Публикации Проект "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Автор: Епихина Галина Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад 67 «Умка»Проект на тему:«Фольклор как средство развития речи детейдошкольного возраста».Воспитатель:Епихина Г.А.Г. Нижневартовск, 20231 Технологическая карта проектаРазработчик и составитель проекта: Епихина Галина Анатольевна,воспитатель первой квалификационной категорииНазвание организации: МБДОУ детский сад 67 «Умка»Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники иих родителиАктуальность проекта: Использование детского фольклора вразвитии речи и приобщение к истокам народной культуры детейсоответствует принципам и направлениям Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоениямалых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко иестественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковаякультура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опытсоциального поведения, формируется отношение к окружающему миру,потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственнуюнаправленность.Цель:Развиватьречевые, творческие,познавательные,коммуникативные способности детей на основе устного народноготворчестваЗадачиОбразовательные:1231. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание,активизировать словарный запас детей;. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малыехудожественные произведения, загадки;. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.Развивающие:. Развивать у детей художественно речевые исполнительскиеспособности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения2 применять разнообразные интонации, выражающие характерпроизведения.21. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.Воспитательные:. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрахэмоционально-положительное отношение к нему.. Обогащать чувства, воображение и речь детей.23. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение междудетьми через художественные произведения и народные игры.II.Совершенствоватьпредметноразвивающуюсреду,способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.III. Привлекать родителей к активному участию по данномунаправлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.Сроки реализацииСентябрь 2018 - Май 2019Ожидаемые результаты:Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, снародными играми и хороводами, с народным рукотворнымтворчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарьребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, еёграмматический строй, развивается эмоциональная выразительностьречи.Расширится и активизируется словарный запас детей;Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себепроисходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;У детей проявится эмоционально положительное отношение кдетскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народномутворчеству.3 У детей появятся навыки общения и совместной игры.ВведениеРечь имеет большое значение для целостного и всестороннего развитияребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основнымсредством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам идействиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которымребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослогоявляется одним из важнейших механизмов формирования общения вмладшем возрастеГлавная задача педагога в области развития речи детей младшегодошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи, овладетьродным языком.Важнейшим источником развития выразительности детской речиявляются произведения устного народного творчества, в том числе малыефольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки ит.д.).Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклораогромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающейдействительности, развивает умения тонко чувствовать художественнуюформу, мелодику и ритм родного языка.Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детейвторой младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшегодошкольного возраста посредством устного народного творчества».Актуальность проектаОдин из принципов дошкольного образования это приобщение детей ксоциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогаетреализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный вФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольногообразования. Так же в стандарте обозначены основные направления в4 развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевоеразвитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря;развития связной, грамматической правильной диалогической имонологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи;фонематического слуха;знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание наслух текстов различных жанров детской литературы;формирование звуковой аналитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте.Использованиедетскогофольклорасоответствуетданномунаправлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходитсовершенствование речи, легко и естественно активизируется словарьребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение кокружающему миру, потому как каждое произведение народного творчестваимеет нравственную направленность.Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в егоприроде, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой.Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии иявляется носителем культурных традиций народа.Тип проекта:По времени: краткосрочный;По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;Попознавательный;Срок реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019.доминирующейдеятельности:творческий,игровой,5 Участники проекта:Дети 2 младшей группы (3-4года);Воспитатель;Родители воспитанников;Музыкальный руководитель.Гипотеза: Если использовать устное народное творчество наряду ссовременными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повыситсяуровень познавательной и коммуникативной способности способностейдетей.Цель:развиватьречевые, творческие,познавательные,коммуникативные способности детей на основе устного народноготворчества.Задачи:Образовательные:1231. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание,активизировать словарный запас детей;. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малыехудожественные произведения, загадки;. Учить детей играть в народные игры.Развивающие:. Развивать у детей художественно речевые исполнительскиеспособности - выразительности, эмоциональности исполнения, уменияприменять разнообразные интонации, выражающие характерпроизведения.212. Развивать умение играть в совместные народные игры.Воспитательные:. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрахэмоционально-положительное отношение к нему.. Обогащать чувства, воображение и речь детей.6 3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение междудетьми через художественные произведения и народные игры.II.Совершенствоватьпредметноразвивающуюсреду,способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья детскийсад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках иразвлечениях.Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, снародными играми и хороводами, с народным рукотворнымтворчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарьребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, еёграмматический строй, развивается эмоциональная выразительностьречи.Расширится и активизируется словарный запас детей;Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себепроисходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;У детей проявится эмоционально положительное отношение кдетскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народномутворчеству.У детей появятся навыки общения и совместной игры.Предполагаемые продукты проекта:Уголок театрализованной деятельности пополнится: различнымивидами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и другихнародов мира.Появится уголок «Народной игрушки».7 Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическимматериалом и картотеками.Методы и приемы работы с детьми:Наглядный метод:Рассматриваниекнижныхиллюстрацийкпроизведениям,репродукций, предметов народного творчества;театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;проведение дидактических игр;Словесный метод:чтение произведений русского народа и других народов мира;заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;проведение праздников, утренников, развлечений.Игровой метод:игры-драматизации;игры-инсценировки;имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;дидактические игры, настольно-печатные игры;Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;Практический метод:проведение забав на фольклорном материале;проигрывание народных игр;театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;Виды детской деятельности:Реализация проекта осуществляется через различные виды детскойдеятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную,познавательную, восприятие художественной литературы.Ресурсное обеспечение проекта:Материально технические ресурсы:1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:8 разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф,кукольный;шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке«Теремок», и другие персонажи.2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:русских народных игр для детей дошкольного возраста;русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток,закличек загадок;пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраставозраста;развития артикуляционного и дыхательного аппарата,обшеразвивающие упражнения для физических минутокиспользованием потешек.сЭтапы реализации проектаСроки реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019года1этап: ПодготовительныйОбозначение актуальности и темы будущего проекта.Постановка цели и задач.Составление плана реализации проекта на год.Составление перспективно-тематического планирования по теме«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» сучетом интеграции образовательных областей.Составление плана работы с родителями на год.Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театрна фланелеграфе, кукольный театр).Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковойгимнастики, наглядного материала.Подбор дидактических игр.9 Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы,консультации с родителями по выявлению способностей в той илииной области рукоделия и возможностей.2этап: ОсновнойРеализация проекта.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.3этап: ЗаключительныйПрезентации проекта «Фольклор как средство развития речи детейдошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.Подведение итогов и перспектива на следующий год.План мероприятий по реализации проектаФорма работыСодержаниеПодготовительный этапИспользование разных источников при поиске ответа по теме.Обозначение актуальности и темы будущего проекта.Беседа с родителямиПостановка цели и задач.Беседа с детьмиНаписание проекта.Составление плана реализации проектаРабота с методическим материалом, литературой по данной теме.Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки,литературы по теме.Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театрна фланелеграфе, кукольный театр).Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.ЛитератураИнтернет ресурсы10 Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению ихзаинтересованности пополнении театрального уголка, ихвспособностей в той или иной области рукоделия и возможностей.Родительское собрание.Беседы о театреПодбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковойгимнастики, наглядного материалаСоставление картотеки, работа с литературой и ИнтернетПодбор дидактических игр.Составление картотеки, работа с литературой и интернетПривлечение родителей к текущему проекту.Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театрна фланелеграфе, кукольный театр).Работа с родителями.2этап: Основной.План работы на годРаздел.ИзучениеСроки.Содержание работы.Практическиевыходы.Сентябрь-1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.методическойлитературы.май.«народнаявоспитанииМ.,1995.педагогикавдошкольника.»2. Даль В.И. « Пословицы ипоговоркиМ.,2009.русскогонарода»3.Жаворонушки:Песни,приговорки, потешки, прибаутки,считалки/сост.Г.Науменко.1998.4. Князева О.Л., МаханеваМ.Д.,Приобщение детей к истокамрусской культуры: Учеб.-метод.Пособие 2-е изд., перераб., и доп.сПб,.2008.5. Козырева Л.М. Говорю красивои правильно. Развитие речи удетей от рождения до 5 лет. М.,2005.6.Русскийфольклор/Сост.В.Аникин. М., 1985.Работас Октябрь.Пальчиковые игры на основе Игровая11 детьми.русских народных потешек.Пальчиковый театр.деятельностьПоиграемпальчиками».Показ русской«сНоябрь.народной сказки «Теремок»Декабрь.Знакомство с загадками.Отгадывание детьми загадок.Игроваядеятельность«Покажи отгадку»Январь.Досуг«Вечерзагадок».Февраль.Знакомствопраздникомзакличками весны.собрядовым РазвлечениеМасленица, «ШирокаяМасленица»МартЗнакомство с народной игрушкой Игра на народныхи музыкальными инструментами. музыкальныхинструментах.Апрель.Май.Знакомствопотешками о солнце.сзакличками, Досуг «Солнышко,нарядись, красное,покажись!»Народные игры.Создание картотекималыхфольклорныхжанров, народныхигр и хороводов,артикуляционной ипальчиковойгимнастики3этап: Заключительный12. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.. Подведение итогов и перспектива на следующий год.В ходе реализации проекта:Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детскогофольклора;Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желаниевыступать перед куклами и сверстниками);Расширится и активизируется словарный запас детей;Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себепроисходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;Обогащается игровой опыт;12 Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерныедействия персонажей.У детей проявится эмоционально положительное отношение кустному народному творчеству и народным играм, формируетсяустойчивый интерес к театрализованной деятельности.Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарьребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, еёграмматический строй, развивается эмоциональная выразительностьречи.У детей появятся навыки общения и совместной игры.Список используемой литературы:123456. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду:игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга длявоспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитаниидошкольника. М., 1995.. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика Синтез, 2009.-58с.. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие длявоспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.-352с.789. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.. Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. Кн. 1.. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика Синтез,2008 год.-128с.110.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 20091.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки /Сост. Г. Науменко. М., 1998.13 1112.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русскойкультуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 20083.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей отрождения до 5 лет. М., 2005.4.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия,2000. - 416с.115.Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.6.Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А.Леонтьева. - М.: Просвещение, 1974. - 148 с.7.Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.8.Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3лет. М., 2009.1121.14
-