Публикации Особенности развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Автор: Марковская Анастасия Александровна

Особенности развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Марковская Анастасия Александровна
студентка ,ФГАОУВО Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет. Россия, г.Белгород
В статье рассматриваются особенности развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: гендерные представления, дошкольники, игровая деятельность. Целевые ориентиры стандарта дошкольного образования учитывают социальную ситуацию развития современных детей. Через призму восприятия дошкольника преломляются как традиционные паттерны (образцы) поведения мужчин и женщин, так и общемировые тренды: активное материнство, увеличение количества женщин в управлении государством и бизнес-структурами, акцент на эмоциональной функции отца в семье, равноправие и др.
Медиасреда также оказывает мощное влияние на развития гендерных представлений дошкольника. Так, анализ количества подписчиков на видеосервисе YouTube показал, что самые популярные мультсериалы у современных детей: Маша и Медведь (10 млн. подписчиков), Щенячий патруль, Барбоскины, Свинка Пеппа, Фиксики.
Вне зависимости от пола герои мультфильмов умеют критически мыслить, увлекаются интересными делами, имеют свое мнение и отстаивают его. Современные мультфильмы перестали быть продолжением детских сказок, где мир упрощенно разделен на черное и белое; в них дети видят мир таким, какой он есть, с реальными сложностями и проблемами. Однако содержание подготовки педагогов ориентировано на соблюдение традиционных гендерных представлений в технологии воспитания дошкольников.
Основополагающим отечественным исследованием по этой проблеме, является работа Т.А. Репиной Проблема полоролевой социализации детей (2004), обобщающая результаты б исследований ] лаборатории социального развития личности Центра Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, проведенных в 70-90-х годах прошлого столетия .
Очевидно, что дошкольники, входившие в экспериментальную выборку этого исследования, уже стали родителями и даже бабушками и дедушками. Перед коллективом педагогов в рамках реализации деятельности региональной инновационной площадки по теме Формирование гендерной идентичности у старших дошкольников стоит задача определения индикаторов процесса формирования гендерных представлений современных дошкольников, гендерно окрашенных поведенческих образцов, которые были бы органично и осознанно присвоены детьми.
Становление гендерных представлений рассматривается как проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. i Мы трактуем гендерную идентичность дошкольника как интегративное, динамичекое,структурно-уровневоеобразование, представленное
совокупностью компонентов: познавательного (Я знаю), эмоциональномотивационного (Мне нравится или Я хочу), коммуникативного (Я общаюсь, дружу), деятельностного (Я делаю).
Под развитием гендерных представлений Н.В. Дмитриева понимает такую конфигурацию элементов идентичности, при которой обеспечивается баланс задач социализации - индивидуализации .
По утверждению многих исследователей Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.А. Константинова, человечество никогда не позволяло себе забывать о возможности подготовки мальчиков и цдевочек к взрослой яжизни. В своих книгах они отмечают, что история различных народов, отраженная в сказаниях, легендах, художественных произведениях, повествует о том, что столетиями складывались различные типы воспитания мужчин и женщин.
Например, вот какие черты воспитывались в будущих мужчинах:
мужество, смелость, умение постоять за справедливость, защитить;
преодоление слабости, пренебрежение к боли, страху;
сдержанность, немногословность, спокойствие;
умение жертвовать собой, быть снисходительным, щедрым;
умение поделиться с близким, другом, чужаком всем, что имеешь сам.
У девочки формировали такие качества, ркоторые (помогали бы ей в будущем стать заботливой матерью, нежной, умной расторопной хозяйкой.
Ж.Ж. Руссо в своей книге Эмиль и о ^воспитании указывает на дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, так как у них разное назначение. Он считал, что женщины не ^должны быть умными, они предназначены для дома, поэтому качества и поведение должны воспитываться соответствующие .
Зигмунд Фрейд разработал теорию психоанализа, в которой большое значение предавал борьбе биологических инстинктов с социальными и нравственными качествами личности .
В.Т. Белинский говорил о необходимости давать образование и j воспитание мальчикам и девочкам, но разное (мальчики - военные, девочки - jгувернантки) .
Из этого следует, что воспитывать мальчиков и девочек необходимо по- разному, т.к. думают и развиваются они совершенно не одинаково.
Однако по данным исследований Т.А. Репиной не следует воспитывать мальчиков и девочек раздельно друг от друга, т.к. могут сформироваться те \качества, которые характерны для данного пола, а такие качества как взаимоуважение, сочувствие к другому полу без подкрепления навыков сформироваться не смогут .
Поэтому так необходимо определение условий развития в дошкольном возрасте самореализация личности, (воспитания, стремления к разумному и доброжелательному сотрудничеству мальчиков и девочек, являющихся основой гармоничного взаимодействия полов в будущем.
Гендерная идентичность - это психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или женщиной. зЭто базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков индивида и соответствующей социализации.
Процесс гендерных представлений осуществляется через семью, а также через сверстников. Группа ДОУ - это, по существу, первое детское общество для формирования качеств общественности, полоролевого поведения.
Таким образом, мы убедились в том, что необходимо воспитывать j мальчиков и девочек по-разному, так как они различны как физиологически, так и психологически, но не раздельно друг от друга. Необходимо использовать такие технологии, которые в доступной форме смогут формировать в здетях гендерную индивидуализацию.
Список используемой литературы
Дмитриева, Н. В. Типология формирования и классификации видов постмодернистской гендерной идентичности / Н. В. Дмитриева // Актуальные проблемы психологии личности : материалы II междунар. науч.-практ. конф., 01 февр. 2010г., г. Новосибирск. - Новосибирск : [б. и.], 2010. - Ч. 1. - С. 80-88. - Текст: непосредственный.
Исаев,Д.Н., Половое воспитание и психогигиенапола у детей /Д. Н.Исаев, В.Е.Каган. - Ленинград : Медицина, 1980. -184 с. - Текст:непосредственный.
Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Изд-во Моск. психол.- социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2009. - 122 с. - Текст: непосредственный.
Руссо, Ж. Ж. Эмиль или О воспитании / Ж. Ж. Руссо ; пер. с фр. М. А. Энгельгардта. - Санкт-Петербург : Шк. и жизнь, 1913. - 491 с. - Текст: непосредственный.
Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд. - Москва : Наука, 1991. - 455 с. - Текст: непосредственный.
-