Публикации
Учимся правильно писать изложение
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учимся правильно писать изложение
Автор: Башмаченко Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учимся правильно писать изложение
Автор: Башмаченко Наталья Юрьевна
Конспект урока написания изложенияКласс: 3.УМК: Школа России.Вид изложения: подробное изложение.Текст:Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.Н. СладковСтруктура урока1. Организационный момент.2. Вводная беседа.3. Работа с текстом (чтение текста учителем, беседа по содержанию текста).4. Составление плана.5. Физкультминутка.6. Орфографическая подготовка к написанию текста.7. Устное изложение по плану и опорным словам.8. Заключительное чтение текста учителем.9. Написание изложения учащимися.10. Самопроверка.11. Подведение итогов урока. Рефлексия.Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.Задачи:– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе,любовь к ней, учить охранять природу;– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбиратьзаголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средстввыразительности, которые даны в тексте-образце;– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную ислуховую память.Оборудование: учебник «Русский язык», рисунки детей «Лес осенью», карточки со вспомогательными словами.Этапы урокаХод урока1. Орг. моментУ: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.2. Вводная беседаУ: На уроке рисования вы подготовили рисунки на тему «Лес осенью». Кратко сообщите, что вы изобразили?Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.3. Работа с текстомУ: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?Д: В тесте говорится о елочке.У: Когда елочка появилась на свет:Д: Елочка появилась на свет осенью.У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.У: Что дарит осина?Д: Осина дарит красные китайские фонарики.У: Что дарит клен?Д: Клен роняет оранжевые звезды.У: Какие подарки у ивы?Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.У: Как чувствует себя елочка?Д: Елочка счастлива.У: Как она выглядит?Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.У: Какое название можно придумать к тексту?Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?Д: День рождения елочки.У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.4. Составление планаУ: На сколько смысловых частей можно разделить текст?Д: На 3 части.У: Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать?Д: О том, как и когда, появилась елочка.У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.Д: Когда появилась елочка?У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.Прочитайте вторую часть. О чем она?Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.Д: Какая стояла елочка.У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.5. ФизкультминуткаУ: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)6. Орфографическая подготовкаУ: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.7. Устное изложение по плануУ: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью. Но перед этим я повешу на доску карточки с вспомогательными словами, на которые вы можете смотреть.8. Чтение текстаУ: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.9. Написание изложенияУ: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.10. СамопроверкаУ: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.11. Итог урока. РефлексияУ: Чему мы делали на уроке?Д: Писали изложение.У: Что понравилось на уроке?Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.У: Что было сложным на уроке?Д: Письменно излагать содержание текста.У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.
