Публикации
Методическая разработка: Деловая игра с педагогами дополнительного образования "Вопросы воспитания"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: Деловая игра с педагогами дополнительного образования "Вопросы воспитания"
Автор: Браун Наталья Гавриловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: Деловая игра с педагогами дополнительного образования "Вопросы воспитания"
Автор: Браун Наталья Гавриловна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» г. НЕРЮНГРИМетодическая разработка: Деловая игра с педагогами дополнительного образования «ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ»Разработчик: Браун Наталья Гавриловна,методист филиала «ЦРТДиЮ» в п. Беркакит 2025г.Тема: Деловая игра с педагогами ДО «Вопросы воспитания»Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов через деловую игру.Задачи: активизация потенциальных возможностей педагогов в аспекте саморазвития; развитие опыта взаимодействия и рефлексивных способностей участников; формирование творческого отношения педагогов к организации воспитательной деятельности, как важнейшему аспекту всей деятельности педагога; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве учреждения. Участники: педагоги дополнительного образования, методисты Ход игры: Деление на группы: «Молодые педагоги», «Опытные педагоги», «Аналитики» (методисты). Вступление. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного процесса, дополняет и развивает его. Оптимальными условиями всестороннего развития личности обладают учреждения дополнительного образования, становясь "зоной ближайшего развития" всей системы образования. Первичность воспитания в дополнительном образовании не вызывает сомнения.Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. Какой смысл вкладывается сегодня в понятие «воспитание»? В педагогической литературе под воспитанием понимается: Управление процессом развития личности посредством создания необходимых условий. Целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций. Приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений, общения, соответствующим принятым нормам и ценностям. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.Выполнение заданий в группах. Задание 1. «Мудрые высказывания». Каждой группе предлагается начало и окончание нескольких высказываний, соответствующих теме нашей игры. Группа «молодых» начинает читать начало одного из высказываний, «опытные» педагоги продолжают его. «Аналитики» получают все шесть высказываний, собирают их и оценивают правильность ответов коллег. «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой». Ушинский. «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, значит, ты – воспитатель». Летурно. «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». А. Дистервег. «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». Монтень. «Учитель, образ мыслей его – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». Дистервег. Я пытался достичь сердца ребенка словами,Они часто проходили мимо него неуслышанными.Я пытался достичь его сердца книгами,Он бросал на меня озадаченные взгляды.В отчаянии я отвернулся от него.«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?», - закричал я.Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной». Неизвестный поэт. Задание 2. «Экскурс в историю». Воспитание - это деятельность по преобразованию личности. Наиболее известны педагогическое наследие античности, Средневековья, Возрождения, современного периода. В чем состоит специфика таких систем воспитания, как спартанское, рыцарское, джентльменское, восточное, строителя коммунизма? На основании знакомства с текстовым материалом сформулировать цели воспитания спартанца и джентльмена - «молодые», строителя коммунизма и человека Востока - «опытные». «Аналитики» оценивают правильность формулировок. Спартанская система воспитания готовила прежде всего воина. Воспитанники приобретали навыки чтения и письма, пения, игры на музыкальных инструментах, но главными были физическое закаливание, приучение к аскетизму, немногословию, стойкому перенесению лишений и физических наказаний. Воспитание джентльмена в западной традиции 18-19вв. предполагало выработку характера, занятия физическими упражнениями, обучение хорошим манерам и нравственному поведению, развитие любознательности и интереса к учению. В качестве воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Смысл восточного воспитания сводился к выработке навыков послушания, повиновения воле всемогущего Аллаха и исполнения религиозных обязанностей, культивированию добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Знания носили вторичный характер, типичными были ограничение индивидуальной свободы независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни. Коммунистическое воспитание реализовывалось как воспитание человека в коллективе и через коллектив. Для коллективиста общественные интересы выше личных. Основными показателями успешности воспитания считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, убежденность в правоте коммунистической идеологии и чувство гордости за свою страну. Задание 3. «Идеальный педагог – какой он?». У каждого из нас в детстве был любимый учитель, а также был и такой педагог, которого не хочется вспоминать. Попробуем составить портрет «Идеального педагога», учитывая то, что «Молодые» вспоминают и записывают 5 качеств своего любимого учителя, а «Опытные» - 5 качеств педагога, которого не очень жаловали. «Аналитики» составляют портрет идеального педагога и на основе выступлений обобщают черты, присущие хорошему педагогу. Задание 4. «Синквейн». Сочинить синквейн на тему «Ребенок». Слово синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным. Втора строка - описание темы в двух словах, как правило, прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное философское обобщение, повторяющее суть темы.Примеры синквейнов на тему «Портфолио»:- «Портфолио»:- Яркий, деловой.- Рассказывает, показывает, удивляет.- Посмотрел – все стало ясно.- Зеркало!- «Портфолио».- Жиденький, тщедушный.- Мучаюсь, отбрыкиваюсь, страдаю.- Возьмите – только скорей отвяжитесь.- Отмазка! Задание 5. «Вышла из себя. Вернусь через 5 минут».Часто возникают ситуации, которые вызывают раздражение, нервируют, порой злят нас, но демонстрировать эти чувства нельзя.Поделитесь опытом – предложите несколько выходов из предложенных ситуаций. Ситуация «Педагог - педагог». Педагог задержал детей на занятии. Результат – опоздание обучающихся на другое занятие. Разгневанный второй педагог пришел высказать свое негодование первому, т.к. у него запланирована важная тема и из-за опоздания части детей страдают дети, которые пришли на занятие вовремя. Первый педагог возражает, что его занятие было не менее важным и дети готовились к итоговому зачету. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей, в т.ч. детей. Ситуация «Педагог – обучающийся». Категорический отказ обучающегося прислушаться к мнению педагога в выполняемой работе. Ребенок доволен полученными результатами, не хочет замечать недостатков и не желает их исправлять. Педагог авторитарно настаивает на своем мнении, считая, что работа выполнена неправильно, категорично указывает на ошибки и просчеты, которые ребенок должен исправить, иначе работа не будет оценена (не взята на выставку, на концерт). Ситуация «Педагог – родитель». Ребенок некоторое время не посещал занятия по уважительной причине. Из-за отставания от других детей его не поставили в танец. Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, педагог не имел права убирать ребенка из танца, т.к. он его начинал учить и сможет догнать остальных ребят. Педагог считает, что поступил правильно и заявляет родителю, что интересы коллектива выше интересов одного человека. Задание 6. «Что важнее?». Молодые педагоги должны проранжировать свои действия при составлении плана воспитательной работы, а опытные педагоги - проранжировать по степени важности 9 предложенных А.С.Макаренко позиций воспитательного арсенала педагога, он называл это «инструментарием прикосновения к личности». «Аналитики» делают и то, и другое и сравнивают мнения двух групп. Задание 7. «Поощрение и наказание». «Молодые» составляют перечень наиболее эффективных поощрений, «опытные» - перечень наиболее работающих наказаний. «Аналитики» выполняют те же задания и проводят сравнительный анализ. Задание 8. «Пиктограмма». Нарисовать предложенные пословицы, которые прямо или косвенно связаны с процессом воспитания, обучения. Ученье свет, а не ученье - тьма.Век живи, век учись.Не хочу учиться, а хочу жениться.Терпение и труд все перетрут.Переученный хуже недоученного. Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Задание 9. «Перекрестные ассоциации»: - запишите две пришедшие в голову ассоциации, относящие к теме. - для каждой из записанных ассоциаций придумайте еще по две ассоциации. - для каждой пары понятий, расположенных в центре и по краям, придумайте по одной связывающей их ассоциации. - опираясь на последние ассоциации, подвести резюме, связав их в своего рода «ключевое предложение». - аналитики сравнивают полученные ключевые предложения и тему, которая лежала в их основе: есть ли совпадения, могут ли ключевые предложения стать единым, разделяемым всеми мнением. Обобщить. Заключительная часть. Итог игры. Команды делятся впечатлениями. - Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.- Необходимо создание воспитывающей среды, способствующей свободному и творческому самовыражению личности учащихся, единого пространства, вмещающего интересы детей и педагогов, предполагающего преемственную связь учебного и внеучебного процессов. Французская мудрость: «Все проблемы будут решены, если мы будем ими обмениваться. Как решить чужую проблему, знает каждый». Приложение
