Публикации
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Автор: Гапеева Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Автор: Гапеева Елена Владимировна
УДК 349
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гапеева Елена Владимировна
магистрант 3-го курса магистратуры Донбасского государственного университета юстиции, г. Донецк
Научный руководитель: Образцова Валентина Игоревна
к.ю.н., ФГБОУ ВО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, РФ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы развития системы опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации. Анализируются существующие недостатки в организации работы органов опеки, кадровом обеспечении и координации между различными ведомствами. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию системы, включая создание единого федерального ведомства, разделение функций органов опеки, усиление профилактической работы, освобождение органов опеки от несвойственных функций, передачу отдельных полномочий уполномоченным организациям, совершенствование обратной связи и повышение квалификации специалистов. Особое внимание уделяется необходимости комплексного подхода к защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, и созданию условий для их полноценного развития.
Ключевые слова: опека и попечительство, несовершеннолетние, защита прав детей, органы опеки и попечительства, социальное сиротство, профилактика, подготовка специалистов, координация ведомств.
Obrazcova V.I., Gapeeva E.V.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTODY AND GUARDIANSHIP OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article discusses the current problems and prospects for the development of the system of guardianship and guardianship of minors in the Russian Federation. The existing shortcomings in the organization of the work of guardianship authorities, staffing and coordination between various departments are analyzed. Specific measures are proposed to improve the system, including the creation of a single federal agency, separation of functions of guardianship authorities, strengthening preventive work, freeing guardianship authorities from uncharacteristic functions, transferring certain powers to authorized organizations, improving feedback and professional development. Special attention is paid to the need for an integrated approach to protecting the rights and interests of children left without parental care and creating conditions for their full development.
Key words: guardianship and custody, minors, protection of children's rights, guardianship and custody authorities, social orphanhood, prevention, professional training, departmental coordination.
Опека и попечительство являются важнейшими институтами защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. В Российской Федерации система опеки и попечительства нуждается в постоянном совершенствовании, чтобы соответствовать современным вызовам и эффективно защищать права детей. В настоящее время в этой сфере существует ряд проблем, требующих системного решения.
Одной из ключевых перспектив развития является создание единого ведомства на федеральном уровне, которое бы комплексно занималось вопросами защиты семьи и детства. Сейчас эти задачи распределены между различными органами исполнительной власти, что не позволяет обеспечить целостный и скоординированный подход к поддержке семей с детьми. Создание единого ведомства позволит сконцентрировать ресурсы и экспертизу, а также разработать единую стратегию в области защиты детства.
Еще одним важным направлением является разделение функций органов опеки и попечительства на два сегмента: формально-юридический и психологически ориентированный. Первый сегмент будет отвечать за решение юридических вопросов, связанных с установлением опеки и попечительства, оформлением документов и контролем за соблюдением прав детей. Второй сегмент будет заниматься психологической поддержкой детей и семей, проводить консультации и оказывать помощь в адаптации к новым условиям жизни. Такой подход позволит повысить качество оказываемой помощи и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.
Для повышения эффективности работы системы опеки и попечительства необходимо наладить координацию между органами опеки и попечительства и учреждениями, оказывающими правовую, медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним. Это позволит своевременно выявлять детей, нуждающихся в помощи, и обеспечивать им комплексную поддержку. Важно также развивать систему профилактики социального сиротства, чтобы предотвратить попадание детей в сложные жизненные ситуации.
Усиление профилактической работы органов опеки и попечительства позволит оперативно выявлять семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на самых ранних этапах. Раннее выявление проблем позволит оказать своевременную помощь семье и предотвратить развитие кризисной ситуации, обеспечив ребенку возможность расти и воспитываться в родной семье.
Важным шагом к повышению эффективности работы органов опеки и попечительства является освобождение их от несвойственных функций. Необходимо четко определить перечень полномочий органов опеки на федеральном уровне и не допускать его расширения на региональном уровне. Это позволит специалистам органов опеки сосредоточиться на выполнении своих основных задач и повысить качество их работы.
Помимо всего прочего, необходимо рассмотреть возможность передачи отдельных функций и обязанностей органов опеки уполномоченным организациям, таким как социальные, образовательные, медицинские учреждения и НКО, которые прошли отбор и соответствуют законодательным требованиям. Это позволит привлечь к работе с детьми квалифицированных специалистов и использовать ресурсы различных организаций для решения проблем детства.
Совершенствование обратной связи в сфере деятельности органов опеки и попечительства является еще одним важным направлением развития. Необходимо проводить регулярные проверки деятельности органов опеки и сиротских учреждений, чтобы убедиться в соблюдении прав воспитанников и выявить недостатки в работе. Важно также учитывать мнение детей и их законных представителей при оценке деятельности органов опеки и попечительства.
Необходимым условием для эффективной работы системы опеки и попечительства является целенаправленная подготовка специалистов, работающих с семьей. К 2027 году необходимо организовать систематическое повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства в регионах. Важно также разработать образовательные программы для подготовки специалистов в вузах, которые будут специализироваться на вопросах защиты прав детей и семьи. По данным 2022 года, в органах опеки по всей стране работали около 12 тыс. человек, большинство из которых имели высшее образование (95%), в основном юристы, педагоги, психологи, социальные работники. На каждого специалиста в среднем приходилось 2,5 тыс. человек, что говорит о высокой нагрузке на специалистов и необходимости повышения их квалификации.
Несмотря на принимаемые меры, в системе опеки и попечительства сохраняются проблемы. По данным заместителя председателя Государственной Думы Анны Кузнецовой, в 2022 году в сиротских учреждениях находилось более 35 тыс. детей, примерно половина из них - более двух лет. Также отмечается увеличение количества отмененных решений о передаче ребёнка в семью, что говорит о необходимости более тщательного подбора и подготовки приемных родителей.
Для обеспечения благополучия детей необходимо усилить профилактическую работу органов опеки и попечительства, чтобы оперативно выявлять семьи с проблемами на ранних стадиях и поддерживать возможность воспитания ребенка в родной семье. Профилактические меры должны охватывать не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и тех, чье физическое или психическое здоровье и развитие страдают в семье. Важно закрепить эту обязанность органов опеки и попечительства в законодательстве.
Для оптимизации работы органов опеки следует освободить их от несвойственных функций и установить на федеральном уровне четкий и исчерпывающий перечень их полномочий, не подлежащий расширению регионами. Некоторые функции и обязанности, которые сейчас выполняют органы опеки, целесообразно передать отобранным уполномоченным организациям, таким как социальные, образовательные, медицинские учреждения и НКО, отвечающим законодательным требованиям.
Выходит, что развитие системы опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, оптимизацию структуры органов опеки, повышение квалификации специалистов, развитие профилактической работы и налаживание координации между различными ведомствами и организациями. Только в этом случае можно обеспечить эффективную защиту прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, и создать условия для их полноценного развития.
Список использованных источников
Воронцова М. В., Макаров В. Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения. - М., 2015. - 63 с.
Махарадзе К. С. Гражданское право: институт опеки и попечительства: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та, 2021. - 653 с.
Чурсина А. С. Некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №5. - 45 с.
Ющенко Н. В. Перспективные векторы развития института опеки и попечительства в России и рекомендации по его совершенствованию // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №52. - 115 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гапеева Елена Владимировна
магистрант 3-го курса магистратуры Донбасского государственного университета юстиции, г. Донецк
Научный руководитель: Образцова Валентина Игоревна
к.ю.н., ФГБОУ ВО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, РФ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и перспективы развития системы опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации. Анализируются существующие недостатки в организации работы органов опеки, кадровом обеспечении и координации между различными ведомствами. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию системы, включая создание единого федерального ведомства, разделение функций органов опеки, усиление профилактической работы, освобождение органов опеки от несвойственных функций, передачу отдельных полномочий уполномоченным организациям, совершенствование обратной связи и повышение квалификации специалистов. Особое внимание уделяется необходимости комплексного подхода к защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, и созданию условий для их полноценного развития.
Ключевые слова: опека и попечительство, несовершеннолетние, защита прав детей, органы опеки и попечительства, социальное сиротство, профилактика, подготовка специалистов, координация ведомств.
Obrazcova V.I., Gapeeva E.V.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTODY AND GUARDIANSHIP OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article discusses the current problems and prospects for the development of the system of guardianship and guardianship of minors in the Russian Federation. The existing shortcomings in the organization of the work of guardianship authorities, staffing and coordination between various departments are analyzed. Specific measures are proposed to improve the system, including the creation of a single federal agency, separation of functions of guardianship authorities, strengthening preventive work, freeing guardianship authorities from uncharacteristic functions, transferring certain powers to authorized organizations, improving feedback and professional development. Special attention is paid to the need for an integrated approach to protecting the rights and interests of children left without parental care and creating conditions for their full development.
Key words: guardianship and custody, minors, protection of children's rights, guardianship and custody authorities, social orphanhood, prevention, professional training, departmental coordination.
Опека и попечительство являются важнейшими институтами защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. В Российской Федерации система опеки и попечительства нуждается в постоянном совершенствовании, чтобы соответствовать современным вызовам и эффективно защищать права детей. В настоящее время в этой сфере существует ряд проблем, требующих системного решения.
Одной из ключевых перспектив развития является создание единого ведомства на федеральном уровне, которое бы комплексно занималось вопросами защиты семьи и детства. Сейчас эти задачи распределены между различными органами исполнительной власти, что не позволяет обеспечить целостный и скоординированный подход к поддержке семей с детьми. Создание единого ведомства позволит сконцентрировать ресурсы и экспертизу, а также разработать единую стратегию в области защиты детства.
Еще одним важным направлением является разделение функций органов опеки и попечительства на два сегмента: формально-юридический и психологически ориентированный. Первый сегмент будет отвечать за решение юридических вопросов, связанных с установлением опеки и попечительства, оформлением документов и контролем за соблюдением прав детей. Второй сегмент будет заниматься психологической поддержкой детей и семей, проводить консультации и оказывать помощь в адаптации к новым условиям жизни. Такой подход позволит повысить качество оказываемой помощи и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.
Для повышения эффективности работы системы опеки и попечительства необходимо наладить координацию между органами опеки и попечительства и учреждениями, оказывающими правовую, медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним. Это позволит своевременно выявлять детей, нуждающихся в помощи, и обеспечивать им комплексную поддержку. Важно также развивать систему профилактики социального сиротства, чтобы предотвратить попадание детей в сложные жизненные ситуации.
Усиление профилактической работы органов опеки и попечительства позволит оперативно выявлять семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на самых ранних этапах. Раннее выявление проблем позволит оказать своевременную помощь семье и предотвратить развитие кризисной ситуации, обеспечив ребенку возможность расти и воспитываться в родной семье.
Важным шагом к повышению эффективности работы органов опеки и попечительства является освобождение их от несвойственных функций. Необходимо четко определить перечень полномочий органов опеки на федеральном уровне и не допускать его расширения на региональном уровне. Это позволит специалистам органов опеки сосредоточиться на выполнении своих основных задач и повысить качество их работы.
Помимо всего прочего, необходимо рассмотреть возможность передачи отдельных функций и обязанностей органов опеки уполномоченным организациям, таким как социальные, образовательные, медицинские учреждения и НКО, которые прошли отбор и соответствуют законодательным требованиям. Это позволит привлечь к работе с детьми квалифицированных специалистов и использовать ресурсы различных организаций для решения проблем детства.
Совершенствование обратной связи в сфере деятельности органов опеки и попечительства является еще одним важным направлением развития. Необходимо проводить регулярные проверки деятельности органов опеки и сиротских учреждений, чтобы убедиться в соблюдении прав воспитанников и выявить недостатки в работе. Важно также учитывать мнение детей и их законных представителей при оценке деятельности органов опеки и попечительства.
Необходимым условием для эффективной работы системы опеки и попечительства является целенаправленная подготовка специалистов, работающих с семьей. К 2027 году необходимо организовать систематическое повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства в регионах. Важно также разработать образовательные программы для подготовки специалистов в вузах, которые будут специализироваться на вопросах защиты прав детей и семьи. По данным 2022 года, в органах опеки по всей стране работали около 12 тыс. человек, большинство из которых имели высшее образование (95%), в основном юристы, педагоги, психологи, социальные работники. На каждого специалиста в среднем приходилось 2,5 тыс. человек, что говорит о высокой нагрузке на специалистов и необходимости повышения их квалификации.
Несмотря на принимаемые меры, в системе опеки и попечительства сохраняются проблемы. По данным заместителя председателя Государственной Думы Анны Кузнецовой, в 2022 году в сиротских учреждениях находилось более 35 тыс. детей, примерно половина из них - более двух лет. Также отмечается увеличение количества отмененных решений о передаче ребёнка в семью, что говорит о необходимости более тщательного подбора и подготовки приемных родителей.
Для обеспечения благополучия детей необходимо усилить профилактическую работу органов опеки и попечительства, чтобы оперативно выявлять семьи с проблемами на ранних стадиях и поддерживать возможность воспитания ребенка в родной семье. Профилактические меры должны охватывать не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и тех, чье физическое или психическое здоровье и развитие страдают в семье. Важно закрепить эту обязанность органов опеки и попечительства в законодательстве.
Для оптимизации работы органов опеки следует освободить их от несвойственных функций и установить на федеральном уровне четкий и исчерпывающий перечень их полномочий, не подлежащий расширению регионами. Некоторые функции и обязанности, которые сейчас выполняют органы опеки, целесообразно передать отобранным уполномоченным организациям, таким как социальные, образовательные, медицинские учреждения и НКО, отвечающим законодательным требованиям.
Выходит, что развитие системы опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, оптимизацию структуры органов опеки, повышение квалификации специалистов, развитие профилактической работы и налаживание координации между различными ведомствами и организациями. Только в этом случае можно обеспечить эффективную защиту прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, и создать условия для их полноценного развития.
Список использованных источников
Воронцова М. В., Макаров В. Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения. - М., 2015. - 63 с.
Махарадзе К. С. Гражданское право: институт опеки и попечительства: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та, 2021. - 653 с.
Чурсина А. С. Некоторые проблемы правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - №5. - 45 с.
Ющенко Н. В. Перспективные векторы развития института опеки и попечительства в России и рекомендации по его совершенствованию // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №52. - 115 с.
