Публикации
Консультация для педагогов Тема: «Составление описательных рассказов с использованием схем, детьми младшего и старшего дошкольного возраста».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов Тема: «Составление описательных рассказов с использованием схем, детьми младшего и старшего дошкольного возраста».
Автор: Каморкина Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов Тема: «Составление описательных рассказов с использованием схем, детьми младшего и старшего дошкольного возраста».
Автор: Каморкина Ольга Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» (МБДОУ «Детский сад №248»)Консультация для педагоговТема: «Составление описательных рассказов с использованием схем, детьми младшего и старшего дошкольного возраста». Подготовил: воспитатель О.С. КаморкинаБарнаул Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап обучения по составлению описательных рассказов. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения, поэтому взрослые должны научить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Речь их носит характер диалога со взрослым. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В младшем возрасте главной целью является - обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами. Описательный рассказ- это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности. Описательные рассказы бывают 3-х видов:описательные: описание одного предмета. сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки); объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств. Методика обучению рассказу – описанию детей 3-4 лет:рассматривание и исследование игрушки; беседа с детьми; совместное рассказывание. Приёмы описания игрушки: Критерии отбора игрушек: -рассматривание; - не должны быть мелкими; ------сравнение; - могут быть одинаковыми по -беседа с детьми; названию, но разными по -совместное рассказывание; внешнему виду; -вопросы взрослого; - близки к естественному виду; -образец рассказа; -тактильное восприятие; - должны быть безопасны. -игра с этим предметом; - художественное слово. Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Такая деятельность утомляет детей однообразием. Составление рассказа по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Например игра «Магазин». Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин» Предложите ребёнку поиграть в магазин, например - овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть. Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 - 3 признакам: форме, цвету и вкусу. Примерные образцы рассказа:для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…» Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушка могут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка. Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп». Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра -занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет). Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. На пример: «Это медведь. У него густая коричневая шерстка, чёрные глаза. У медведя весёлая мордочка. Он одет в розовые шортики. Мне очень нравится эта игрушка». Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно. Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Например, «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный». Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно. После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом. Сравнивать можно: - описывая два предмета по очереди (например): «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые). Особенности обучения детей составлению описательных рассказов, предусматривает обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекайте внимание детей к особенностям объекта (т.е. учите детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе можно проводить следующие игры:«Про кого я говорю?»; «Угадай, что за зверь?».Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета. Взрослый описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь. Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа: «Скажи какой?». Цель: учить выделять признаки предметов. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какойлибо признак, например: «Это груша. Она желтая, похожа на лампочку…». «Кто, что умеет делать?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. «Кто больше действий назовет». Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом? «Кто больше увидит и назовет». Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, можно переходить на следующий этап обучения. На 2 этапе подводите детей к целостному описанию, т.е., к описанию, содержащему все структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков и действий, конец – отношение к нему (понравился? Чем?). Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется совместное рассказывание. Начинать надо со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой. При составлении описательных рассказов с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их. По обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание. Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. А связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
