Публикации "Особенности работы педагога с детьми с поведенческими нарушениями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности работы педагога с детьми с поведенческими нарушениями"
Автор: Агафонова Елена Львовна

Особенности работы педагога с детьми с поведенческими нарушениямиПедагог - психологМБУДО «ДДТ» ЦППС «Контакт»Агафонова Е.Л.Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.   Поведение ребенка дошкольного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного. Проблемы коррекции беспокойного, неадекватного, некритичного, агрессивного или, напротив, очень замкнутого, боязливого поведения приобретают все большую актуальность в связи с необходимостью адаптации детей в детских садах и для эффективного общения ребенка с родителями.​​​​​​​ МоПоведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей. Поведение – совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности . Поведение побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов. Поведение – предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Единица поведения – поступок. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни и никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязанные этапы: 1. формирование потребности; 2. развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении; 3. развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку; 4. принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации; 5. поиск или формирование программы для реализации принятого решения; 6. осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза . Существует ряд особенностей, которые характеризуют развитие индивидуума адекватное возрасту. Поведение ребёнка, как правило, адекватно ситуации и лишено каких либо чрезмерно выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны наставника).   Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, достаточно гибкие отношения с взрослыми и детьми, умение использовать предшествующий опыт в формировании новых, нужных личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям.   Согласно справочной литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения (И.А. Фурманов).   Нарушение поведения (от лат. deviatio – отключение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществ.   Нарушения поведения – это действия ребенка или подростка, не соответствующие его возрасту и установкам, нарушающие семейные ожидания, общественные нормы и личные права или права на собственность других людей (Э. Мэш, Д. Вольф).   К нарушениям поведения относится группа расстройств, для которых характерно наличие вызывающего, агрессивного или диссоциального поведения.   В зависимости от возраста ребёнка, это может быть хулиганство или чрезмерная драчливость, грубое или жестокое поведение, лживость, вспышки агрессии и гнева, провокационное поведение и непослушания.   Все виды нарушений поведения можно условно разделить на несоциализированные и социализированные формы. Несоциализированные нарушения поведения являются патологическими формами, их основными диагностическими критериями можно назвать пат характерологический синдром, девиантное поведение в микросоциальных группах, патологическая трансформация личности и наличие невротических расстройств.Социализированные формы нарушения поведения диагностируются у детей, которые способны длительное время поддерживать стабильные отношения со сверстниками. Несмотря на агрессивное и диссоциальное поведение, такие дети хорошо интегрируются в микросоциальные группы.Несоциализированные нарушения поведения характеризуются агрессивным и диссоциальным поведением ребёнка, которое не позволяет ему поддерживать длительные отношения со сверстниками и взрослыми, интегрироваться в микросоциальные группы.Чаще всего в клинической картине при подобных нарушениях поведения отмечается чрезмерная аффективная возбудимость. Дети с подобными нарушениями агрессивны, эмоционально возбудимы, раздражительны, имеют склонности к аффектным разрядкам, после которых наступает период астении.Дети с данной формой нарушения поведения активно демонстрируют протест против запретов и ограничений, они не признают школьный режим и правила, устанавливаемые взрослыми, всячески стараются избежать однообразных и обязательных занятий.На сегодняшний день различают несколько вариантов несоциализированных нарушений поведения, среди которых асоциализированные нарушения поведения с неустойчивостью характера, патологии с нарушением влечения, импульсивно-эпилептоидный вариант, для которого характерны интенсивные и продолжительные аффективные вспышки. Коррекция данных нарушений поведения производится в различных учреждениях психиатрического профиля, а также в лицензированных центрах медико-социального сопровождения и медико-психологических кабинетах поликлиник для детей.Оппозиционно-вызывающее нарушение поведения выделяется в отдельную группу. Для него характерно провокационное, враждебное поведение. Чаще всего подобное нарушение поведения манифестирует в возрасте до десяти лет. В более старшем возрасте подобное нарушение трансформируется в брутальность, непослушание, открытое неповиновение, иногда агрессивное поведение.Наиболее частыми нарушителями правил поведения являются дети с аномальными чертами характера нескольких типов. Рассмотрим их подробнее.Возбудимый тип. Гипертимно-возбудимые дети: склонны к озорству, болтливости, воровству, конфликтам, снижению чувства дистанции, неусидчивости, отвлекаемости.Возбудимые с резидуально-органическими нарушениями дети: склонности те же, что и у возбудимых детей, но вдобавок имеют место проявления взрывчатости, агрессии, недержания аффекта.Неустойчивый тип. Ребенок ведет себя по принципу «куда ветер дунет», нарушая правила «за компанию». Характерно снижение волевого потенциала и расторможение влечений.Лабильный тип. Характеризуется крайне изменчивым настроением, проявляющимся в виде реакции «слезы, радость».Истероидный тип. Для ребенка характерны жажда признания, демонстративное поведение, аутоагрессия.Эпилептоидный тип. Типичными признаками являются возбудимость, злопамятство, гневливость. Представители этого типа очень жестоки, склонны к дисфориям (раздражительное настроение, злость).Циклоидный тип. У детей с таким типом аномалии нарушения поведения носят сезонный характер: при появлении плохого настроения возможны драки, воровство.Кратко перечислим основные проявления нарушений поведения:1. Расторможенное гипердинамическое: срывы занятий, утренников.2. Агрессивное гипердинамическое: драки, жестокость по отношению к животным.3. Нарушение влечений: уходы из дома и с прогулок (дромомания); воровство (клептомания); склонность к поджогам, петардам, кострам (пиромания); сексуальные девиации (излишний интерес к гениталиям); алкоголизм (А. Г. Коняхин).Своевременное обращение к специалистам позволяет ребёнку адаптироваться в обществе, научиться управлять своими эмоциями, выработать тактику, позволяющую гасить вспышки гнева и неповиновения.И. А. Фурманов определяет типологию нарушений поведения с точки зрения деструктивной направленности: нарушения поведения – одиночный агрессивный тип; нарушения поведения – групповой агрессивный тип и нарушения поведения в виде непокорности и непослушания.Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму .Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.Так же И. А. Фурманов выделяет типологию нарушений поведения с точки зрения социальной направленности – это социализированное антиобщественное поведение и не социализированное агрессивное поведение.К первой группе относятся дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.Ко второй группе относятся дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.Следующую типологию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондрашенко, определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях.Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.С. Кравцова и Н. Дятко отмечают, что В практике дошкольного воспитания нарушения развития личности проявляются в «плохом» поведении детей. В «плохом» поведении ребенка всегда отражается попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества.Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек. При нормальном развитии самоценности феномены «плохого» поведения, наблюдаемые в 4–5-летнем возрасте, к шести годам бесследно проходят. И закрепляются в личности в том случае, если даже при интенсивном общении и повышенном внимании качество взаимодействия не соответствует требуемом. Тогда процессы формирования самоценности замедляются или полностью блокируются, а все силы ребенок начинает направлять на формирование защитных механизмов личности. Они – то и проявляют себя как нарушения личности разной степени тяжести. Дети дошкольного возраста еще не имеют ясной картины себя и развитого отрефлексированного достойного поведения - у них низкая самооценка проявляется в тех самых феноменах эгоцентричного, агрессивного или зависимого поведения, в неспособности сопротивляться недостойному обращению с собой со стороны других детей, в жадности, зависти и властолюбии.В детском саду присутствуют дети с разной глубиной проблем одиночества, «неувиденности» другими и определенной степени нечувствительности по отношению к себе – это приводит к демонстративному стилю привлечения внимания. Одни только учатся демонстративному стилю привлечения внимания, другие – виртуозы, пугающие силой потребности, креативностью и неразборчивостью в средствах в этом деле. И тем не менее, все они составляют группу привлекающих внимание.Остановимся на других видах личностных расстройств, которые формируют нарушения поведения.При нарциссическом расстройстве человек страдает от боли утраты «Я». Здесь основная проблема: «Кто я есть? Имеет ли то, что я есть, некую ценность?». Начало формирования нарциссического типа личности можно проследить на примере жадных детей.Жадные дети. Неспособность делиться, агрессивная готовность отбирать свое и чужое – вот признаки жадности, которая появляется у всех детей в возрасте 5 лет и у некоторых остается в качестве асоциальной черты на долгие годы. Феноменологически анализируя феномен жадности, экзистенциальный психолог С.В. Кривцова пишет: «Как человек чувствует себя рядом с тем, кто сейчас жадничает? Что со мной делает жадный?Жадность – это один из нездоровых (патологических) психологических механизмов защиты неуверенной самости (наряду с завистью, хвастливостью, ревностью и др.), который, очевидно, формируется не одномоментно, а во времени, и оказывает искажающее воздействие на процессы диалогического обмена личности с миром с самой собой» (Кривцова, 2008).Потребность в контроле над ситуацией и манипулятивном установлении власти над ней может быть первым явным маркером формирования нарциссического типа личности. Детей с разной степенью выраженности этого мотива относят к типу властолюбцев. Власть – вот подспудный мотив их отношений с вами и со сверстниками, да и родителями тоже.По мнению С.В.Кравцовой существуют два типа – пограничное и параноидальное личностные расстройства, которые проявляются в дошкольном возрасте многообразными примерами мстительного поведения. Мотив – агрессивное желание отомстить за нанесенную обиду.Таким образом, С.В.Кравцовой и Е.О.Смирновой выделены три рабочих типа мотивов поведения детей: привлечение внимания, власть и месть.К вышеописанным нарушениям поведения ребенка приводят такие «стратегии воспитания», как: игнорирование, обесценивание, злоупотребление, соблазнение, насилие, но также и чрезмерное восхваление, нарциссическое любование, воспитание по типу кумира семьи. Во всех этих случаях ребенка не видят в его сущности и нуждах. Чтобы защититься от боли утраты себя, ребенок становится агрессивным или зависимым, то есть начинает «плохо» себя вести [9].Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребенка выполняет функции своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками – это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; капризы – это способ контролировать взрослых. Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое.Таким образом, типичными формами нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение, в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.Нарушая дисциплину, ребенок–дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не понимает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей1. Привлечение внимания – некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого.2. Власть – некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» – и разрушают тем самым установленный в группе порядок.3. Месть – для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».4. Избегание неудачи – некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям воспитателя, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
-