Публикации Мастер - класс для педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"
Автор: Инвияева Жанна Павловна

Мастер-классдлявоспитателей«Учимсявзаимодействоватьсродителями»Воспитатель:Инвияева Жанна Павловна Цель:повыситьуровеньпрофессиональногомастерствапедагоговДОУввопросахвзаимодействияссемьями воспитанников.Задачи:Выявитьпроблемуворганизациисовместнойработымолодогопедагогасродителямивоспитанников.Определитьстратегиивзаимодействияродителейивоспитателей.Помочьпедагогамвовладениипонятием«профессиональнаякомпетентностьпедагогавсфереобщениясродителямивоспитанников»Ход мастер-классаЗдравствуйте,уважаемыеколлеги!Сегодняяпроведумастер-класснаоченьважную,нужнуютему:«Учимсяобщаться сродителями».Работассемьей–этокропотливыйтруд.Нужноучитыватьсовременныйподходвработессемьей.Главнаятенденция–обучатьродителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует отпедагоговопределенныхусилий.Ивоспитатель,иродитель–взрослыелюди,которыеимеютсвоипсихологическиеособенности,возрастныеииндивидуальныечерты,свойжизненныйопытисобственноевидениепроблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагогавсфереобщения сродителями.На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы ипапы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – иуходятелыйденьдетипроводятвдетскомсаду:играют,гуляют,занимаются...Авечеромприходятродители за свои чадом. Педагоги и родители общаются, обсуждают успехидетей и испытываемые ими затруднения, выясняют, чем живет ребенок,что его интересует, радует, огорчает. Но есть и грустнаякартина,вкоторыхобщениепедагоговсродителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом делеворганизацииобщениямного:этоинепониманиеродителямиважностирежимадетскогосада,ипостоянноеегонарушение,отсутствиеединстватребованийвсемьеи детском саду.Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же сродителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личногохарактера.Онизачастуюотносятсякпедагогамснисходительноипренебрежительно,снимитрудноустановитьконтакт,наладитьсотрудничество,статьпартнерамивобщемделевоспитанияребенка.Номногиеизниххотелибыобщатьсяспедагогами«наравных»,каксколлегами,прийтикдоверительному,«душевному»общению.Трудностиорганизациисовместнойработыпедагогасродителямивоспитанников:
  • Непониманиеродителямиважностирежимадетскогосада,ипостоянноеегонарушение
  • Отсутствиеединстватребованийвсемьеидетскомсаду.
  • Стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.Изчегожескладывается успехобщения?
  • Доброжелательныйстильобщенияпедагоговиродителей.Неуместнакатегоричность,требовательныйтон.
  • Индивидуальныйподходнуженнетольковобщениисдетьми,ноивработесродителями.Воспитательдолженчувствоватьситуацию,настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать ивместеподумать,как помочьребенку.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители —люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропагандыпользыне принесет.
  • Предлагаю вам небольшую разминку.Вопросы впрезентации.
  • Комупринадлежитведущаярольввоспитанииребенка-дошкольника?(семье)
  • Назовитезаконодательныедокументыкоторыхобозначенаприоритетнаярольсемьиввоспитанииребенка(КонституцияРФ,Закон
  • «Обобразовании»онвенцияоправахребенка,Семейныйкодекс)
  • Вчемзаключаетсярольдругихсоциальныхинститутовввоспитаниидетей?(помочь,поддержать,направить,дополнитьвоспитательнуюдеятельностьсемьи)
  • Вчемзаключаетсякомпетентностьпедагогавобщениисродителями?(совершенствуетсвоизнания,стремитсякактивномувзаимодействию,внимателен,выдержан,тактиченвобщении,владеетзнаниямиосемье,учитываетсоциальныезапросыродителей,умеетпланироватьработусродителями,обладаеткоммуникативныминавыками)
  • В каких областях знаний должен быть компетентен педагог дляполноценного общения с родителями?(медицина, психология,педагогика.)
  • Назовите условия, при которых может снизиться компетентностьпедагога?(недостаточнаямотивациядлядеятельности,недостаточностьинформированности)
  • Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?(помощьколлег,наставников,созданиемотивациидлядеятельности,чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсыповышенияквалификации,участие впроблемныхсеминарах)
  • Назовитеметодыизучениясемьи?(анкетирование,тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностьюребёнка,ит.д.)
  • Назовитеформыработыссемьей?(родительскиесобрания,анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытыхдверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие,проведениеобщихдосугов сприглашением родителей)
  • Комупринадлежитведущаярольворганизацииобщения?Конечновоспитателютобывыстроитьеговажнообладатькоммуникативнымиумениями,ориентироватьсявпроблемахвоспитанияинуждахсемьи,бытьвкурсепоследнихдостиженийнаукиедагогдолжендатьродителямпочувствоватьсвоюкомпетентностьизаинтересованностьвуспешномразвитииребенка,показатьродителям,чтоонвидитвнихпартнеров,единомышленников.
  • Желаниепойтинаконтакт,наладитьотношения.
  • Помочьдругдругувидетьвдругомравногосебепартнера.
  • Услышатьпартнера.
  • Признатьправодругогонаинуюпозициюипонятьэтупозицию.
  • Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которымисталкиваетсявоспитательвобщении сродителями.(Отдаюмячи одномупедагогуиперечисляюих названияпедагогу).Яраздаювам:
  • Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детстваиего значения.
  • Неоправданнопозитивныеожиданияродителейотдошкольногоучреждения.Неоправданнопозитивноеожиданиевозникаеттогда,когдародители,отдаваяребенкавдетскийсад,думаютотом,чтодетскийсадвсему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожиданияоказываютсянапрасными,возникаетогромноенапряжениемеждуродителямиипедагогами.Насамомделедетскийсадспособенмногоесделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и онникогданесможетполностьюзаменитьродителейивоспитательноевоздействиесемьи.
  • Неоправданнонегативныеожиданияродителейотдошкольногоучреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным илисам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров отом, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение.Такойзаранееподготовленныйотрицательныйнастройобязательнопередается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношениямеждувоспитателем и родителем.
  • Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервируетребёнкаастраиваетегопротивдетского сада.
  • Воспитатель порой становится для родителей символом власти, некимконтролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитательоцениваетребенка,даеткакие-торекомендации,родительоченьчасто
  • ошибочносчитает,чтооцениваютегосамого,егосостоятельностькакчеловекаиродителя.
  • Непониманиепедагогамисвоейроливотношенияхсродителями,неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствиенавыковобщения.
  • Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочетсясделать?(Ответыучастников)Положитеихобратновкорзину.Многиепедагогииспытываютзатруднениявобщениисродителямивоспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нетдела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок выросхорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает временидля общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужнопедагогамувидеть причинытрудностей— нетольков родителях,но ивсебе.Игра«Общениесродителями»На столе перед вами расположены установки на общение с родителями:изкаждойпарыприведенныхутвержденийвыделитеодно,котороеприменимо ввашемпонимании этогослова.
  • вопрос
  • а)ядолжнакакможночащепредоставлятьродителямвозможностьсамимприниматьрешения.б)мненужнонастоятьнасвоейпозицииилимнении.
  • вопрос
  • а)менядолжныуважать.б)ядолжназавоеватьуважение.
  • вопрос
  • а)ядолжнабытьвцентревнимания.б)необходимодержатьсявтени,нознать,что работаидет.
  • вопрос
  • а) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.б)я всегдаавансирую довериеродителям.Правильныеответы:1Б,2Б,3Б,4Б.Игра«Тренировкаинтонации»Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействиявоспитателявобщении сродителями.Произнеситефразу:«МненебезразличныуспехиВашегоребенка».
  • соттенкамииронии,
  • -безразличия,
  • требовательности,
  • -доброжелательности.Какаяинтонациянаиболееприемлемавобщениисродителями?Правилаобщениясродителями:
  • Всегдастремиться бытьв хорошем настроении и быть приятным вобщении.
  • Старатьсяпочувствоватьэмоциональноесостояниеродителей.
  • Находитьвозможностькаждыйразговоритьродителямчто-нибудьположительноеоребенке—этолучшийспособрасположитьродителей ксебе.
  • Даватьродителямвозможностьвысказаться,неперебиваяих.
  • Бытьэмоциональноуравновешеннымприобщениисродителями,подаватьпримервоспитанностии такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этимсвоего достоинствауронитьнельзя,ноукрепитьего можно.
  • Взаимодействиеродителейидетскогосадавозникаетнесразу.Этодлительныйпроцесс,долгийикропотливыйтруд,требующийтакта,взаимоуваженияитерпения,каксостороныпедагога,такисостороныродителей.Игра«Волшебноеозеро»звучитспокойнаямузыкаДавайтеобразуемкруг.Япредлагаювамвыполнитьупражнение«Волшебноеозеро».У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу.Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, вмаленьком«волшебном»озере,выувидитесамогоуникальногоинеповторимогочеловеканасвете,улыбнитесьему.(Передаютшкатулку).Ответилвам этотчеловек на вашуулыбку?(отвечаютисадятся).Еслимыбудемулыбатьсядругдругупривстрече,тоинамбудутотвечатьдобрыми,искренними улыбками.Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность изаинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, чтоонвидитвнихпартнеров,единомышленников.Всеэтоприводитнаскпонятию«профессиональнаякомпетентностьпедагогавсфереобщениясродителямивоспитанников»Хочузакончитьнашмастер-класссловамиАнтонаСемёновича.Макаренко:Воспитательдолженсебятаквести,чтобыкаждоедвижениееговоспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего оннехочет.Есливоспитательнезнаетэтого,когоонможетвоспитывать?Спасибо за внимание!Источники:
    -