. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…» - олицетворение4. Вошли вы, слова не сказала, При них не смела я дохнуть, У вас спросить, на вас взглянуть литота5. Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! сравнение6. Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! параллелизм
  • Он заседлывал коня, улаживал,
  • Подкладывал он потничек шелковенький, Покладал на подничек седелышко черкесское.. антитеза8. И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе - анафора9. На немиге кровавые берега не благом были посеяны – посеяны костьми русских сынов - метафора10. Черный вечер. Белый снег – гипербола.Ответы на вопросы проверочной работе № 1I.1.Символ.2.Аллегория.3.Метафора.4.Олицетворение.5.Сравнение.6. -это поэтическое определение, выражаемое обычно прилагательным.II.
  • 2,3
  • 1,4
  • 1,2
  • 1,6
  • 1,3,4
  • 2
  • 2,6
  • 5
  • 1
  • 5
  • 1
  • 1,3
  • 2
  • 1,5
  • 2
  • 2
  • 6
  • 1
  • 3
  • 1
  • Ответы на вопросы проверочной работе № 2I.1.- это образное выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления.2. - это образное выражение, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. 3.Перифраз.4. -это тонкая, затаенная насмешка, один из видов юмора.5.Синекдоха.6.Метонимия.II.
  • Метонимия
  • Перифраз
  • Ирония
  • Синекдоха
  • Перифраз
  • Метонимия
  • Ирония
  • Литота
  • Гипербола
  • Метонимия
  • Литота
  • Ответы на вопросы проверочной работы № 3I.1.Антитеза2.Оксюморон3.Градация4.Параллелизм5.Анафора6.Эпифора7.Инверсия8.УмолчаниеII.
  • Антитеза
  • Умолчание
  • Антитеза
  • Параллелизм
  • Градация
  • Анафора
  • Умолчание
  • Параллелизм
  • Антитеза
  • Градация
  • Инверсия
  • Оксюморон
  • Инверсия
  • Параллелизм
  • Оксюморон
  • Анафора
  • Эпифора
  • Антитеза
  • Ответы на вопросы итоговой проверочной работе. I.
  • Звукопись
  • Риторические вопросы
  • Бессоюзие
  • Эллипс
  • Лексический повтор
  • Парцелляция
  • II. 1 Олицетворение, метафора.2. Параллелизм.3. Лексический повтор.4. Гипербола. 5. Сравнение.6. Сравнение7. Аллитерация.8. Риторическое обращение, эпитет, антитеза, олицетворение.9. Метафора10. Эпитет, лексический повтор.11. Антитеза12.. Эпитет, перифраз, метафора.13. Литота.14. Градация.15. Парцелляция.III.1. Олицетворение.2. Риторический вопрос.3. Гипербола.4. Оксюморон.5. Метафора.6. Антитеза.7. Ассонанс.8. Сравнение.9. Литота.10. Инверсия.11. Градация.12. Эпитет.13. Парцелляция.14. Анафора.15. Перифраз.IV1. -2. +3. +4. -5. +6. -7. -8. +9. +10. Критерии оценивания проверочных работ.Каждый правильный ответ в проверочных работах оценивается 1 баллом. Отметки выставляются в зависимости от процентного соотношения верных и ошибочных ответов.
    -