Публикации Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников
Автор: Черемная Татьяна Викторовна

  • Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников
  • Детская игра представляет собой деятельность ребёнка в воображаемой (условной) ситуации, мотив которой заключён в ней самой, ребёнок играет потому что хочет играть, а не ради какого-то определённого результата. Отечественный педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра отражает условия жизни ребёнка в обществе, именно в ней происходит ориентация ребёнка в смысле деятельности человека, поиск своего места в отношениях со взрослыми и возникает потребность быть взрослым.Взрослые с самого раннего детства знакомят детей с окружающим миром, передают свои знания и опыт в части взаимоотношений с людьми и взаимодействий с предметами в процессе общения. В игре закрепляется опыт элементарных навыков, отражение первых представлений, что очень важно для полноценного развития дошколят.Игра признана в трудах Выгодского Л.С. ведущей деятельностью, которая определяет развитие ребёнка. Так, например, познание к ребёнку младшего возраста приходит лишь когда он что-то попробует, потрогает, испытает, что-то просчитать в уме он ещё не может, в отличии от младшего школьника.Действия, которые ребёнок производит в уме или по научному внутренний план деятельности, формируется именно в процессе игры и за счёт игры. Изначально игровые действия заменяются жестом, далее словом и только после этого они осуществляются полностью в уме. В игре и только в ней значение предмета отрывается непосредственно от самой вещи, все остальная деятельность малыша реальная. В процессе игры можно действовать только значением, а не самим предметом, зарождаются основы теоретического мышления, возникает идеальное действие, закладывается цоколь общего здания человеческого мышления. Все вышеперечисленное является главным значением игры для умственного развития ребёнка.В трудах отечественного учёного С.Л. Новоселовой даётся очень точное и в то же время очень образное определение игры, а именно «это форма практического размышления ребёнка об окружающей его действительности» которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». Ребёнок не может выполнять такие сложные действия как вождение автомобиля или строительство здания, не может поехать куда хочет, однако в игре это все становится возможным, т.е. в игре малышу доступен целый мир. В игре возможно все.Для социального развития ребёнка игра имеет огромное значение, именно играя малыш может примерить на себя ролевое поведение, после чего он может понять нюансы поведения окружающих людей. Игра позволяет формировать одно из важнейших качеств, как производительность деятельности, т.к. в игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры.Л.И. Божович в своих трудах говорит, что игра является механизмом, приводящим требования взрослого в потребности самого ребёнка. Однако, следует отметить, что игра, это не только освоение взрослых отношений, которые ожидают ребёнка в будущем. В процессе игровой деятельности формируются отношения со сверстниками, дети учатся договариваться, слушать собеседника, соглашаться на компромисс или отстаивать своё мнение, но так, чтобы игра была увлекательной для всех и имела продолжение.В игровом процессе формируются и другие важные свойства ребёнка, которыми являются инициативность и активность. Для продолжения и поддержания интересной игры ребёнок «пускает в ход» всю свою фантазию, для того. чтобы обыграть все мелочи и найти выход из любой ситуации, рассмотреть разные варианты и выбрать наиболее подходящий именно ему. Если ребёнок в процессе игры получил опыт вариативного подхода к различным проблемам и ситуациям, то он может перенести его в другие виды деятельности. В противном случае, если ребёнок не доиграл в детстве, чаще всего далее пот жизни боится допустить ошибки.К большому сожалению, не всегда и не все воспитатели уделяют игровой деятельности необходимое внимание, а некоторые родители отдают предпочтение иностранным языкам, спортивным секциям, чтению, счёту и т.д., не зная, что в игре заложен огромный развивающий потенциал. Да знания для детей просто необходимы, ведь чем больше знаний и навыков у малыша, он находится в более выгодном положение среди сверстников. Но мы можем учить ребёнка чему угодно, однако все ли из этого будет усвоено?Психолог Л.С Выготский, высказывания которого довольно часто подтверждались экспериментально, утверждал, что если у дошкольника нет способности обучаться по программе взрослого человека, то школьник полностью к нему способен. Ребёнок дошкольного возраста может освоить программу взрослого лишь в той мере, в которой она становится его собственной. Роль игры здесь велика. Именно игровая форма делает большинство заданий для ребёнка понятными, интересными, но не это является главным, как бы это странно не звучало. Что же является главным?Во-первых, в игре, возникшей по инициативе самого малыша формируются именно те психические качества, которые необходимы для обучения ребёнка. Во - вторых в игровом процессе дети могут использовать на практике полученные знания, что означает их понимание и усвоение. Если знания не применяются ребёнком на практике, то они быстро забываются, являются абстрактными и ненужными.Для развитие ребёнка дошкольного возраста огромное значение имеют те игры, которые он выдумывает сам, которые исходят именно от него – режиссёрские и сюжетно - ролевые игры. В них не упражняются отдельные функции, а происходит общее развитие ребёнка в наибольшей степени. Любые игры инициатива в которых исходит от взрослого гасят самодеятельную игру. Очень важно, чтобы ребёнок освоил всю игровую культуру в полной мере:- в раннем и младшем дошкольном возрасте ребёнок повторяет то, что видит, то что его окружает – это сюжетно - отобразительные игры;- далее ребёнок использует сюжеты, которые интересны ему, которые он может придумывать сам – это самодеятельные сюжетные игры;- в старшем дошкольном возрасте добавляются игры с правилами.Хорошей является та детская игра, когда ребёнок погружен полностью и которая представляет собой эмоционально насыщенное действо. Причём, чем шире круг событий и явлений, отображаемых в игре, тем лучше. Младшие дошкольники с удовольствием играет в поликлинику, детский сад, школу, парикмахерскую и т.д., то старшие дошкольники играют в более увлекательные игры, как путешествия, подвиги, всевозможные приключения. Постепенно игра становится разносторонней, ребёнок помимо формирования и развития сюжета активно включает в свою игру новые знания, предметы, умения и навыки, персонажей, все то, что его так или иначе затрагивает.В режиссёрской игре ребёнок конструирует предметную среду своей игры, в сюжетно - ролевой - всевозможные атрибуты. Игра настолько тесно смыкается с практическими видами деятельности, что их практически невозможно разграничить. Значимыми для малыша становится творческий труд, который обогащает его умения и обобщает его опыт, процесс создания игрушек открывает новые возможности для построения сюжета, хотя и замедляет игру во времени.Игра является мощнейшей сферой самовыражения, самоопределения, самоосуществления, самопроверки и т.д. Именно в игре ребёнок учится доверять как самому себе, так и окружающим, познает что следует отвергнуть, а что принять, где отстоять своё мнение, а где уступить.Можно выделить следующие функции развивающей игры: - обучающая – развитие умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.- развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное.- коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.- релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.- психотехническая – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.- самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.-компенсаторная – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.Существует несколько видов детских игр, такие как:- развивающие (дидактические);- подвижные;- конструктивные;- игры - драматизации.В дошкольном возрасте (2-7 лет) огромную роль в развитии ребёнка играют творческие (ролевые) игры. Характерными особенностями которых являются:- игра осуществляется не отдельными движениями как в письме, труде, рисовании, а комплексом движений. То есть отличается сам способ, которым дошколёнок пользуется в игровой деятельности.- игра имеет общественный характер, как, впрочем, и вся другая деятельность людей, поэтому она может меняться в зависимости от исторических условий жизни людей;- игра представляет собой творческое отображение ребёнком действительности, так как в игровом процессе дети выдумывают, фантазируют, комбинируют.- игра - средство обогащения и уточнения знаниями, путь развития и упражнения познавательных и нравственных способностей детей;- игра является коллективной деятельностью, все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра является многогранным явлением, которое затрагивает все без исключения стороны жизнедеятельности. Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит важнейшему виду детской деятельности - игре. Именно игровой процесс является эффективным средством формирования личности ребёнка дошкольного возраста и его морально - волевых качеств. Игра представляет собой метод познания окружающей действительности, который помогает детям овладеть первоначальными основами человеческой культуры в короткий срок.
    -