Публикации
«Особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок».
Автор: Рухлова Валерия Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок».
Автор: Рухлова Валерия Николаевна
«Особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок». Цель – представить результаты исследования по теме: особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок. В дoшкольный периoд развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление. Oсобое место занимает развитие восприятия. Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно на основе восприятия возможна деятельность других познавательных процессов. Вместе с тем оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом. Одним из видов восприятия является художественное восприятие. Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием на него произведений искусства. Восприятие художественного героя является частью полноценного восприятия художественного произведения. Одним из средств художественно-эстетического развития ребенка является художественная литература. В дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица и другие. Важное место среди них занимает народная сказка. В рамках образовательной области художественно-эстетическое развитие ставятся задачи направленные на стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «» предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В ФОП ДО уже со 2 младшей группы ставится задача развития умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. В более старшем возрасте - углублять восприятие содержания и формы произведений (оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению). Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театров. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия героев произведений художественной литературы. Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Арановской и другими было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет основу художественного восприятия. Весомый вклад в решение этой проблемы внесли также работы В.А. Бахтиной, А.Д. Кошелевой, Е. Трубецкова и др. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. Этого недостаточно для того, чтобы ребенок смог целостно воспринять героя сказки. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева понимают под художественным восприятием процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появления интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом. В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Приобщение старших дошкольников к художественной литературе является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования, так как, в третьем тысячелетии, современное общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В данном случае, прежде всего, страдают, дети дошкольного возраста, теряя связь с чтением художественной литературы в семье. Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых, приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе используется в неполном объёме, и затрагивается только её поверхностная часть; во-вторых, возникает общая потребность в передаче и сохранении чтения в семье дошкольника; в-третьих, воспитание детей старшего дошкольного возраста художественной литературой не только дает им радость, творческий и эмоциональный подъём, но и становится основой всего русского языка. Было выявлено определенное противоречие между достаточно высоким уровнем разработанности задач по восприятию детьми дошкольного возраста героев сказок и недостатка методических разработок по данной теме: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмпирических и методических разработок на эту тему недостаточно. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что изучение особенностей восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок является актуальным вопросом. Объектом нашего исследования стала старшая группа детей в возрасте 5-6 лет. Экспериментальное исследование было проведено на базе МАДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Лесная сказка» г. Северодвинска. В исследовании принимало участие 16 детей. Для эксперимента была выбрана сказка «Гуси-лебеди». Для того чтобы выявить особенности восприятия детьми 5-6 лет героев русских народных сказок я разработала беседу. Вопросы и задания, предлагаемые в ходе беседы, возникли из анализа литературы и определений понятий «восприятие литературного героя» и «литературный герой». Воспринять художественного героя значит воспринять внешность, действия, поступки, эмоции, чувства и мысли героя, мотивы поступков героя, а также сопереживание герою, умение воспроизводить картины жизни героя. Литературный герой – главное или одно из главных действующих лиц в произведении. Беседа состоит из 14 вопросов. Вопросы методики направлены на выявление знаний детей о том, что такое сказка, и в чем ее отличие, например, от рассказа, о герое произведения, о том, знают ли дети кто такой главный герой, его внешности, действиях/поступках, эмоциях, чувствах и мыслях, а также на выявление умений определять мотивы и поступки героя, его эмоции, видеть динамику эмоций, сопереживать герою, воспроизводить картины из жизни героя.1.Чем сказка отличается от рассказа?2.Какие русские народные сказки ты знаешь?3.Ты знаешь сказку Гуси-лебеди? Назови героев этой сказки?4.Назови главного героя этой сказки?5.Ты беспокоился о том, что девочка не сможет спасти брата?6.У меня есть картинки с изображением героев сказки. Разложи их на 2 группы – хорошие и плохие. 7.Расскажи мне про девочку, какая она?8.Какое чувство испытывала девочка когда гуси унесли братца?9.Что она испытывала, когда они с братом убегали от погони?10.Что она испытала, когда они оказались дома?11.Почему девочка сначала не помогала другим героям? 12.Почему потом помогла? 13.Почему Яблонька, Печка, Мышка и Речка решили помочь девочке? 14.Представь, что ты попал в сказку тогда, когда девочка пришла в дом к Бабе-Яге. Расскажи мне, что там происходит?Уровень восприятия сказочных героев можно интерпретировать по следующим критериям оценки:2 балла – ребенок дает правильный ответ.1 балл – ребенок отвечает приблизительно.0 баллов – ребенок не отвечает.80-100% правильных ответов - высокий уровень50-79% -средний уровеньМенее 50% - низкий уровень. Высокий уровень восприятия героя литературной сказки показали только 4 ребенка, средний уровень 6 детей, и низкий уровень восприятия героя показали 16 детей. Таким образом, можно выделить следующие особенности восприятия детьми 5-6 лет героев народных сказок:Восприятие детьми героя сказки не является полным Дети верно воспринимают действия/поступки героя Дети верно определяют эмоции и могут выделить эмоцию героя в зависимости от отрывка сказки Дети не прослеживают динамику эмоций героя Детям тяжело дается восприятие чувств и мыслей героя Дети не могут верно описать мотивы поступков героя
