Публикации
Мастер - класс для педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"
Автор: Инвияева Жанна Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"
Автор: Инвияева Жанна Павловна
Мастер-классдлявоспитателей«Учимсявзаимодействоватьсродителями»Воспитатель:Инвияева Жанна Павловна Цель:повыситьуровеньпрофессиональногомастерствапедагоговДОУввопросахвзаимодействияссемьями воспитанников.Задачи:Выявитьпроблемуворганизациисовместнойработымолодогопедагогасродителямивоспитанников.Определитьстратегиивзаимодействияродителейивоспитателей.Помочьпедагогамвовладениипонятием«профессиональнаякомпетентностьпедагогавсфереобщениясродителямивоспитанников»Ход мастер-классаЗдравствуйте,уважаемыеколлеги!Сегодняяпроведумастер-класснаоченьважную,нужнуютему:«Учимсяобщаться сродителями».Работассемьей–этокропотливыйтруд.Нужноучитыватьсовременныйподходвработессемьей.Главнаятенденция–обучатьродителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует отпедагоговопределенныхусилий.Ивоспитатель,иродитель–взрослыелюди,которыеимеютсвоипсихологическиеособенности,возрастныеииндивидуальныечерты,свойжизненныйопытисобственноевидениепроблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагогавсфереобщения сродителями.На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы ипапы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – иуходят.Целыйденьдетипроводятвдетскомсаду:играют,гуляют,занимаются...Авечеромприходятродители за свои чадом. Педагоги и родители общаются, обсуждают успехидетей и испытываемые ими затруднения, выясняют, чем живет ребенок,что его интересует, радует, огорчает. Но есть и грустнаякартина,вкоторыхобщениепедагоговсродителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом делеворганизацииобщениямного:этоинепониманиеродителямиважностирежимадетскогосада,ипостоянноеегонарушение,отсутствиеединстватребованийвсемьеи детском саду.Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же сродителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личногохарактера.Онизачастуюотносятсякпедагогамснисходительноипренебрежительно,снимитрудноустановитьконтакт,наладитьсотрудничество,статьпартнерамивобщемделевоспитанияребенка.Номногиеизниххотелибыобщатьсяспедагогами«наравных»,каксколлегами,прийтикдоверительному,«душевному»общению.Трудностиорганизациисовместнойработыпедагогасродителямивоспитанников:Непониманиеродителямиважностирежимадетскогосада,ипостоянноеегонарушение Отсутствиеединстватребованийвсемьеидетскомсаду. Стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.Изчегожескладывается успехобщения? Доброжелательныйстильобщенияпедагоговиродителей.Неуместнакатегоричность,требовательныйтон. Индивидуальныйподходнуженнетольковобщениисдетьми,ноивработесродителями.Воспитательдолженчувствоватьситуацию,настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать ивместеподумать,как помочьребенку. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители —люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропагандыпользыне принесет. Предлагаю вам небольшую разминку.Вопросы впрезентации.Комупринадлежитведущаярольввоспитанииребенка-дошкольника?(семье) Назовитезаконодательныедокументы,вкоторыхобозначенаприоритетнаярольсемьиввоспитанииребенка(КонституцияРФ,Закон «Обобразовании»,Конвенцияоправахребенка,Семейныйкодекс)Вчемзаключаетсярольдругихсоциальныхинститутовввоспитаниидетей?(помочь,поддержать,направить,дополнитьвоспитательнуюдеятельностьсемьи) Вчемзаключаетсякомпетентностьпедагогавобщениисродителями?(совершенствуетсвоизнания,стремитсякактивномувзаимодействию,внимателен,выдержан,тактиченвобщении,владеетзнаниямиосемье,учитываетсоциальныезапросыродителей,умеетпланироватьработусродителями,обладаеткоммуникативныминавыками) В каких областях знаний должен быть компетентен педагог дляполноценного общения с родителями?(медицина, психология,педагогика.) Назовите условия, при которых может снизиться компетентностьпедагога?(недостаточнаямотивациядлядеятельности,недостаточностьинформированности) Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?(помощьколлег,наставников,созданиемотивациидлядеятельности,чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсыповышенияквалификации,участие впроблемныхсеминарах) Назовитеметодыизучениясемьи?(анкетирование,тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностьюребёнка,ит.д.) Назовитеформыработыссемьей?(родительскиесобрания,анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытыхдверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие,проведениеобщихдосугов сприглашением родителей) Комупринадлежитведущаярольворганизацииобщения?Конечновоспитателю.Чтобывыстроитьеговажнообладатькоммуникативнымиумениями,ориентироватьсявпроблемахвоспитанияинуждахсемьи,бытьвкурсепоследнихдостиженийнауки.Педагогдолжендатьродителямпочувствоватьсвоюкомпетентностьизаинтересованностьвуспешномразвитииребенка,показатьродителям,чтоонвидитвнихпартнеров,единомышленников.Желаниепойтинаконтакт,наладитьотношения. Помочьдругдругу,увидетьвдругомравногосебепартнера. Услышатьпартнера. Признатьправодругогонаинуюпозициюипонятьэтупозицию. Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которымисталкиваетсявоспитательвобщении сродителями.(Отдаюмячи одномупедагогуиперечисляюих названияпедагогу).Яраздаювам:Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детстваиего значения. Неоправданнопозитивныеожиданияродителейотдошкольногоучреждения.Неоправданнопозитивноеожиданиевозникаеттогда,когдародители,отдаваяребенкавдетскийсад,думаютотом,чтодетскийсадвсему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожиданияоказываютсянапрасными,возникаетогромноенапряжениемеждуродителямиипедагогами.Насамомделедетскийсадспособенмногоесделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и онникогданесможетполностьюзаменитьродителейивоспитательноевоздействиесемьи. Неоправданнонегативныеожиданияродителейотдошкольногоучреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным илисам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров отом, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение.Такойзаранееподготовленныйотрицательныйнастройобязательнопередается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношениямеждувоспитателем и родителем. Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервируетребёнка,настраиваетегопротивдетского сада. Воспитатель порой становится для родителей символом власти, некимконтролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитательоцениваетребенка,даеткакие-торекомендации,родительоченьчасто ошибочносчитает,чтооцениваютегосамого,егосостоятельностькакчеловекаиродителя.Непониманиепедагогамисвоейроливотношенияхсродителями,неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствиенавыковобщения. Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочетсясделать?(Ответыучастников)Положитеихобратновкорзину.Многиепедагогииспытываютзатруднениявобщениисродителямивоспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нетдела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок выросхорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает временидля общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужнопедагогамувидеть причинытрудностей— нетольков родителях,но ивсебе.Игра«Общениесродителями»На столе перед вами расположены установки на общение с родителями:изкаждойпарыприведенныхутвержденийвыделитеодно,котороеприменимо ввашемпонимании этогослова.вопрос а)ядолжнакакможночащепредоставлятьродителямвозможностьсамимприниматьрешения.б)мненужнонастоятьнасвоейпозицииилимнении.вопрос а)менядолжныуважать.б)ядолжназавоеватьуважение.вопрос а)ядолжнабытьвцентревнимания.б)необходимодержатьсявтени,нознать,что работаидет.вопрос а) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.б)я всегдаавансирую довериеродителям.Правильныеответы:1Б,2Б,3Б,4Б.Игра«Тренировкаинтонации»Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействиявоспитателявобщении сродителями.Произнеситефразу:«МненебезразличныуспехиВашегоребенка».соттенкамииронии, -безразличия,требовательности, -доброжелательности.Какаяинтонациянаиболееприемлемавобщениисродителями?Правилаобщениясродителями:Всегдастремиться бытьв хорошем настроении и быть приятным вобщении. Старатьсяпочувствоватьэмоциональноесостояниеродителей. Находитьвозможностькаждыйразговоритьродителямчто-нибудьположительноеоребенке—этолучшийспособрасположитьродителей ксебе. Даватьродителямвозможностьвысказаться,неперебиваяих. Бытьэмоциональноуравновешеннымприобщениисродителями,подаватьпримервоспитанностии такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этимсвоего достоинствауронитьнельзя,ноукрепитьего можно. Взаимодействиеродителейидетскогосадавозникаетнесразу.Этодлительныйпроцесс,долгийикропотливыйтруд,требующийтакта,взаимоуваженияитерпения,каксостороныпедагога,такисостороныродителей.Игра«Волшебноеозеро»звучитспокойнаямузыкаДавайтеобразуемкруг.Япредлагаювамвыполнитьупражнение«Волшебноеозеро».У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу.Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, вмаленьком«волшебном»озере,выувидитесамогоуникальногоинеповторимогочеловеканасвете,улыбнитесьему.(Передаютшкатулку).Ответилвам этотчеловек на вашуулыбку?(отвечаютисадятся).Еслимыбудемулыбатьсядругдругупривстрече,тоинамбудутотвечатьдобрыми,искренними улыбками.Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность изаинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, чтоонвидитвнихпартнеров,единомышленников.Всеэтоприводитнаскпонятию«профессиональнаякомпетентностьпедагогавсфереобщениясродителямивоспитанников»Хочузакончитьнашмастер-класссловамиАнтонаСемёновича.Макаренко:Воспитательдолженсебятаквести,чтобыкаждоедвижениееговоспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего оннехочет.Есливоспитательнезнаетэтого,когоонможетвоспитывать?Спасибо за внимание!Источники:
