Публикации Консультация «Как правильно организовать в дошкольном возрасте вопрос профориентации»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация «Как правильно организовать в дошкольном возрасте вопрос профориентации»
Автор: Пыжьянова Лидия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №248
(МБДОУ Детский сад №248)
Консультация
Как правильно организовать в дошкольном возрасте
вопрос профориентации
Подготовила:
воспитатель
Л.В.Пыжьянова
Барнаул
Ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Им необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
HYPER13 INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET 
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Профориентация– есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Профориентация дошкольников– это новое, малоизученноенаправление в психологии и педагогике.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
HYPER13 INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET  Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Задачипрофориентации детей дошкольного возраста:
Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Обобщать знания детей о труде.
Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).
Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
 INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "" \* MERGEFORMATINET 
Знакомство детей с профессиями и их представления о мире труда и людях труда будет эффективным, если родители и педагоги будут использовать разнообразные методы и средства формирования представлений о людях разных профессий в процессе обучения и воспитания.
Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:
1. Предварительный:рассказ или беседа, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов о людях труда, мультфильмов (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
2. Основной, практический:Экскурсии, походы – знакомство с разными профессиями, т.е. рассказ о той или иной профессии с показом трудовых действий. Так как у дошкольников преобладает наглядное мышление и память, то знания, полученныев процессе экскурсии,более эффективны, ведь при этом дети наглядно знакомятся с различными производствами, техникой, могут увидеть воочию, как трудятся люди.
3. Заключительный:закрепление знаний. Беседы с детьми по увиденному на экскурсиях. Рисование по памяти, замыслу: “Что запомнилось?”, Моя любимая профессия, В мире профессий и др. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
Ознакомление детей с профессиями только тогда будут успешными, когда будут выполнены все вышеизложенные пункты.
Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации дошкольникам. Этослужбы детского учреждения:труд сотрудников (повар, воспитатель, помощник воспитателя; медсестра, врач, швея, дворник, шофёр, электрик, плотник и т. д.).В процессе экскурсийдети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Ребёнка интересует профессионализм, с которым взрослый осуществляет свои трудовые действия. Показывать детям можно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать в это действие 4-6 последовательных операций (например: знакомство с трудом повара, чтобы получились котлеты, надо порубить мясо в мясорубке, сформировать их и затем пожарить и т. д.). Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен
производить их подчеркнуто, выразительно и привлекательно.
Необходимо комментировать каждую операцию.
Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях,корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях.
При чтении детской художественной литературы:В.В. Маяковского “Кем быть?” дети знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка; при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря и т.д.
Так же для закрепления пройденного материала о профессиях, можно использоватьдидактические игры:“Угадай профессию”, “Профессия на букву...”, “Кто использует в работе?”(назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу),“Ассоциация”(угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа “Какой запах (цвет) у профессии?”, “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”, “Кто больше назовет предметов”), детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др. ).
И важно помнить, что деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры.Игра для детей – путь познанияи, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.
Круг профессиональных предпочтений довольно разнообразный. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость!
-