Публикации
Социализации личности в процессе проектных технологий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализации личности в процессе проектных технологий
Автор: Дмитренко Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализации личности в процессе проектных технологий
Автор: Дмитренко Людмила Николаевна
Социализации личности в процессе проектных технологий(подготовка обучающихся к семейной жизни) Социологические процессы в современном обществе не только не способствуют, но и значительно усложняют процесс социализации молодого поколения, в том числе подготовку к семейной жизни, чем усиливают необходимость формирования семейных установок, воспитания внутренней готовности к совместной жизни и вызывают потребность в новых методах и формах организации данного процесса. На решение данной проблемы направлена образовательная программа «Школа семейных взаимоотношений», реализованная в учебном процессе клуба общения «Семья» в МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» г. Новый Уренгой в виде действенной подготовки подростков к семейной жизни. Основными психолого-педагогическими факторами, позволяющими обеспечить развитие семейных ориентиров, внутренней готовности к семейным отношениям, выступают:Социализация личности через психолого-педагогическую поддержку и сопровождение жизненного пути обучающихся, которая способствует развитию социальной компетентности; Социально-педагогический подход, обуславливающий социальное самоопределение личности; Системный подход, обеспечивающий диагностику развития исследуемого объекта; Личностно-ориентированный подход, способствующий развитию индивидуальности, духовности, ответственного отношения к созданию собственной семьи; Взаимодействие педагогов, родителей, обучающихся, обеспечивающее целенаправленный процесс формирования семейных установок у обучающихся; Формирование мотивационной готовности к семейной жизни. Социокультурное развитие обучающихся обеспечивает их успешную социализацию, способствует развитию;Культуры отношений в социальной сфере; Потребности в социальных отношениях, в.ч. семейных; Коммуникативных способностей; Развитие социальной компетентности как целевой компонент программы обеспечивает приобретение новых стратегий социального поведения, поведенческих установок и ценностных ориентаций, обеспечивает социальную мобильность, развитие индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизации, способствует освоению методов психологического познания себя и другого человека. Это возможно при использовании нестандартных педагогических технологий, в частности проектной технологии. В качестве технологии при реализации программы выступает проектная педагогическая технология, которая позволяет актуализировать личностный потенциал обучающихся и создать условия их дальнейшей самореализации, саморазвития, приобретения навыков планирования в целях успешной превентивной социальной, личной и семейной адаптации. Академик В.П.Беспалько подчеркивает: «Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет». Целью педагогической проектировочной деятельности в рамках реализации программы «Школы семейных взаимоотношений» является предоставление подросткам возможности творить знания, создавать самим образовательную продукцию, начинать их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Благодаря методу проектов обучающие учатся сами определять индивидуальный смысл занятий, ставить цели, проектировать этапы собственной познавательной деятельности, отбирать темы, контролировать и оценивать свою работу. Подростки активно включаются в конструирование собственного образования, в процесс становления своей жизни. Особенности использования проектной технологии заключается в том, что смысл обучения становится не столько в передаче детям опыта прошлого, сколько в расширении их собственного опыта, который обеспечит их личностный и общекультурный рост. Педагог является прежде всего не учителем, а сопровождающим, который помогает подросткам, которые приходят на занятия, научиться ориентироваться и определять себя в сложном, многогранном мире. Применение в проектных технологий способствует тому, что обучающиеся учатся вырабатывать собственную жизненную позицию, мировоззрение, стремятся гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, объективно оценивать свое поведение. В результате обучающиеся умеют сопоставлять самооценку собственной деятельности, саморазвития. На занятиях в клубе общения «Семья» разрабатываются и реализуются различные проекты, нацеленные на решение многочисленных подростковых проблем в рамках образовательной программы «Школы семейных взаимоотношений». Результатами проектировочной деятельности являются многочисленные проекты:Коллективные – «Грани счастья», «Хочу стать счастливым!» Индивидуальные – «По ступеням страны счастья», «Моя красота» и др. В перспективе планируется и реализация детских проектов по всем разделам и блокам образовательной программы «Школы семейных отношений» Применение методов проектов позволяет повысить качество образовательного процесса в клубе общения: повышается уровень социального самоопределения подростков, их социальная компетенция, эффективно усваивается система знаний и представлений о функционировании семейного института, ориентация на семейные ценности. Таким образом, применение проектных технологий способствует формированию у обучающихся адекватной мотивации к созданию собственной семьи и реализует возможность получения ими конкретных знаний о себе, освоение методов психологического познания себя и другого человека, развитие социальных и коммуникативных качеств. Процесс социализации происходит успешнее, у подростков формируется системное единство, синтезирующее семейно-ценностные ориентации, социальную активность, жизненное самоопределение, социально-психологическую готовность к семейной жизни.Список используемой литературы:1. Духовно-нравственное воспитание российских школьников, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, М., 2008г.2. Духовно-нравственные ориентиры российской молодежи и ее представления о проблемах современного общества/ Под редакцией М.А. Слободской, М. 2008г.3. Психология и педагогика (Электронный курс) /И.В. Богданов, С.В. Лазарев, С.С. Ануфриенко, Е.М. Чмыхова, И.В. Усольцева
