Публикации Сценарий музыкального занятия в форме квест - игры "Путешествие в музыкальную страну"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий музыкального занятия в форме квест - игры "Путешествие в музыкальную страну"
Автор: Попова Валентина Владимировна

Конспект открытого музыкального занятияв подготовительной к школе группеТЕМА: Квест – игра: «Путешествие в музыкальную страну»Образовательная область - художественно- эстетическое развитиеУчастники – дети подготовительной группы Интеграция образовательных областей: (Художественно – эстетическое развитие (аппликация)), социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности через квест – игру.Задачи:1.Обучающие задачи:- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.- способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах.- учить детей создавать простой осенний пейзаж; -2.Развивающие задачи:- развивать у детей певческие навыки: учит петь связно, чистоинтонировать, передавать при пении характер музыкального произведения;- музыкально-двигательные навыки: ориентироваться в пространстве и в различных перестроениях под музыку;- чувство ансамбля в детском оркестре;- речь – четкое произношение слов в песне; зрительное, слуховое восприятие;- развитие мелкой моторики, цветового восприятия, чувства формы и композиции;3.Воспитательные задачи:- воспитывать чувства сопереживания музыкальным образам, -формировать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, чувство товарищества;Оборудование:Музыкальные инструменты: (бубны, трещётки, ложки, бубенцы), портрет композитора П.И.Чайковского, презентация.Методы и приёмы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод.Содержание занятия:
  • Приветствие.
  • Музыкально - дидактическая игра «Ножки ладошки»
  • Игра на детских музыкальных инструментах . «На горе – то калина»
  • Слушание Пьеса  "Подснежник" из альбома «Времена года» П. И. Чайковского
  • Игровое распевание "Весна».
  • Пение: «Детский сад»
  • 6. Танец «Полька»7. Релаксация П. И. Чайковский «Вальс цветов»Ход занятияМузыкальный руководитель: Ребята, я рада видеть вас в музыкальном зале.Музыкальный руководитель: (поёт) Здравствуйте , ребята!Дети: Добрый, добрый день!Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, давайте с ними тоже поздороваемся.Пропеваем: «Здравствуйте»Звучит сигнал СлайдМузыкальный руководитель: Ребята, нам пришло сообщение. Давайте послушаем.Слушают смс«Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Фея Музыки. В моей волшебной музыкальной стране случилась беда, Злая Колдунья Пауза заколдовала меня и всех жителей, и в нашем волшебном королевстве перестала звучать музыка. Чтобы расколдовать жителей музыкальной страны, нужно вернуть нотки, для этого надо выполнить много заданий, одной мне не справиться.  Я слышала, что вы очень умные, и дружные дети, у вас всё получится. В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта с заданиями! Она подскажет вам, где находятся конверты с заданиями. Как только вы выполните все задания, колдовство Колдуньи Паузы исчезнет, и мы с вами встретимся. Желаю вам удачи!».Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Фее Музыки расколдовать жителей этой удивительной страны и вернуть нотки? А вы знаете, как их зовут? Ответы детей.Музыкальный руководитель: Правильно. Это нотки до, ре, ми, фа, соль, ля, си. А живут они здесь. Как называется домик ноток? (нотный стан).Показываю нотный стан, он пустойМузыкальный руководитель: А нотный стан, к сожалению пуст, ноток нет.Ну, что же пора отправляться в путешествие! Чтобы мы оказались в Музыкальной стране, нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя. Звучит волшебная музыка, дети поворачиваются вокруг себяСлайдМузыкальный руководитель: Ну, вот , ребята, мы с вами и попали в музыкальную страну. Смотрите, а вот и карта! (Рассматриваем) Давайте посмотрим , и узнаем, где нам искать 1 конверт.1 конверт: (окно) Дидактическая игра «Разложи инструменты по видам»Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, здесь все музыкальные инструменты перепутались! Надо, разложить их по домикам, но сначала назовите мне виды музыкальных инструментовНазывают виды музыкальных инструментов и раскладывают.Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, задание мы выполнили правильно. Смотрите, первая нотка «до» возвращается на нотный стан. А мы с вами смотрим на карту, что бы узнать, где находится следующий конверт.Слайд. Конверт на музыкальном центре2 конверт: Музыкальный руководитель: читает: «В нашей стране беда, танцевать разучились навсегда. Помогите нам, друзья». Ребята, я предлагаю нам станцевать весёлый танец, и тогда жители музыкальной страны вспомнят, как нужно танцевать.Танец «Полька»Музыкальный руководитель: Ваши улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание, и  вы с ним замечательно справились. Вот и нота «ре» возвращается на нотный стан. Смотрим на карту. Следующее письмо на столике с музыкальными инструментами.Слайд.Конверт на столике с музыкальными инструментами.3 конверт.На столике с музыкальными инструментами находим письмо.Музыкальный руководитель: Инструменты выбирайте, и оркестр нам сыграйте.Оркестр «На горе – то калина»Слайд Музыкальный руководитель: А вот и нотка «ми» вернулась на нотный стан, значит, вы верно выполнили задание.Музыкальный руководитель: Снова смотрим на карту. СлайдКонверт на пианино.5 конверт: читаю: «Следующие нотки в песенке живут и подружками слывут». А что бы начать пение нужно распеться.Распевка «Весна»Музыкальный руководитель: Голоса мы подготовили. Давайте споём, знакомую вам, песню про детский сад.Песня «Детский сад»Музыкальный руководитель: Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение? Ответы детей. Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь! Посмотрите, вот и ноки «фа» и «соль» вернулись на свои места.Посмотрим на карту, где же прячется нотка «ля» . (Ответ детей)Слайд.Конверт под ёлкой.Музыкальный руководитель: Ну, что же обратимся к нашей карте снова. Видите, следующий конверт спрятан далеко в лесу, под ёлкой. Поедем в лес? А чтобы узнать, на чём мы поедем, надо отгадать загадку:На заре в широком поле, любит погулять на воле — Грациозна и красива, с пышной серебристой гривой, Что за зверь там, вот загадка, ну, конечно же… (Лошадка).Нам нужно скорее отправляться в путь.Музыкально – ритмическое движение «Лошадка».Приезжаем, находим конверт.6 конверт: Ритмические загадки прочтите, и ритм верно простучите.Дидактическая игра «Ножки и ладошки»Музыкальный руководитель: Вот и нотка «ля» присоединилась к своим друзьям. Ребята, а в конверте ещё одно послание. «Нота «Си» спрятана в конверте, а конверт находится в детском саду». Возвращаемся назад? (Ответ детей) Тогда предлагаю прилечь на ковер и закрыть глаза, и пусть волшебная музыка перенесет нас обратно в детский сад.Релаксация под музыку Г. Свиридова «Весна»из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Музыкальный руководитель: Вот мы и на месте. Вставайте, ребята. Нам предстоит найти последний седьмой конверт. И снова нам поможет карта.Слайд.Конверт на стуле.7 конверт: (стул) Музыкальный руководитель: «А сейчас,  присядьте на стульчики дружно.Музыку всем послушать нужно,Со мной поделиться впечатлениями,И нотка си вернется без сомнения»Дети проходят на стулья.Музыкальный руководитель: Ребята, а подскажите мне, пожалуйста, кто пишет музыку? (Композитор) Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского, который сочинил много музыки для детей и взрослых. Он создавал музыкальные альбомы, с одним из которых мы знакомились в старшей группе. Вспомните, как он называется? (Детский) Правильно. А я познакомлю вас с ещё одним музыкальным альбомом «Времена года» В нем 12 музыкальных пьес. Каждая пьеса -это один месяц в году. Поэтому все музыкальные пьесы имеют такое же название, как и наши календарные месяца: январь, март, апрель и т.д.Сегодня мы будем слушать музыкальное произведение П. И. Чайковского "Подснежник". Эту пьесу П. И. Чайковский сочинил про весенний месяц апрель.Слушание «Подснежник».Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось произведение? Какое произведение по характеру? Что вы представили себе, когда слушали это произведение? (Цветы прорываются сквозь снег) Правильно. А сколько частей в произведении? (Три). Правильно. Как звучит мелодия в первой части? (В первой и третьей части мелодия звучит неторопливо, с остановками, нежно. Во второй части? (немного взволнованная, беспокойная). Ребята, послушайте стихотворение Апполона Николаевича Майкова: Голубенький чистый                Подснежник-цветок,                А подле сквозистый                Последний снежок.                Последние слёзы              О горе былом                И первые грёзы                О счастье ином....Подходит это стихотворение к музыке Чайковского? (Да). Правильно. Музыка П. И. Чайковского и стихотворение посвящены одному и тому же образу и имеют сходство в том, что передают настроение расцветающей весны.  А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео иллюстрацию осенней природы.Просмотр видео.Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, соответствуют ли данные иллюстрации характеру и настроению музыки? (Ответы детей).Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, художники очень чутко прислушались к языку музыки и даже расслышали все музыкальные интонации и перенесли их на свои картины.  Посмотрите, последняя нотка «си» вернулась на нотный стан. А теперь повторим названия ноток и пропоём их.Дети повторяют и пропевают названия.Звучит музыка, заходит Фея Музыки.Фея Музыки: Здравствуйте, ребята я – Фея Музыки. Спасибо вам за помощь. Вы выполнили правильно все задания, расколдовали меня и вернули всем жителям музыкальной страны хорошее настроение. Ребята, когда я подходила к вашему залу, я услышала красивое произведение. Напомните, как оно называется? (Ответ). Кто написал музыку? (Ответ)Фея: Правильно!  Ребята, а вы хотите изобразить свою весну?Дети: Да!Фея: В таком случае, давайте с помощью подснежников, которые вы изготовили, изобразим весну.Аппликация (звучит музыка)Фея: Молодцы, ребята. Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.Музыкальный руководитель: ну, что же наше занятие подошло к концу. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались.Ответы детей.Фея: Ребята, за вашу помощь, старание и умение я хочу подарить вам музыкальные медальки.Воспитатель: Ребята, в скандинавских странах существуют сказки про злых духов - троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы.Знаменитый норвежский композитор, пианист, дирижёр,- Эдвард Григ (1843—1907, очень много своих произведений посвятил сказкам, и сказочным персонажам. В том числе и троллям.В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается об этих волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Послушайте и расскажите, как звучит эта музыка? (Звучит запись.)Дети, таинственная, сказочная.Воспитатель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы - низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце - на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке.«Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Фея Музыки. В моей волшебной музыкальной стране случилась беда, Злая Колдунья Пауза заколдовала меня и всех жителей, и в нашем волшебном королевстве перестала звучать музыка. Чтобы расколдовать жителей музыкальной страны, нужно вернуть нотки, для этого надо выполнить много заданий, одной мне не справиться.  Я слышала, что вы очень умные, и дружные дети, у вас всё получится. В путешествии вашей помощницей станет Сказочная Карта с заданиями! Она подскажет вам, где находятся конверты с заданиями. Как только вы выполните все задания, колдовство Колдуньи Паузы исчезнет, и мы с вами встретимся. Желаю вам удачи!».Звучит музыка, заходит Фея Музыки.Фея Музыки: Здравствуйте, ребята я – Фея Музыки. Спасибо вам за помощь. Вы выполнили правильно все задания, расколдовали меня и вернули всем жителям музыкальной страны хорошее настроение. Ребята, когда я подходила к вашему залу, я услышала красивое произведение. Напомните, как оно называется? (Ответ). Кто написал музыку? (Ответ)Фея: Правильно!  Ребята, а вы хотите изобразить свою весну?Дети: Да!Фея: В таком случае, давайте с помощью подснежников, которые вы изготовили, изобразим весну.Аппликация (звучит музыка)Фея: Молодцы, ребята. Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.Музыкальный руководитель: ну, что же наше занятие подошло к концу. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались.Ответы детей.Фея: Ребята, за вашу помощь, старание и умение я хочу подарить вам музыкальные медальки.
    -