Публикации
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» по предмету «Чтение (Литературное чтение», АООП (вариант 1) 8 класс.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» по предмету «Чтение (Литературное чтение», АООП (вариант 1) 8 класс.
Автор: Лифанова Юлия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» по предмету «Чтение (Литературное чтение», АООП (вариант 1) 8 класс.
Автор: Лифанова Юлия Александровна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»_______________________________________________________________________________________________________________________________140300 Московская обл. г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а тел. 3-95-50«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДЕНО»Руководитель методического совета Заместитель директора по УВР Директор школыИ.Н.Игнатьева С.Г.Бегларян С.А.Логинова Протокол методического объединения учителей Протокол № 1 от "30 " августа 2023 г. Приказ №145 от "30 " августа 2023 г.№ 1 от "29 " августа 2023 г.Рабочая программа учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»8 «а», 8 «в» классы (адаптированная)Составитель:учитель высшей квалификационной категории Ю.А. Аникинаучитель первой квалификационной категории Ю.А. Лифанова2023 г., ЕгорьевскПояснительная запискаРабочая программа по чтению (литературному чтению) для 8 класса Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026.Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ОВЗ» на 2023 – 2024 учебный год и рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году, 4 часа в неделю). При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальную недостаточность). При обучении следует учитывать психофизические особенности ребенка - инвалида и рекомендации его реабилитационной карты. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» предметной области «Языки речевая практика» (V—IX классы) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоении программы по предмету.Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;развитие положительных качеств и свойств личности.Содержание учебного предметаСодержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия.Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.Ориентировка в литературоведческих понятиях:литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;присказка, зачин, диалог, произведение;герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;стихотворение, рифма, строка, строфа;средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагогического работника).Планируемые результаты освоения учебного предмета.Личностные результаты:Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуры других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты:Минимальный уровень:правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);определение темы произведения (под руководством педагогического работника);ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию произведения своими словами;участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника текста;пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагогического работника);выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;установление последовательности событий в произведении;определение главных героев текста;составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагогического работника;нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагогического работника;заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных задач.Достаточный уровень:правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора (выборочное чтение);определение темы художественного произведения;определение основной мысли произведения (с помощью педагогического работника);самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);пересказ текста по коллективно составленному плану;нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.Тематическое планированиеКритерии и нормы оценки результатов освоения обучающимися программы по чтению.В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;"хорошо" - от 51% до 65% заданий."очень хорошо" (отлично) свыше 65%.Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.Список учебно-методической литературыЧтение.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост.З.Ф. Малышева. – М. : Просвещение, 2021. Приложение 1Календарно – тематическое планирование.Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу по предмету «Чтение (литературное чтение)». (8а класс)в 2023 – 2024 учебном году учителя Ю.А. Аникиной. На основании расхождения количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой и фактическим количеством проведённых учебных уроков по причине внесения изменений в календарный учебный график МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» на 2023 – 2024 учебный год в рабочую программу по предмету внесены следующие изменения:Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу по предмету «Чтение (литературное чтение)». (8в класс)в 2023 – 2024 учебном году учителя Ю.А. Лифановой. На основании расхождения количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой и фактическим количеством проведённых учебных уроков по причине внесения изменений в календарный учебный график МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» на 2023 – 2024 учебный год в рабочую программу по предмету внесены следующие изменения:
