Публикации
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С РАС В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С РАС В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.
Автор: Краснощекова Елена Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С РАС В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.
Автор: Краснощекова Елена Валерьевна
Консультацию подготовилаКраснощекова Е.В. воспитатель МДОУ «ДС № 41»май 2025ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С РАС В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.Аннотация. В статье раскрывается что такое визуальная поддержка детей с РАС, как её используют педагоги в детском саду и почему родители должны использовать эти приёмы дома. Ключевые слова: дети с РАС, визуальное восприятие, визуальная поддержка, роль родителей.Annotation. The article reveals what visual support for children with ASD is, how teachers use it in kindergarten and why parents should use these techniques at home. Keywords: children with ASD, visual perception, visual support, the role of parents.Дети с расстройством аутистического спектра нуждаются в постоянной помощи взрослых, в детском саду это педагоги, а дома – родители. Основная задача взрослых – это подготовить детей к самостоятельной жизни на сколько это возможно. Перед педагогами стоит важная задача научить ребёнка с РАС функциональным навыкам необходимым при социальном взаимодействии и коммуникации. Однако, большинство родителей не владеют знаниями о методах и приёмах педагогического воздействия на детей с РАС, поэтому педагоги должны постоянно консультировать и обучать их [4]. Известно, что только единицы дошкольников с аутизмом переносят полученные знания и умения в детском саду в другие условия. Для решения этой проблемы учитель-дефектолог подключает родителей ребёнка. Они продолжают закрепление пройденного материала в домашних условиях, во время прогулок или посещения общественных мест [4].Сильная сторона детей с аутизмом считается визуальное восприятие. Ребёнку проще воспринимать, перерабатывать и запоминать информацию с визуальной поддержкой. Именно поэтому всё обучение строится с использованием наглядного материала [2]. Давайте разберёмся, что относится к визуальной поддержке? Визуальная поддержка – это картинки, указатели, пиктограммы, надписи, карточки ПЕКС и т.д. Всё это позволяет ребёнку с РАС лучше воспринимать и понимать информацию [1]. Что используют педагоги в работе с детьми в детском саду? На первом месте, если ребёнок не говорит - это карточки ПЕКС. Используя карточки, ребёнок высказывает свои желания и не желания, показывает, что он чувствует и что болит, происходит коммуникация со взрослыми или сверстниками [2]. На втором месте - визуальное расписание дня. Оно помогает ребёнку ориентироваться в течение дня, когда и с кем будет занятие, когда пришло время прогулки или обеда. Дошкольник видит, что ему предстоит делать в ближайшее время и это сводит на минимум возникновение нежелательного поведения [1].Дальше предметное расписание, где пошагово представлены все задания, которые необходимо сделать во время занятия. Прекрасно будет, если перед занятием проводится определённая рутина, которая настраивает дошкольника на учебный процесс (звонок, прослушивание песни, проговаривание определённой фразы и т.д.) Обязательно использование алгоритмы действий. Они помогают ребёнку выполнять бытовые действия в определённой последовательности: алгоритм мытья рук, одевания-раздевания после сна или на прогулку, алгоритм посещения туалета, алгоритм сервировки стола, алгоритм дежурства и т.д [3].Визуальный таймер: часто у дошкольника возникает нежелательное поведение на фоне непонимания времени. Визуальный таймер помогает понять, когда началось какое-то действие и когда оно закончится. Он видит, как уменьшается количество кругов на полоске или количество песка в песочных часах, а это значит подходит завершение деятельности [3]. Хорошо воспринимаются картинки с правилами поведения в группе, на площадке, на занятии. Картинки могут быть предназначены для всей группы или персонифицированы. Рекомендации к картинкам: изображение на белом фоне; изображено что нужно делать, а не то что нельзя (говори спокойно – не кричи, играй дружно – не дерись); изображение понятно для восприятия ребёнком. Визуальная поддержка облегчает жизнь ребёнку с РАС в детском саду, поэтому чтобы дома было минимальное проявление нежелательного поведения родители должны взять все вышеперечисленные приёмы и использовать их вне стен детского сада. Используя визуальную поддержку своих детей, родители научатся понимать их желания, потребности, что неизбежно приведёт к возникновению диалога между ними. Это улучшит жизнь самих родителей и поможет социализировать и выработать самостоятельность у ребёнка с РАС. Литература:Васильева, В. С. Методологические подходы к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / В. С. Васильева // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. – С. 30. – EDN OFXPKR. Васильева, В. С. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями / В. С. Васильева // Особые дети в обществе : Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов, Москва, 26–28 октября 2015 года / Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – Москва: Издательство Ставролит, 2015. – С. 29-33. – EDN UMXEHX. Никитина, Е. Ю. Методологический регулятив развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / Е. Ю. Никитина, В. С. Васильева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-1. – С. 44-47. – EDN PBAOUT. Резникова, Е. В. Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Резникова, В. С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 270-287. – DOI 10.25588/CSPU.2018.50..6..020. – EDN YWQCXJ.
